Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка
материал по русскому языку

Светлана Сергеевна Бабонова

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в процессе реализации ФГОС НОО

 на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Бабоновой Светланы Сергеевны

 2021г.

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

 Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • а в общем, способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует также:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

 Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления;
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы: 

  1. метод анализа;
  2. метод сравнения;
  3. метод обобщения;
  4. метод классификации;
  5. формулировка понятий;
  6. внутренний план действий.

 При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы;
  2. презентации к урокам;
  3. логические игры;
  4. тестовые оболочки;
  5. ресурсы Интернет;
  6. электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности;
  • вносит радость в жизнь ребенка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

Этапы подготовки к уроку:

  • диагностика;
  • прогнозирование;
  • планирование.

Диагностика:

  • характер учебного материала;
  • структура урока;
  • временные затраты в учебном процессе;
  • возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

Прогнозирование:

  • оценка различных вариантов проведения урока;
  • выбор наиболее оптимального.

Планирование:

  • создание методической структуры урока;
  • выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т.д.

Использование ИКТ на различных этапах урока:

  • подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
  • усвоение новых знаний;
  • закрепление новых знаний;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Рекомендации к оформлению презентаций: 

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

 • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

 • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

 • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

 • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

 • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

 • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

 • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

 • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

 • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

 Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

 • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

 • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

 • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

 • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

Методические рекомендации для учителя начальных классов по реализации гендерного обучения и воспитания

Методические рекомендации  для учителя начальных классов по реализации гендерного обучения и воспитания...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".

В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена анализу вопросов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе. Грамотное использование возможностейИКТ в начальной школе будет спосо...