МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
методическая разработка по русскому языку на тему

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

                                        РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД,

                                                                                                           ДЕФЕКТОЛОГ

                                                                                                              МАТВЕЕВА Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

г.НОВОКУЗНЕЦК 2014г.

 

Содержание

 

     1. Введение ____________________________________________  3

  1. Коррекционно-развивающая работа по развитию

         слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.________4

     3. Развивающие упражнения для обучающихся,

        испытывающие трудности при обозначении

        мягкости согласных звуков мягким знаком.________________  8

     4. Развивающие упражнения на  дифференциацию букв,

        имеющих  кинетическое сходство.________________________10

    5. Литература ___________________________________________12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начальных классах у некоторых обучающихся можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. При  своевременном устранении речевых нарушений можно не допустить появления специфических ошибок на письме.

Обычно, коррекционно-развивающую работу по исправлению письменной речи обучающихся проводит логопед, но они есть не во всех школах. Кроме того, не все родители имеют возможность отправить ребёнка на занятия с логопедом.

Учитель, заинтересованный в результате своей работы, не всегда имеет возможность подобрать нужные упражнения для учеников с дисграфией, так как на это уходит огромное количество времени и средств, для приобретения различных книг по логопедии.

 Представленные  методические рекомендации учителя-логопеда можно использовать как для профилактики нарушений письменной речи, а так же для коррекции нарушений письма на уровне написания буквы, слога, слов. Предложенные упражнения помогут обучающимся соотносить звук и букву, различать буквы, имеющие сходства при звучании и правильно обозначать их буквами.  Учитель, ориентируясь на уровень знаний детей, характер испытываемых трудностей в написании, может дополнять, усложнять задания, опираясь на данные образцы упражнений.  Задания можно выполнять как  на групповых, так и индивидуальных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коррекционно-развивающая работа по развитию слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Очень распространённой ошибкой у обучающихся являются пропуски букв и слогов при написании слов. Процесс формирования звукового анализа и синтеза процесс очень  сложный и длительный. Поэтому коррекционно-развивающую работу нужно проводить систематически, учитывая последовательность в работе и принцип от « простого к сложному». Предложенные упражнения рекомендуется  дополнить своими примерами и проработать сначала с опорой на наглядность

( звукобуквенная схема), затем устно и письменно.

  • Гласные буквы.

 

При произношении гласного звука, выдыхаемая струя воздуха не встречает препятствия. Гласный звук можно пропеть, он звучит долго.

Игра « Мыльные пузыри»

Закрась кружки мыльных пузырей красным цветом и запомни 10 гласных звуков. 

 

image

 

Задания:

  • Вставить гласную букву в начале слова: -рбуз, -кно, -тюг, -гра, -ла, -ркий, -блоко, -жик, -кскаватор, и др.
  • Вставить гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным: -птека, -зюм, -шли, -льбом, -пельсин, -са, -дро и др.
  • Записать слова, распределяя их по столбикам: с гласными а, о, у, и т.д.

Бас, нос, лук, квас, спрос, стук, вдруг, лось, дать, кот и др.

  • Прочитать слова. Заменить в каждом слове гласную букву так, чтобы получилось новое слово: дом- ( дым), бак – ( бок), сок- ( сук), пил – ( пыл), вал- ( выл), мел- (мул, мил), и др.
  • Согласные звуки.

При произношении согласного звука, выдыхаемая струя воздуха встречает преграду. Согласный звук пропеть нельзя.

  • Игра « Цветные бусы»

Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные звуки синим.

Составить из букв слова.

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задания:

  • Добавить в конце согласную букву х, т, к.

Ко-, пу-, ра-, лу-, ма-, мо-, ки-, жу-, ме-, со-, и др.

  • Заменить согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.

Сыр-( сын), сон- ( сок), кот-( код), сук- ( суд), мак –(мал ) , стоп- ( стон), и др.

 

  • Заменить в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово.

Точка- бочка, балка-…, лук-…, лак-…, ком-…, день-…, педаль-…, макет-….

 

  • Парные согласные.

Зачеркнуть неверную согласную букву, написать проверочное слово.

Кру( ж,ш)ка - _________

коро(б,п)ка -   ________

ло(ж,ш)ка -    _________

тру(б,п)ка -   _________

гла(з,с )ки -   _________

гря(д,т) ки -   _________

 

  • Раскрась квадратик соответственно третьему ( 2,4…) звуку в словах: если слышится гласный звук, то красный цвет, если твёрдый согласный -синий, мягкий согласный- зелёный цвет.

