Главные вкладки

    Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс Программа РО Л.В. Занкова
    методическая разработка (русский язык, 2 класс) на тему

     

    Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использованию ЭОР по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 

    Методические рекомендации содержат поурочное сценарное описание десяти уроков, предполагающее гармоничное включение ЭОРов в логику изложения учебного материала по востребованности учителем. Соотнесенность содержания ЭОРов с конспектами уроков предполагает возможность гибкого, логичного и очевидного перехода от работы с информацией на бумажных носителях к электронным в продолжении и развитии изучения темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc451.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждаю                                Согласовано                             Рассмотрено                  

    Директор СОШ №1                  Зам. директора                         на заседании МО

    Светочева З.И.                           Васина Н.С.                              протокол № 9

    _______________                     ________________                   _______________

    «20» апреля 2009 г.                   «17» апреля 2009 г.             «15» апреля 2009 г.

    Методические рекомендации

     для учителей начальных классов

    по использованию ЭОР

    «Правописание безударных гласных в корне слова»

    2 класс

    Программа РО Л.В. Занкова

    Составитель

    учитель начальных классов СОШ №1

    Родина Е.Т.

    Нерюнгри 2009

    Введение

    Электронное методическое пособие «Правописание безударных гласных в корне слова» предназначено для учителей начальной школы, работающих по учебнику для 2-го класса А. В. Поляковой (программа РО Л.В. Занкова, 1-4).

    Основная задача пособия – предоставить возможность учителю сэкономить время на подготовку к уроку, более интересно и эффективно организовать познавательную деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, запоминанию и закреплению способов проверки безударных гласных в корне слова, создать оптимальные условия для самостоятельного применения, проверки и оценки полученных детьми знаний по данной теме.

    Суть ЭОР – возможность быстрого и эффективного поиска необходимой информации в структурированном хранилище. Пособие представляет собой мультимедийно оформленный материал и содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использованию ЭОР.

    Методические рекомендации содержат поурочное сценарное описание десяти уроков, предполагающее гармоничное включение ЭОРов в логику изложения учебного материала по востребованности учителем. Соотнесенность содержания ЭОРов с конспектами уроков предполагает возможность гибкого, логичного и очевидного перехода от работы с информацией на бумажных носителях к электронным в продолжении и развитии изучения темы.

    Предлагаемое пособие адаптивно - есть возможность вариативного использования его материалов, внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного класса, целей педагогов.

    Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по теме

    «Правописание безударных гласных в корне слова».

    2 класс по программе РО Л.В. Занкова

    Программные требования

    Обучающиеся должны знать:

    части речи;

    корень слова, однокоренные слова;

    правила правописания безударных гласных;

    алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

    Обучающиеся должны уметь:

    распознавать части речи;

    образовывать множественное число от единственного и единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже;

    подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

    распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

    выбирать необходимый способ проверки безударной гласной в каждом отдельном случае;

    действовать по алгоритму.

     

    Дата

    Тема урока

    ЭОР, его тип, этап использования

    Модель организации рабочего пространства.

    Обоснование использования ЭОР

    Основные ЗУН

    Формы организации

     деятельности учащихся,

    время.

    1.

    1.04

    Безудар

    ные гласные в корне слова.

    Презентация «Безударные гласные в корне слова», 

    Информационный

    Этап усвоения новых знаний

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе

    Создание условий для эффективного

    восприятия учебной

    информации

    школьниками, повышения мотивации учения, формирования

    коммуникативно-речевых умений учащихся  

    Уметь определять

    ударные и безударные гласные.

    Знать в каком случае

    гласный требует

    проверки.

    Иметь представление о способах проверки б/г в корне слова.

    Фронтальная работа

    5 мин.

    2.

    2.04.

    ПРАВИЛО  ПРОВЕРКИ БЕЗУДАР

    НЫХ ГЛАСНЫХ

    В КОРНЕ СЛОВА

    Презентация «Способы проверки безударных гласных»,

    Информационный

    Этап усвоения новых знаний

    Кроссворд

    Демонстрационный

    Этап первичного закрепления изученного

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе

    Создание условий для  развития: познавательных

    интересов младших школьников

    Уметь определять сильную и слабую позицию гласного звука. Знать способы проверки б/г в корне слова.

    Фронтальная работа  

    10 мин.

    3.

    3.04.

