Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Туаева Зарина Михайловна

Методическая рекомендация для учителей начальных классов

«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

 

Туаева Зарина Михайловна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Беслан

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация для учителей начальных классов

«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Туаева Зарина Михайловна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Беслан

             Современный подход к обучению русскому языку в школе, обозначенный в новом образовательном стандарте, ориентирован на формирование у школьников нескольких видов компетентности: лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической. В рамках языковой компетентности он предусматривает развитие прочных орфографических и пунктуационных навыков. Как известно, и прежние Стандарты и Программы уделяли формированию грамотности едва ли не самое важное внимание, но, несмотря на все усилия учителей, элементарная грамотность школьников продолжает оставаться проблемой из проблем. Написано большое количество методик обучения орфографии и пунктуации, созданы новые учебники, оснащенные, по мнению их авторов, самым необходимым содержанием, как для формирования знаний, так и формирования умений в области орфографии и пунктуации. Но ни один автор учебника не дает пояснений ребенку как работать над уже допущенной ошибкой.

        Считаю, что работа над ошибками в начальной школе должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Индивидуальная работа над ошибками, которую выполняют мои ученики, проста и понятна для них.

        Каждому ребенку во 2 классе выдаю памятку «Работа над ошибками» в которую включены все орфограммы изучаемые на данном этапе ( с каждым годом памятка пополняется) с подробным объяснением работы и образцом выполнения.

    Проверяя работы в тетради, я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. Ребенку дома или в классе во внеурочное время достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. Почему учителю необходимо указывать номер орфограммы? В идеале хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил, на какую орфограмму допущена ошибка, и по образцу поработал над ней. Но в том-то и дело, что ребенок допустил ошибку потому, что не видит орфограммы( нет орфографической зоркости) или ошибочно ее определяет. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Только около трети учащихся в состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка, остальные нуждаются в помощи учителя.

    Чтобы памяткой мог пользоваться любой ученик, она должна быть короткой и удобной для применения.

Памятка по работе над ошибками. (2класс)

  1. Запиши слово 5 раз и запомни, как оно пишется. (сможешь составь и запиши 3 однокоренных слова)
  2. Запиши слово с проверкой и еще 2 слова на это правило.
  3. Запиши это слово правильно и еще 2 слова на это правило.
  4. Запиши без ошибок все предложение.

   В пункт 1 входят ошибки в словах из словаря и все орфограммы, которые дети еще не изучили.

     Пункт 2 включает в себя ошибки на все проверяемые орфограммы.

     Пункт 3 содержит все остальные правила правописания, уже изученные детьми.

     Пункт 4 инструктирует, как работать над ошибками в построении и записи предложения: границы предложений, порядок и раздельное написание слов (кроме предлогов), заглавная буква в начале и знаки препинания в конце предложения, запятые между однородными членами.

  Пункт 1 и 4 затруднений у детей не вызывают, так как ошибки уже исправлены учителем, надо только выполнить указания.

   Чтобы правильно определить, на какое правило  ошибка помечена цифрой 2, ребенок должен посмотреть, гласная или согласная буква написана ошибочно. Если согласная, то это парная или непроизносимая, и стоит произнести слово вслух, чтобы сделать выбор: парную  произносим, непроизносимую –нет. Если же гласная, то надо определить, в какой она части    слова, и корневую гласную проверить одним способом, а в окончании – другим.

   Пункт 3 самый объемный. К концу 4 класса он содержит 12 правил. Но, во- первых, он «растет» постепенно, в течение 3-х лет; во- вторых, прежде чем дети приступят к самостоятельной работе над ошибками, эта ошибка основательно отрабатывается на уроках, а до этого она помечается цифрой 1; в-третьих, если посмотреть перечень правил, то видно, что ошибиться трудно. Поразмыслить придется только над употреблением ь, но, поскольку ошибки учителем исправлены, все случаи вполне узнаваемы.

 Работу над ошибками необходимо вводить во 2 классе. На второй неделе сентября дети получают тетради, в которых ошибки помечены цифрами. Работе посвящается целый урок. Необходимо разъяснить, для чего она нужна, как серьезно к ней надо относиться, и выдается каждому карточка с памяткой. Памятка прочитывается по пунктам. Подробно объясняется содержание каждого из них. Необходимо выяснить, какие правила будем считать известными. Это употребление заглавной буквы в именах людей и кличках животных, написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, правила написания предложения. Решаем, в какие пункты памятки должны войти эти правила: два первых – в пункт 3, о предложении – в пункт 4. На доске и в тетрадях записывается образец:

А 3 е 1 4

Наш алёша искал в лису грибы.

  1.      В лесу, в лесу, в лесу, в лесу, в лесу.
  1. Алёша. Дима, Таня.
  2. Наш Алёша искал в лесу грибы.

Такая запись получается в результате чтения инструкций памятки, определения, на какое правило ошибка, подбора слов на это правило. Что касается пункта 2, то пока инструкция будет ждать своего часа.

   Теперь обращаемся к ошибкам в тетрадях. Учащиеся разбирают, какие у них ошибки, как они помечены, по желанию сообщают об этом классу, а класс советует им, как такую ошибку исправить. В заключении урока предлагается попробовать выполнить работу над своими ошибками и проконсультировать всех.

    Некоторое время работу над ошибками дети будут делать в конце урока, а когда все будут справляться с нею самостоятельно, из классной работы она перемещается в домашнюю. С этого момента домашняя работа должна начинаться с работы над ошибками, если это нужно.

       Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

данный материал поможет каждому ученику правильно сделать работу над ошибками...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".

В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....

Развитие творчества и умственной активности на уроках русского языка. (Из опыта работы Колесниковой Елены Вячеславны , учителя начальных классов ГБОУ Школы № 2045 г. Зеленограда)

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.     Иоганн Вольфганг ГетеВ данной презентации представлены методы, формы и приёмы, используемые в практике на ...

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...

Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» -  технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...