 

imageКУСТЫ

 

 
 image

 

СКОРЫЙ

 

 
 image

 

БЕЛКА                             

 

imageКНИГИ

 

 
 image

 

МАЙКА

 

 
 image

 

КОЛЕСО

 

 
 image

 

              НОТЫ

 

 

  • «Игра в прятки»

 

Узнать где стоит звук, в начале, середине, конце слова; для детей более старшего возраста или более подготовленных, усложнить задание: каким по счёту стоит звук в слове. Задание выполняется устно, дети определяют местоположение звука на слух.

Образец: где находится звук ( р) в слове квадрат, рак, сыр, корка и т.д.

Каким по счёту стоит звук ( л) в словах волк, кол, колесо и т.д.

 

  • Игра «Калейдоскоп букв »

 

Собери из букв слова, запиши, сделай звукобуквенный анализ полученных слов. Составь из полученных слов предложения или рассказ.  Учитель может использовать буквы, в узнавании или написании которых ребёнок испытывает трудности.

imageimage

 

  • Игра « Как потерялась буква, но нашлось слово»

 

Прочитать написанные слова, от написанного слова отделяй буквы, как показано в примере. Прочитай, какие новые слова у тебя получились.

Пример: ябеда-беда-еда-да.

МУХА, ГУСТОЙ, УЛЕЙ, ЯГОДА, КОЛЯ.

  • Игра « Собери из слогов слова»

Задание на развитие слогового анализа слов.

КА-РЕ, ТА-ЛЕН, ДАРЬ-КА ЛЕН, РАЛ-МИ-НЕ, ЛЕ-ЗОР-ТЕ-ВИ, НЕЙ-ЛИ-КА.

Определить, сколько в слове слогов.

  • Игра « Составь лесенку»

К написанным слова дописать разное количество букв, чтобы получилось слово.

Пример:  РА- РАД

                 РА- РАДЫ

                 РА- РАДОСТЬ

                 РА- РАДОСТНЫЙ

                 РА- РАДОВАТЬСЯ

ШИ- ,   ДО-, СВЕ- ….( по выбору учителя)

 

 

 

 

 

 

2.  Развивающие упражнения для обучающихся, испытывающие трудности при обозначении мягкости согласных звуков мягким знаком.

Очень часто встречающейся ошибкой на письме является неправильное написание мягкого знака. Ученики либо его пропускают, либо пишут там, где он не нужен. Предложенные упражнения помогут ученикам уяснить, где пишется мягкий знак, а где он лишний. Учитель, опираясь на базовые знания детей может упростить или усложнить задания.

  • Задание на повторение  парных гласных.

 

Повторить гласные I, II ряда ( а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е)

Вставить в слова парные гласные: Сан-, рук-, клюн-л, слив-, знам-, ут-г, пам-ть, Вал-, и др.

 Сделать звукобуквенный анализ слов, объяснить перед какими гласными согласный звук становится мягким, а перед какими твёрдым.

Списать предложения. Подчеркнуть слова, имеющие парные согласные.

 

Все наблюдали за полётом орла.

Соловей поёт по ночам.

Маяк показывает путь морякам.

Подружки гуляют в лесу.

Заяц спасся от лисы.

  • Записать слова в ед.ч., подчеркнуть в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и объяснить за счёт чего они смягчаются.

КОНИ, СТЕПИ, ЛОСИ, ГОЛУБИ, ДВЕРИ, ЕЛИ, УГЛИ, ЛЕБЕДИ, СНЕГИРИ, МЕДВЕДИ, ОКУНИ, КАРАСИ.

  • К каким словам можно приписать мягкий знак. Объяснить смысл слов.

КРАН, СТОН, КРОВ, БЫЛ, СТАЛ, КОН, ВЕС, ДРУГ, СЫР, ПЛАКАТ, ЦЕЛ, ЛЕЗ, БРАТ, ШЕСТ, СОСТАВ, УДАР, ТРОН, ЖАР, СТАН, ПРИМЕР, КРЕМ.

  • Вставь мягкий знак если это нужно.

БАБКА БАН-КУ ЗАТОПИЛА,

МЯГКИЙ ЗНАК ПОЗВАТ- ЗАБЫЛА.

ТУТ ЖЕ БАН-КА БАН-КОЙ СТАЛА-

ВОТ КАК БАБКА СПЛОХОВАЛА!