    УПРАЖНЕ

    НИЕ ПО ПРОВЕРКЕ БЕЗУДАР

    НЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

    Тренажёр «Выбор слова с проверяемой гласной», тренинговый

    Этап закрепления знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт

    Создание условий для

    активизации процесса

    формирования предметных умений и навыков. Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом  

    Уметь: находить в слове сильную и слабую позицию гласных звуков, выделять корень, определять б/г в корне слова.

    Индивидуальная работа.

    5 мин.

    4.

    6.04

    ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАР

    НЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВ

    Игра «Волшебная яблонька», практический

    Этап усвоения знаний

     

    Ребусы,  развивающие игры.

    Этап отработки навыка

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК

    Создание условий для

    развития:

    познавательных интересов младших школьников, умения применять знания в различных нестандартных ситуациях,

    осуществлять самоконтроль

    Знать алгоритм проверки б/г в корне слова. Уметь разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова разных частей речи.

    Работа в группах

    5-7 мин.

     

     

     

    Фронтальная работа

    5 мин.

    5.

    7.04.

    УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ПРОВЕРЯЕ

    МЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ

    Тренажёр «Упражнения в нахождении безударной гласной», практический

    Этап закрепления знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт

    Создание условий для

    активизации процесса

    формирования предметных умений и навыков. Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом

    Уметь проверять б/г, пользуясь алгоритмом,

     разбирать слова по составу, подбирать

    однокоренные слова разных частей речи.

    Работа в парах

    7-10 мин.

    6.

    8.04.

    СЛОВА С ПРОВЕРЯЕ

    МЫМИ И НЕПРОВЕРЯ

    ЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

    Кроссворд  «Проверяемые и непроверяемые гласные», демонстрационный.

    Этап закрепления изученного

    Игра «Разбери «кучу-малу».

    Этап усвоения знаний

    Тренажёр «Непроверяемые безударные гласные», практический.

    Этап закрепления знаний

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.

    Создание условий для  развития:

    познавательных интересов младших школьников, умения применять знания

    в различных нестандартных

    ситуациях.

    Осуществлять самоконтроль

    Уметь определять безударную гласную в корне слова и способ её проверки.

    Фронтальная работа

    10 мин.

     

     

     

    Индивидуальная работа

    5 мин.

    7.

    9.04.

    ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАР

    НОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ

    Тренажёр «Выбор проверочного слова», тренинговый.

    Этап закрепления знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт

    Создание условий для

    активизации процесса

    формирования предметных умений и навыков, развития

    познавательных интересов младших школьников

    Уметь определять безударную гласную в корне слова и способ её проверки.

    Индивидуальная работа.

    5 мин.

     

     

    8.

    10.04.

    Обобщение знаний о способах проверки безудар

    ных гласных в корне слова.

    Ребус  «Гора»

    Этап актуализации знаний

    Тест «Правописание безударных гласных в корне слова», контролирующий

    Этап контроля знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт

    Развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом

    Уметь применять алгоритм для проверки б/г в корне слова.

    Фронтальная работа.

    5 мин.

     

    Индивидуальная работа

    7-10 мин.

    9.

    13.04

    КОНТРОЛЬ

    НЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «БЕЗУДАР

    НЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

    Развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом

    Уметь орфографически правильно писать текст.

    Фронтальная работа.

    10.

    14.04.

    РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ДОПУЩЕН

    НЫМИ В ДИКТАНТЕ

    Тест «1.5», контролирующий

    Этап контроля знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт

    Развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом

    Уметь обосновывать написание безударной гласной.

    Индивидуальная работа.

    10 мин.

    Условия применения ЭОР

    Общие требования по организации занятий с учащимися в компьютерном классе определены в следующих документах:

    1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650);
    2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295);
    3. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» - письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2002 г. №199/13;
    4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» от 30 июня 2003 года.

    Вся ответственность за соблюдение общих требований лежит на заведующем компьютерным кабинетом. Если же урок проводится в учебном кабинете, где постоянно занимаются младшие школьники, то учитель начальных классов должен знать и соблюдать требования, предъявляемые современным санитарным законодательством.

    Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся составляет 15 мин. для учащихся 2 – 4 - х классов. Общая продолжительность взаимодействия с компьютером детей 8–10 лет в течение недели должна быть не более 45 мин.

