Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Харламова Людмила Николаевна

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), помочь ребенку развить творческие способности, о которых тот, возможно, и не подозревает. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на неё.

Е.Евтушенко

Так должно быть, поэтому я стараюсь развивать творческие силы в ребенке,  делать его развитие гармоничным. А гармоничность может быть достигнута лишь тогда, когда совершенствуются все стороны способностей школьника – эстетическое отношение к действительности, художественное выражение и психические качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_klassa_a_harlamova_l.n.docx38.7 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx991.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель   Харламова Людмила Николаевна

Класс  1

Предмет   русский язык

Тип урока - урок  «открытия» нового знания

Тема урока  «Буквосочетания ЖИ-ШИ».

Цель:  формировать умение правильно писать слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ.

 Задачи:

  - знакомить с буквосочетаниями  ЖИ – ШИ;

  -воспитывать   интерес к предмету, любовь к языку,  чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу;

 -развивать  творческие способности, умение видеть орфограммы, устную связанную речь.

         Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЖИ – ШИ и  правильно писать эти буквосочетания;

 личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; 
метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
познавательные: извлекать информацию из предложенного задания; на основе анализа делать выводы;
коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Дидактические средства:  презентация,    Канакина В.П., Горецкий В.Г.   Русский язык.  1 класс

Этап урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Регулятив-ные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

Мотивация

 учебной деятель-ности.

 2 мин.

 

 

 

Беседа  

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Сели прямо, ноги вместе!

 Подравнялись. Улыбнулись.

И ко мне все повернулись!

Чтобы узнать о вашем настроении и готовности к уроку, поднимите смайлики.

Мне приятно видеть ваше хорошее настроение. А значит, вы преодолеете все трудности, которые встретятся  в пути. Сегодня мы отправляемся  в плавание    по океану Знаний.  Во время путешествия   познакомимся с  одним из правил русского языка.

  Какова цель нашего урока?

Приветствуют учителя.

Отвечают: познакомиться с новым правилом и научиться писать слова, применяя это правило.

Волевая саморегуля-ция

Целеполагание

Формирование умения слушать.  

Минутка чистописа-ния

3 мин.

Слайд № 2

Гимнастика для пальчиков

Откройте тетради и запишите число

Пальчиковая гимнастика

- Посмотрите на доску и скажите, какие буквы можно составить из этих элементов?  

Пишу на доске

Поставьте руку на локоть и пропишите в воздухе эти буквы.  

 

   

 

Пишут:  Пп в воздухе, затем в тетради

 

 

Учебная деятель-ность, направлен-ная на организацию своей работы, самоконт-роль, самооценка

Актуализа-ция и фиксирова-ние индивиду-ального затруднения в пробном действии.

2 мин

 

Слайд №2

Слайд №3

2 мин

Слайд №4

Работа со слова-рём

  Отправляемся в путешествие на паруснике.

- Как вы думаете, что это такое?

-Где мы можем уточнить лексическое значение этого слова?

- Ваши предположения были верны?

  На паруснике мы отправляемся  на   остров, на котором живут буквы.

-Догадайтесь, куда разместить этих пассажиров?

- А как вы думаете, почему так расставили буквы?

Только по звонкости – глухости?

 

 

В словаре.

Читают в словаре Ожегова, что такое парусник.

Это судно с парусом, которое двигается по  поверхности воды.

На  парус  с буквой  Б

можно посадить…..

Дети подставляют нужные буквы

( б - п, в – ф,  г – к, д – т, з – с, ж – ш )

Эти буквы обозначают парные согласные  по  звонкости и глухости

И по твёрдости – мягкости.

Одна пара отличается.

Буквы  Ж – Ш

всегда обозначают твёрдые согласные звуки.

Самоконт-роль: учатся отличать верно выполнен-ное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Умение выражать свои мысли с достаточ-ной полнотой и точно-стью,  умение слушать и понимать речь других.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

Выход   из затруднения

Слайд №5

1 мин

Слайд №5

2мин.

1мин

Слайд №6

Слайд №7

Работа

в парах

 Вывешивается парусник с буквами Ж-Ш.

Давайте попробуем с этими согласными  составить слова, подставляя другие

буквы, обозначающие гласные звуки.

Ш…Р

Ж…К

Ж…Р  

Ш…П                  

Ы,  И, А,  У

-Что у вас получилось?

-Другие варианты есть?

Всегда ли мы пишем в русском языке слова так  как мы их слышим?

Какой сделаем вывод?

 

- Сформулируйте тему урока

Повторите цель урока.

 

 

 

 

Слова:  ШАР,ЖУК, ЖИР, ШИП - ?

Не всегда

 

Написание буквы И подчиняется правилу

«Правописание буквосочетаний

 ЖИ – ШИ»

Правописание буквосочетаний

ЖИ - ШИ

Научиться правильно писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ

Самоконт-роль, самооценка

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проговаривание, последовательность действий

на уроке;

Формирование познава-тельной инициати-вы.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно-стью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

ФИЗМИНУТКА

Первичное закрепление

Слайд №8

 

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Само-стоя-тель-ная Работа по вариантам

Самоо-ценка

Работа в парах

Взаимопроверка

Зная правило,  отправляемся в гости к словам, которые живут на следующем острове.