  • Записать слова парами, изменяя их по образцу:

Надень-наденьте, встань-встаньте, сядь, брось, жарь, готовь, исправь, ударь, тронь, покинуть, одеть.

 

  • К данным слогам подбери слоги из соседнего столбика так, чтобы получились слова. Запиши их. Устно составь с каждым словом предложения.

 

ШКОЛЬ                          ГИ

МАЛЬ                              МО

СИЛЬ                               ЧИК

БОЛЬ                                 ЦО

ПИСЬ                               НИК

КРЫЛЬ                            НЫЙ

ДЕНЬ                               НОЙ

 

  • Измени слово по образцу, подчеркни мягкий знак: кулёк-кульки.

 

ОКУНЁК, ХОРЁК, УГОЛЁК, ПЕНЁК, ДЕНЁК, ОГОНЁК, ВАСИЛЁК, ФИТИЛЁК.

 

3. Развивающие упражнения на дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Нередко учителя сталкиваются с такой проблемой, когда ученики путают на письме буквы имеющих кинетическое сходство. Часто дети объясняют это тем, что торопились, или нечаянно написали ту, а не иную букву. Учителю нужно взять на заметку этих детей и пронаблюдать, единичные эти случаи неправильного написания букв или имеют стойкий характер.  При частом  « путании» букв, имеет место говорить об оптческой дисграфии, которая имеет сложную  патологическую структуру, но учитель может включать детям развивающие упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нестойких ошибок, связанных с дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство.

Буквы имеющие кинетическое сходство ( часто встречаемые варианты смешения)

б-д, п-т, х-ж, и-ш, л-м.

 

Здесь представлены развивающие упражнения на дифференциацию букв б-д. Учитель, выявив у детей другие варианты смешивания букв, может по подобию данных упражнений разработать свои варианты заданий.

Задания:

Упражнение  на развитие фонематического восприятия:

  • Запомнть: место преграды звуков(б) (б)-губы, звуков ( д) (д) – дёсны.

Для выполнения этого задания понадобится  зеркало, для того, чтобы ребёнок уяснил способ произношения этих звуков. Тренироваться в написании букв, затем слогов, ориентируясь на положение губ, языка.

  • Хлопни, если услышишь в потоке согласных звук д ( б).

1) п, с,р,д,м,ш,л,о,к,ж,э.у,б,и,ч,д,т,ж,б,д,ц,х,щ,а,д,б;

2) р,д,т,б,ж,х,ш,о,д,и,б,м,а,ы,б,с,м,г,д,о,б,ю,я,т,б,л,з;

  • Выпиши слоги по столбикам: в первый с буквой б, во второй с буквой д.

Учитель диктует варианты слогов, ученики пишут в столбики.

Затем выполнять упражнения со словами, смешиваемые буквы должны быть в начале, середине, конце слов.

Упражнение на развитие зрительного восприятия.

 

  • Сравнить на что похожи буквы б , д ( использовать наглядность белки и дятла).
  • Игра « Не порви цепочку»

imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageСоедини между собой буквы б, затем д.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание на развитие письменных навыков.

  • Игра « Измени слово»

Изменить слово с помощью приставки до. Выдели приставку, составь с каждым получившемся словом предложение.

Пример: бежал-добежал.

Брёл, брал, белил, брал, бил, брил.

  • Вставь нужную букву д или б. Объясни значения слов.

-елил, -ал, про-ел, -удка.

  • Восстанови скороговорки, вставляя буквы б,д.

И-УТ  –О-РЫ ВО СЫРЫ  –ОРЫ.

-О-РЫ ХРА-РЫ, -ЛЯ  –О-РЯТ ХРА-РЫ.

РАЗ  -РОВА, -ВА –РОВА, ТРИ  –РОВА.

  • В текст вставить пропущенные буквы б-д.

На –ерегу реки стояла –ача. Во –воре коло-ец. В коло-це  –ыла  холо-ная во-а.  –а-ушка на-рала ве-ро во-ы. Дуня и –аша несут во-у и поливают гря-ки, г-е растут поми-оры, -аклажаны, -ыни. –а-ушка хвалит –евочек за помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителей начальных классов.

  1. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать.- М.: 2001.
  2. Тельнова А.Г. Сборник упражнений по русской фонетике.- М.: 1986.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи.- М.: 1991.
  4. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи.- М.: 2000.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"

В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся  и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...