    С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

    ИКТ обеспечение

    1. Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.  
    2. Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  
    3. Локальная сеть
    4. Microsoft Publisher, Microsoft Power Point,  Программа «Тесты» Сорокина С.Ю., шаблоны тренажёров И. В. Жакулиной, Т. В. Коробейниковой,  шаблон теста Д. Иванова.

    Материально-техническое обеспечение

    1. Учебный  кабинет или компьютерный класс.
    2. Учебная литература:

    Белова Г.Н. Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой / авт.-сост. Г.Н. Белова. – Волгоград: Учитель, 2006.

    Полякова А.В. «Русский язык»: учеб. для 2 класса четырёхлет. нач. шк. / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2001.

    Журжина Ш.В., Костромина Н.В.  Дидактический материал по русскому языку: 1-2 классы. Пособие для учащихся начальных классов. - М.: ООО «Илекса», 1997.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой сборник диктантов по русскому языку: с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М. : Астрель: АСТ: Профиздат, 2005.

    Фролова Л.А. Русский язык: Тесты: Учеб. – метод. Пособие / Л.А. Фролова. - Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель», 2005.

    1. Наглядные пособия:

    карточки со словами и предложениями для работы в парах, графические модели, предметные картинки для организации игр «Слова-пассажиры», «Слова-корабли», памятка «Алгоритм проверки безударных гласных» (Приложение 1).

    Требования к учащимся

    Основные информационно-технологические умения необходимые учащемуся для взаимодействия с ЭОР:

    1. организовать свою работу на компьютере;
    2. самостоятельно соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере;
    3. взаимодействовать с различными типами программных средств (тренажер, электронный тест, обучающая программа и др.);
    4. умение работать с устройствами ввода информации (мышь, клавиатура)
    5. взаимодействие с операционной системой на уровне начинающего пользователя;
    6. выбор необходимого программного средства.

    Инструкции для ученика

    Для работы с ЭОР каждый ученик получает маршрутный лист -

    «Действуй по плану»:

    1. Через кнопку «ПУСК» в нижнем левом углу рабочего стола войди в «Сетевое окружение», нажав 2 раза левой кнопкой мыши.
    2. Открой папку «full», ты увидишь большой список документов.
    3. Найди и открой папку «Родина» (папку учителя, который работает с классом), нажав 2 раза левой кнопкой мыши.
    4. Найди и открой папку  «ЭОР по теме Правописание безударных гласных. 2кл.», нажав 2 раза левой кнопкой мыши.
    5. Найди и открой ресурс, названный учителем.
    6. Внимательно послушай и прочитай задание, подумай и выполни его.
    7. Запиши количество ошибок в листок достижений. Оцени свою работу.
    8. Закрой ресурс: нажми на крестик (Х) в правом верхнем углу, в появившемся окне «Сохранить изменения …» нажми кнопку «нет».
    9. Если что-то не понятно – спроси у учителя.

    Инструкции для учителя

    1. Для запуска электронного пособия с целью подготовки к уроку и организации фронтальной работы на уроке достаточно вставить диск «ЭМП» или флешкарту, в появившемся окне «Самораспаковывающийся архив WinRAR» нажать кнопку «извлечь» и когда на рабочем столе появится ярлык - можно приступать к работе с пособием.
    2. Для перехода с одной страницы на другую используйте панель навигации вначале и в конце каждой страницы. При наведении курсора мышки на интересующий Вас пункт темы и нажатии на него, цвет текста ссылки изменяется. Для перехода к интересующему Вас пункту нужно щелкнуть мышкой на выбранном пункте. Щелкнуть - навести курсор мышки () на объект (текст) и нажать левую кнопку мышки.
    3. По ссылке можно перейти: с «КТП» на «ЭОР» и конспект урока, с конспекта урока на «ЭОР». Чтобы перейти к работе с ЭОР необходимо навести курсор мышки () на его название, нажать левую кнопку мышки, в появившемся окне нажать кнопку «открыть».

    1. Для организации индивидуальной работы с ЭОР необходимо установить на сервер школы папку «ЭОР по теме «Правописание безударных гласных, 2 кл.», подготовить маршрутный лист, по которому ученик будет открывать необходимый для работы ресурс.
    2. Для экономии времени на уроке пункты 1-5 маршрутного листа можно выполнить на перемене силами подготовленных учеников.
    3. Для работы с тестом «Правописание безударных гласных в корне слова», составленном по шаблону Д. Иванова, необходимо установить «низкую безопасность» («сервис» — «макрос»– «безопасность» – «низкая»).

