ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по информатике

Светлана Сергеевна Бабонова

Статья посвящена анализу вопросов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе. Грамотное использование возможностейИКТ в начальной школе будет способствовать активизации познавательной деятельности, росту качества обучения учащихся, формированию универсальных учебных действий, что соответствует ФГОС НОО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бабонова Светлана Сергеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация.

Статья посвящена анализу вопросов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе. Грамотное использование возможностейИКТ в начальной школе будет способствовать активизации познавательной деятельности, росту качества обучения учащихся, формированию универсальных учебных действий, что соответствует ФГОС НОО.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; начальная школа; русский язык; требования к использованию информационно-коммуникационных технологий.

Key words: information and communication technologies; elementary School; Russian language; requirements for the use of information and communication technologies.

Преобразования, которые происходятсегодня российском обществе, затрагивают систему образования. На различных ступенях системы образования в теории и практике обучения и воспитания активно применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИспользованиеИКТ в рамках образовательной деятельности школы привело кизменению традиционных форм организации учебного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) также акцентируетвнимание на значимостиприменения ИКТ на уроках. В требованиях к результатам освоения базовой образовательной программы начальнойшколы указывается на то, какими способами и видами деятельности должен овладеть младший школьник с помощью ИКТ. С целью успешного обучения младший школьник должен уметь находить, собирать, обрабатывать, анализировать информацию в Интернете, применять ее с целью решения коммуникативных и познавательных задач.

В рамках применения ИКТ учителя начальной школы определяют такие факторы их позитивного влияния на учебный процесс:

1) стимулирование познавательного интереса школьников;

2)становление мотивации к изучению предметов;

3)рост качества образования, его эффективности;

4) усвоение информации младшими школьниками за небольшой промежуток времени,потому что она воспринимается параллельно по нескольким каналам – визуальным и аудиальным [6, с. 380].

О значительном потенциале применения ИКТ в методике обучения учащихся начальной школыпишут многие исследователи, например: А.А. Кузнецова, В.В. Рубцова, Б.К. Тихомирова и др. Авторы отмечают, что уроки с применением ИКТ обладает преимуществом перед традиционными, потому что направлены на личностно-ориентированную парадигму, предоставляют возможность использовать дифференцированный подход к младшим школьникам, учитывать их возрастные особенности, их возможности и способности.

Использование ИКТ в начальной школе имеет разноплановый характер, по причине того, чтоданные технологии могут быть примененына разных этапах урока, а именно: при актуализации ранее усвоенныхзнаний и умений, на этапе постановки задач, получения новых знаний, закрепления информации, проведения самостоятельной работы, в рамках подведения итогов. ИКТ могут применяться при обучении различным дисциплинам, включая обучение русскому языку [2, с. 145].

Изучение русского языкав начальной школе открывает учащимся возможность к усвоению других дисциплин. На уроках русского языка педагогможет наблюдать, фиксировать проявление сознательного поиска цели, активного воспроизведения раннее изученного, интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников. При помощи указанногопедагогможет проектировать свою деятельность по координированию и развитию творческого отношения к учебно-воспитательному процессу [5, с. 196-197].

На уроках русского языка использование ИКТ позволяет формировать у обучающихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, а кроме того, активизировать практическую активность. Более того, применение ИКТблаготворно влияет на развитие разных видов речевой деятельности и применению их в различных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

На уроке русского языка можно, к примеру, применять текстовый редактор MicrosoftWord. Данная программа предоставляет обширныйперечень возможностей для младших школьников при работе с электронным текстом. В отличие от текста, который находится на бумажном носителе, он обладаетнесколькими преимуществами. Прежде всего, электронный текст поддается мгновенной корректировке и членению. Кроме того, текст может использоватьсярядом пользователей.И, наконец, появляется возможность хранения большого количества информации, включая ее быстрое распространение.

Компьютер на уроках русского языка можно применять как источник сведений, наглядное пособие с высококачественным уровнем возможностей мультимедиа и как средство диагностирования и контроля. Применение в рамкахучебного процесса электронных схем и моделей, таблиц, различных иллюстраций позволяет повысить продуктивность визуальной среды [4, с. 93].

Помимо указанного, на уроках русского языка учитель может применять электронное приложение к учебнику, включающее анимации, упражнения и образовательные игры. В результате процесс изучения нового материала становится более интересным для младших школьников. Примером такого приложения к учебнику является электронное приложение к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого, которое используетсяс целью развития у обучающихся навыков письма, чтения и анализа звуков речи.

На уроках русского языка в рамках ФГОС НОО также можно применять электронное учебное пособие «Русский язык», включающее демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Пособиебогато наинформацию по грамматико-орфографическим темам, а также включает разный иллюстрированный и озвученный материал по темес цельюзвукобуквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения ряда орфограмм. Красочные рисунки, занимательные задания, которые включены в пособие, оказывают положительное влияние нарост интереса к русскому языку у обучающихся начальной школы. Кроме того, подобного рода задания предлагают в игровой форме ознакомиться с новым учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии, что также соответствует ФГОС НОО [1, с. 93].

Для многих учеников русский язык, и особенно, изучение орфографии,выступает самой сложнойдисциплиной. Поэтомувозникает потребность в формировании у младших школьников заинтересованного отношения к процессу овладения орфографическими умениями и навыками. Для более качественного обучения орфографии важно неоднократное и разнообразное применение наглядности на различных этапах работы над понятием, использованиемножества разных упражнений с целью закрепления навыка. Именно для этого в рамках процесса обучениясегодня используются ИКТ.

В рамках исследования выделим и программу PowerPoint. Она позволяет создавать интерактивные таблицы для практического материала к урокам русского языка. Иллюстрации с теоретической информацией акцентируют внимание учеников, влияя наболее глубокое усвоениеновой информации. При взаимодействии с электронными таблицами школьники в форме игрыобучаются работать с опорными схемами, узнают новое и закрепляют уже изученное [3, с. 37].

Итак, эффективность использования на уроках русского языкасредств ИКТ очевидна. Применение ИКТ позволяет сделать учебно-воспитательныйпроцесс увлекательным, познавательным, способствует повышению качества знаниймладших школьников и реализации подходов индивидуализации и дифференциации по разным школьным дисциплинам, включая русский язык. Применение ИКТ на уроках русского языка обеспечивает положительную мотивацию обучения у младших школьников, кроме того, у последнихотмечается активизация мыслительных процессов и памяти; повышается объем выполняемой на уроке работы в 1,5–2 раза; становится доступным использование различных справочников и электронных поисковых систем, что делает процесс обучения русскому языку более эффективным, а также соответствует требованиям организации обучения по ФГОС НОО.

Список литературы

1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. – № 1. – С. 86-94.

2. Ефременко Л.В. Инновационные технологии на уроках русского языка в начальной школе / Л.В. Ефременко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития. – М., 2017. – С. 144-148.

3. Ким М.А. Занимательная информатика для младших школьников / М.А. Ким, Г.Р. Коробейников, В.А. Камышова // Информатика и образование. – 1994. – №2. – С. 37.

4. Кулешова В.А. Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку в начальной школе / В.А. Кулешова // Державинский форум. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 90-95.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

6. Чеканова А.С. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании языковых предметов начального общего образования / А.С. Чеканова // Проблемы Марийской и сравнительной филологии. – Йошкар-Ола, 2018. – С. 379-382.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....

Реализация регионального компонента на уроках русского языка в 3 классе

Задания и упражнения, в ходе выполнения которых дети узнают свой край. Разработано для Челябинской области....

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.

Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...