Стр.117 упр.4

На какие две группы можно разделить эти слова?

Сне…нка,    сме…нка,  пасса…р,   пру…на,  ду…стый,   пу…стый,  дру…ть, сме…ть,  …тель, ма…на,   …знь, кув…нка.

Самооценка

Взаимопроверка

Посмотрите внимательно на слова,  найдите знакомые орфограммы

Какое новое  слово встретилось?

Какое  лексическое значение у этого слова.

Поделите на слоги, поставьте ударение, назовите орфограммы.

Возьмите в руки конверт со словами и соберите

предложение.

«У Миши машина, у машины шина.»

-Что получилось?

- Другие варианты есть?

Какие вы видете орфограммы?

Произнесите её 3 раза.

Сложите слова в конверт.

Запишите по памяти

Оцените себя

Обменяйтесь тетрадями

Слова с ЖИ  и слова  с ШИ

Вставляют в слова  пропущенные

буквосочетания

1 вариант – ЖИ:

Снежинка, пассажир, пружина, дружить,  житель,

 жизнь.

2-вариант – ШИ:

Смешинка, душистый,

пушистый,   смешить, машина, кувшинка.

Записывают их

Безударные гласные в словах:  смешинка, смешить, житель, машина, пассажир (удвоенная согласная)

 Машина

Разг. АВТОМОБИЛЬ

3 слога

2 слог ударный,

безударные А и А,

сочетание ШИ ударное, но писать надо по правилу ШИ пиши с буквой И

 

Скороговорка

Предлог У,

собственное имя Миша,

буквосочетание ШИ-пиши с И

Взаимопроверка

Формирование умения высказывать свое предположение на основе работы  материала учебника

Формирова-ние умения

извлекать информа-цию из текста.

Физминутка  для  глаз

 

Слайд №12

Слайд №13

Работа в группах

 Путешествие продолжается.

Причаливаем к острову ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Упр.5 стр.117

Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

 Скоро выйдут муравьи

На дорогах лужи.

По полям бегут ручьи,

После зимней стужи.

Проверка:  прочитайте

группой по 1 предложению

Другие варианты есть?

(Давайте разбираться по смыслу – если ошиблись.)

Кто автор этих строк?

Какое задание вы   предложили бы выполнить?

 Самооценка  

Ребята  определяют порядок предложений  

 

 

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

 После зимней стужи.

Самуил  Яковлевич Маршак

Выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ

Лужи, стужи.

 

Формируем умение составлять план деятельно-сти на уроке  с помощью учителя

 Подведение итогов

Слайд №15

Само-стоя-тель-ная работа  

   Мы причалили к     острову, на котором живут словосочетания

Возьмите в руки карточки зеленого цвета, вставьте пропущенные буквы в слова.

 холод-ная

маш…на

тугая

снеж…нка

еловые

пруж…на

 грузо-вая

ш…шки

Самооценка

- Подумайте, можете посовещаться, какие словосочетания можно составить из этих слов.

  Вложите в тетради свои карточки.

 

 

Холодная снежинка

Тугая пружина

Грузовая машина

 Еловые шишки

 

Формулирование и аргумента-ция своего мнения, учет разных мнений

Умение контроли-ровать и оценивать процесс и результа-ты деятельности.

Рефлексия учебной деятельно-сти на уроке.

Слайд №16

Наше путешествие заканчивается. Нас радушно встречает родной город Курск.

- Вспомните, какую цель  вы ставили перед собой?

Давайте ещё раз вспомним, как пишутся буквосочетания ЖИ – ШИ?  

Внимание, на экран. Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я

научился …  .

Мне было …  .

 Меня заинтересовало… .

А мне бы хотелось увидеть ваше настроение.

Спасибо за урок!

 

Да

Я научилась писать буквосочетания

 ЖИ – ШИ. …….

Смайлики  

Самооценка своих возможно-стей

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результа-тов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №28» г.Курска Учитель Харламова Л.Н. 14 мая 2015года Урок русского языка в 1 классе «Буквосочетания ЖИ – ШИ»

Слайд 2

П Ф К Т С Ш Остров букв

Слайд 3

Б П В Ф Г К Д Т З Ж Ш С

Слайд 4

Ж Ш

Слайд 5

ш А Р … Ж у … К Ш … П Ж И Р Ы И …

Слайд 6

Тема урока «Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ»

Слайд 7

Цель урока: научиться правильно писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Слайд 8

Остров слов Стр.117, упр.4

Слайд 9

1-вариант сне жи нка пасса жи р пру жи на дру жи ть жи тель жи знь 2-вариант сме ши нка ду ши стый пу ши стый сме ши ть ма ши на кув ши нка

Слайд 10

МАШИНА

Слайд 11

У Ми ши ма ши на, у ма ши ны ши на.

Слайд 12

О СТРОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Упр. 5, стр.117

Слайд 13

По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 14

Остров словосочетаний

Слайд 15

х олодная т угая е ловые г рузовая маш …на снеж … нка пруж …на ш … шки

Слайд 16

Сегодня на уроке я научился… . Мне было … . Меня заинтересовало….

Слайд 17

М о л о д ц ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ I СТУПЕНИ

В связи с изменением требований общества и государства к качеству современного образования в настоящее время на первый план в обучении выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной ...

статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка"

В статье расказано о развитии творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....