    Применение ОЭР в учебном процессе

    Способы использования ОЭР в образовательном процессе  и формы организации учебной деятельности описаны в привязке к КТП, учебнику, образовательному стандарту и представлены на странице ресурса «КТП» и «Проекты уроков».

    Организационное обеспечение образовательного процесса

    В начальной школе широко используются следующие формы взаимодействия учащихся с ЭОР:

    Формы взаимодействия учащегося с ЭОР

    Описание

    Виды

     1.

    Условно-пассивные

    Отсутствует взаимодействие пользователя с ЭОР, при этом ЭОР имеет неизменный вид в процессе использования.

    Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука, восприятие аудиовизуальной композиции.

     2.

    Активные

    Простое взаимодействие пользователя с ЭОР на уровне элементарных операций с его составляющими элементами.

    Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

    Формы организации образовательного процесса с использованием ОЭР зависят от типа электронного ресурса и цели урока, на котором он используется.

    Фрагмент ЭОР

    ЭОР, на каком этапе используется

    Модель организации рабочего пространства

    Формы организации деятельности и взаимодействия учащихся с ЭОР,  время

    Развивающие игры

    Цель: Создание условий для развития: познавательных интересов, умения применять знания в различных нестандартных ситуациях, осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом.

    Создание условий для решения задач интеллектуального развития ребёнка,  умений коммуникативного взаимодействия и сотрудничества.

    Кроссворд  «Проверяемые и непроверяемые гласные», 

    Этап закрепления изученного.

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.  

    Фронтальная работа,

    условно-пассивные

    10 мин.

    Кроссворд к уроку на тему «Правила проверки безударных гласных в корне слова»  Этап закрепления изученного.

    Ребусы к уроку «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

    Этап отработки навыка

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.  

    Фронтальная работа

     условно-пассивные

    5 мин.

    Ребусы к уроку

    «Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных  в корне слова» 

    Этап актуализации знаний

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.  

    Фронтальная работа

     условно-пассивные

    5 мин.

    Игра

     «Волшебная яблонька»

    Этап усвоения знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК

    Работа в группах.

    Активные

    5-7 мин.

    Игра «Разбери кучу-малу»

    Этап усвоения знаний

    Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.  

    Фронтальная работа

    Условно-пассивные

    5 мин.

    Тренажеры

    Цель: создание условий для активизации процесса формирования предметных умений и навыков. Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом.

    1.Тренажер «Выбор проверочного слова»

    по шаблону Жакулиной И.В.

    Этап закрепления знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт

    Индивидуальная работа.

    Активные

    5 мин.

    2.Тренажер «Выбор слова с проверяемой гласной»

    по шаблону Коробейниковой Т.В.

     Этап закрепления знаний

    Индивидуальная работа.

    Активные

    5 мин.

    3. Тренажёр  

    « Упражнения в нахождении безударной гласной»

    Автор Жакулина И.В. Этап закрепления знаний

    Работа в парах

    Активные

    5-7 мин

    4. Тренажёр «Непроверяемые безударные гласные» Этап закрепления знаний

    Индивидуальная работа.

    Активные

    5 мин.

    Демонстрационные ресурсы

    Цель:

    создание условий для эффективного восприятия учебной информации школьниками, повышения мотивации учения,

    формирования коммуникативно-речевых умений учащихся

    Презентация «Безударные гласные в корне слова», 

    Этап усвоения новых знаний

    Демонстрацион ный компьютер и видеопроектор в учебном классе.    

    Фронтальная работа

    условно-пассивные

    5 мин.

    Презентация «Способы проверки безударных гласных»

    Этап усвоения новых знаний

    Фронтальная работа

    условно-пассивные

    5 мин.

    Тесты

    Цель: развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом

    Тест «Правописание безударных гласных в корне слова», 

    по шаблону Д. Иванова

    Этап контроля знаний

    Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК  + 6 -7 учебных парт  

    Индивидуальная работа.

    Активные

    7—10 мин.

    Методические рекомендации по применению ЭОР

    1. Тренажёр «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов»

    Автор Жакулина Ирина Валентиновна, педагог и методист МОУ ДОД Дома детского творчества г. Чапаевска Самарской области.

    Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) для индивидуальной работы.

    Цели:

    1. закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;
    2. отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;
    3. развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса  и позитивного отношения к изучению русского языка.

    Как работать с тренажером

    Для выбора упражнения на слайде-меню нужно кликнуть левой кнопкой мыши по его номеру, нажатие кнопки завершает показ слайдов. Нажатие кнопки на каждом слайде возвращает на слайд-меню.

    При выполнении заданий нужно кликнуть левой кнопкой мыши:

    упр. № 1 - по выбранному слову;

    упр. № 2 - по ударной гласной;

    упр. № 3 - по безударной гласной;

    упр. № 4 - по «облаку» с ошибкой в выделении безударной гласной;

    упр. № 5 - по слову с безударной гласной;

    упр. № 6 - в словах по безударной гласной, в столбике слов по выбранному слову;

    упр. № 7 - по однокоренному слову с ударной гласной в корне;

    упр. № 8 - по ячейке выбранного столбика;

    упр. № 9 - по гласной букве, которая является ошибкой в написании данного слова.

    Во всех упражнениях неверный ответ высвечивается другим цветом (в упр. № 8 при неверном ответе – возврат к предыдущему слайду по кнопке  в нижнем правом углу).

    В данном тренажере можно изменять слова в упражнениях для дальнейшей работы.

    1. Кроссворд в презентации.

    Вопросы к кроссворду могут быть в картинках, в загадках, ребусах, в музыкальных файлах и т.д. Разгадывание происходит коллективно и последовательно, что и позволяет сделать смена слайдов. Для устной фронтальной работы подходит вывод ответов сразу, в ходе решения кроссворда. Проще всего применить анимацию не к отдельным буквам, а к графическим объектам.

    Автор - Родина Е.Т., учитель начальных классов СОШ №1

    Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

    Цели: 

    1. отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова и умения объяснять ее написание;
    2. развитие орфографической зоркости, самоконтроля;
    3. развитие познавательного интереса.

    Как работать с кроссвордом

    На экране компьютера по щелчку появляется картинка. Дети записывают в тетрадях названия предметов, изображенных на картинках. Затем по щелчку на экране появляется слово, дети проверяют и объясняют его правописание.

    1. Тренажёр «Выбор проверочного слова»

    Составлен Родиной Е.Т. по шаблону Жакулиной Ирины Валентиновны

    Форма использования – на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) для индивидуальной работы (10-12 учащихся работают за компьютером, остальные выполняют самостоятельную работу по заданию учебника).

    Цели:

    1. отработка навыка нахождения однокоренного слова с ударной гласной в корне, выбора проверочного слова из ряда предложенных;
    2. развитие самостоятельности, орфографической зоркости,
    3. самоконтроля, интереса  к изучению русского языка;
    4. воспитание ответственного отношения к учебе.

    Как работать с тренажером

    Ученик читает задание и кликает кнопкой мыши по выбранному слову. Неверный выбор сопровождается звуковым сигналом и высвечивается другим цветом. Количество ошибок ученик отмечает в маршрутном листе.

    Переход к следующему заданию осуществляется нажатием на стрелку в нижнем левом углу (     ). Всего предлагается 5 заданий.

    4.Тренажёр «Выбор слова с проверяемой гласной »

    Выполнен Родиной Е.Т. по шаблону Коробейниковой Т.Б.

    Форма использования – на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) для индивидуальной работы (10-12 учащихся работают за компьютером, остальные выполняют самостоятельную работу по заданию учебника).

    Цели:

    1. отработка навыка нахождения слова с заданной безударной гласной в корне, слова, в котором допущена ошибка;
    2. развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса  к изучению русского языка.

    Как работать с тренажером

    Ученик читает задание и кликает кнопкой мыши по выбранному слову. Верных слов может быть несколько. Верный выбор сопровождается изменением цвета фона и миганием слова. Количество ошибок ученик отмечает в маршрутном листе. Переход к следующему заданию происходит по щелчку мыши. Всего предлагается 6 заданий.

    5. Тренажёр «Непроверяемые безударные гласные»

    Цели:

    1. закрепление навыка правописания непроверяемой безударной гласной в корне слова,
    2. развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса  к изучению русского языка.

    Форма использования – на компьютерах в компьютерном классе (или дома) для индивидуальной работы (10-12 учащихся работают за компьютером, остальные пишут картинный словарный диктант, самодиктант или работают со словарем).

    Как работать с тренажером

    Ученик читает задание и кликает кнопкой мыши по выбранной ячейке в таблице, соответствующей пропущенной гласной. Количество ошибок ученик отмечает в маршрутном листе.

    1. Тест  «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Тест составлен Родиной Е.Т. по шаблону Д. Иванова.

    Форма использования  на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) для индивидуальной работы на этапе контроля (10-12 учащихся работают за компьютером, остальные – играют в игру «Слова-пассажиры»)

    Цели: проверка уровня сформированности  навыка правописания непроверяемой безударной гласной в корне слова, развитие орфографической зоркости, самоконтроля.

    Как работать с тестом

    Ученик читает задание и кликает кнопкой мыши по выбранной табличке со словом. Переход к следующему заданию происходит автоматически. После выполнения всех заданий ученик может узнать количество ошибок и свою оценку. Количество ошибок и оценку ученик отмечает в маршрутном листе.

    1. Ребусы

    Составитель Родина Е.Т.

    Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с классом на этапе актуализации знаний.

    Цель: закрепление умения действовать по алгоритму при написании слов с безударной гласной в корне.

    Как работать

    Ученикам предлагается разгадать ребус, правильно записать отгадку и объяснить написание с помощью алгоритма. Для проверки, по щелчку на экране появляется слово. Всего 11 слов. Количество ошибок и оценку ученик отмечает в маршрутном листе.

    1. Игра «Волшебная яблонька»

    Выполнила Родина Е.Т.

    Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с классом или на компьютерах в компьютерном  классе (или дома) для работы в малых группах на этапе отработки навыка.

    Цель: закрепление умения определять безударную гласную в корне слова и объяснять свой выбор.

    Как работать

    Условия игры: сорвите яблоко с буквой соответствующей пропущенной букве в слове – кликните кнопкой мыши по выбранному яблоку и объясните свой выбор. Дети работают со словами по очереди, затем оценивают друг друга.

    1. Презентации «Безударные гласные в корне слова» и «Способы проверки»

    Автор Родина Е.Т.

    Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с классом на этапе освоения новых знаний.

    Цели: 

    1. создание условий для эффективного восприятия учебной информации школьниками, повышения мотивации учения, формирования коммуникативно-речевых умений учащихся;
    2. развитие умения определять сильную и слабую позицию гласной в корне слова.

    Как работать

    Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. Слайды сменяются по ходу урока нажатием клавиши мышки.

    Критерии и формы оценки достижения результатов.

    Вопросы для рефлексии и подведения итогов работы на уроке могут быть следующие:

    1. Каковы были тема и цели урока?
    2. Что нового для себя узнали?
    3. Что ещё хотели бы узнать?
    4. Чему научились?
    5. Какие трудности возникли во время самостоятельной работы?
    6. Помогла ли вам работа на компьютере?
    7. Что было самым интересным на уроке?
    8. О чем бы вы рассказали своим родителям ?
    9. Оцените свою работу на уроке.

    В конце каждого урока предлагается самостоятельная работа с самопроверкой. Учитель выборочно проверяет 5-6 работ и оценивает их в соответствии с требованиями к ЗУН. Дети ведут «Листок достижений», в котором ежедневно отмечают количество ошибок, выписывают слова с ошибками, объясняют их правописание и выставляют себе отметку: «5» - отсутствуют ошибки, «4» - допущено 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок.

    ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» учени___2-__класса __________________________________

    Дата

    Кол-во ошибок

    Слова, в которых допущены ошибки

    Правило

    Проверка

    Самооценка

    Ведение листа достижений позволяет ученику: совершенствовать навыки правописания, видеть своё продвижение, формировать навык самоконтроля и самооценки. Это позволяет учителю: наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию, сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей, сделать оценку работы оптимистичной.

    Приложение 1

    Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

    Начало

    Поставь ударение

    Подчеркни безударную гласную

    Проверяй по словарю

    Можно ли изменить слово так, чтобы гласная стала ударной?

    Измени слово по числам

    Проверяемая?

    Подбери однокоренное слово

    Запиши слово правильно

    Проверь написанное,

    обозначь орфограмму

    КОНЕЦ

                                                                                                  ДА                                                                       НЕТ

                                           ДА                                                                                            НЕТ

    Проекты уроков

    Урок 1.

    Тема: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Цели:   формирование  представлений  о  способах  проверки безударных гласных в корне слона.

    Ход урока

    I. Минутка чистописания.

    1. Презентация «Безударные гласные в корне слова»

    Разгадайте изографы (Слайд 1):

           Горох                    Коньки                             Огурец

    - Какие это слова?

    - Что общего в этих словах? (Безударная гласная О.)

    - Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Это буква О.)

    - С буквой О мы будем писать буквы, обозначающие непарные звонкие твердые согласные.

    - Какие, это согласные? (н к р)

    2. Определите порядок следования букв в этом ряду: нокр     окрн...

    - Напишите цепочки букв, изменяя в них последовательность, до конца строки.

    II Словарно-орфографическая работа.

    - Как проверить безударную гласную О в словах горох, коньки, огурец? (Проверить нельзя, нужно запомнить.)

    Вдруг постигнет неудача:

    Не решается задача-

    Нужный гласный смог опять

    Ударенья избежать-

    Значит, уверяем мы,

    Он - нeпроверяемый!

    И тогда мы скажем дружно,

    Что его запомнить нужно,

    И добавим по секрету:

    Не всегда зубрежка это!

    Дома, в классе, на лужайке

    Поиграй в «Запоминайки»!

    О. Соболева

     -Запишите слова. Составьте схему по системе СУО (Слог, ударение, орфограмма). Запомните их написание.  (Слайд 2)

    горох  

    коньки

    огурец

    - Почему безударную гласную в этих словах нужно запомнить?

    - Но всегда ли безударную гласную нельзя проверить? (Слайд 3.)

    - Вот об этом сегодня и поговорим на уроке.

    III Работа над темой

    1.Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски».

    Вызвал внезапно учитель к доске –

    Вот и стою у доски я в тоске.

    Так неудобно стоять у доски,

     Словно ботинки мне стали узки.

    Всё, что слегка подучил я вчера,

    Всё как назло позабыл до утра!

    Только учитель диктует «окно»,

    Мелом пишу на доске я «акно».

    Слайд 4 - «акно».

            - Надо писать через О, через О!

            Мел я в смущенье крошу на куски…

    Ох, опозорился я у доски.

    - Почему мальчик считает, что он опозорился?  (Слово «Окно» пишется через О, а не через А). Что не умеет делать мальчик? Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные нужно проверять)

    - Почему слово «Окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. (Поставить слово во множественное число: окно – окна)  Слайд 5

    - В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова)

    - В какой позиции она стоит?  (В слабой позиции, потому что безударная)

    - Сформулируйте тему нашего урока.  (Безударная гласная в корне слова)

    Слайд 6

    - Как же проверить безударную гласную в корне слова? Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Безударную гласную в корне слова можно проверить, если его поставить во множественное число, и чтобы эта гласная стояла в сильной позиции.

    Физминутка

    2. Упр. 411, с.175 – коллективный разбор.

    - Прочитайте. Чего не понял Федя?

    - Выпишите из текста похожие глаголы. (Спеши, спиши)

    - Чем они похожи? (Произносятся одинаково)

    - Чем они отличаются? (Слова разные по написанию и значению).

    - Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему?

    - Выделите корень в этих словах.

    - В какой части слова буква вызвала сомнение?

    - Подберите к этим словам однокоренные.

    - Что заметили? (Однокоренные слова являются проверочными, потому что сомнительные буквы стоят в сильной позиции)

    Слайд 7

    Если буква гласная

    Вызвала сомнение,

    Ты её немедленно

    Ставь под ударение.

    3. Упр. 416, с.177 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

    - Сравните выделенные слова. Произнесите их.

    - Что заметили?  (В одних словах написание совпадает с произношением, а в других - расходится)

    - В каком случае написание совпадает с произношением?  (Когда гласная стоит в сильной позиции)

    - Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные нужно проверять)

    IV Итог урока.

    - Над чем работали сегодня на уроке?

    - Как проверить безударную гласную в корне слова? Слайд 8. 

    Д/з: Упр. 413, с.176.

    Урок 2.

    Тема: ПРАВИЛО  ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

    Цели: развитие умения проверять написание безударных гласных в корне слова; определение безударной гласной в общей части родственных слов.

    Ход урока

    1.  Минутка чистописания.

    Запись на доске: Вв Дд Кк Сс Уу

    Запись по образцу.

    - Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этими буквами.

    II.       Словарно-орфографическая работа.

    На доске карточки со словами:

    В..ПРОС    Д..ЖУРНЫЙ   К..Р..НДАШ   С..КУНДА   УЛ..ЦА

    - Какое задание можно предложить к словам?  (Распределить на группы, вставить пропущенные буквы)

    Запись слов по группам.

    - По какому признаку распределили слова на группы?  (Существительные мужского и женского рода)

    - Какие буквы вставили в эти слова?

    - Что можете сказать о пропущенных буквах?  (Они гласные, безударные, находятся в корне слова)

    - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную.

    - Подберите проверочные слова. Что заметили?

    - Как же проверить написание этих слов?  (Проверить по словарю и запомнить их написание)

    - Как называется орфограмма в этих словах?

    - Что вы узнали о безударных гласных на прошлом уроке?

    (Безударную гласную в корне слова можно проверить, если его поставить во множественное число, и чтобы эта гласная стояла в сильной позиции).

    - Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова по-другому.

    III. Работа по теме урока

    1. Запись на доске:

    В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

    - Что заметили в предложениях?  (В предложениях есть однокоренные слова)

    - Выпишите эти слова. Выделите корень. Поставьте ударение.

    - Что вы можете сказать о написании корня в родственных словах?  (Корень пишется одинаково)

    - Какое слово лишнее? Почему?  (Слово «соль», т.к. гласная в корне стоит в сильной позиции, а в остальных – в слабой позиции)        

    - Какой вывод можно сделать?  (Слово «соль» является проверочным для слов «солонка», «солить», «солёный»)

    - Как же можно проверить безударные гласные в корне слова?  (Подобрать однокоренные слова, чтобы эта гласная была в сильной позиции)

    - Это второй способ проверки безударных гласных в корне слова.

    2. Как вы думаете есть ли другой способ проверки?

    Упр. 418, с. 178 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

    - Какие слова являются проверочными? (Если слово стоит во множественном числе, то проверочным может быть слово в единственном числе, а если слово единственного числа – проверочное будет во множественном).

    - Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?  (Нет, это форма одного и того же слова, потому что меняется только окончание).

    Физминутка

    Я буду называть слова, а вы, если услышите слово с безударной гласной, приседаете, а если с любой другой гласной – прыгаете на месте.

    Слова: вода, следы, шаги, леса, сопи/ль, число, сено, звонил, реч ной, земля, слоны, трава, сосна.

    1. Разгадайте кроссворд. Презентация «Кроссворд -2»

    - Записать слова, разделяя их для переноса.

     (Пе-ро, змея, ко-лос, де-ре-во, ро-са, ре-ка, гла-за, цве-ты)

    - Какое слово лишнее? Почему? (Нельзя разделить для переноса.)

    - Что заметили в словах? (Безударные гласные в корне слов.)

    - Назовите проверочные слова.

     IV. Итог урока.

    Презентация «Способы проверки безударных гласных»

    - О чем говорили сегодня на уроке?

    - Как можно проверить слова с безударными гласными в корне  слова?

    Домашнее задание: упражнение 419, с. 179.

    Урок 3

    Тема: УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРОВЕРКЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

    В КОРНЕ СЛОВА

    Цели: развитие умения находить безударные гласные, тре бующие проверки, правильно находить проверочные слова.

    Ход урока

    I. Минутка чистописания.

            

    - Найдите: общую часть дли следующих слов. (Общая чисть -ина.)

    - Какие получились слова? (Длина, мина, малина, тина, Дина) Слайд 2.

    - Как вы думаете, какие буквы будем писать на минутке чисто писания?  (и н а)

    - Определите порядок написания букв.

    ина    аин     наи ..

    - Запишите цепочки букв до конца строки.

    - Какое слово (длина, мина, малина, тина. Дина) можно назвать лишним? Почему? («Дина» - это имя собственное и пишется с больший буквы, а остальные слова нарицательные; «длина» - слово с безударной гласной, которая вызывает при написании сомнение.)

    - Как можно проверить написание слова длина? (Длинный, длины.)

    -Почему эти слова будут проверочными? (В них проверяемая гласная стоит в слабой позиции.)

    - Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

    - Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Безударные гласные в корне слов». Будем учиться находить слова с сомнительными гласными и подбирать к ним проверочные слова.

    II. Работа над темой.

    1. На доске запись:

    Всю ночь кр.. чал ______

    В т..инственном _______,

    И за  ..кошком _________

    К.. чались на _______.

    Слова для  справок: бор, ветер, клен, совенок,

    - Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и слова.

    - Запишите то, что у вас получилось.

    Всю ночь кричал совёнок

    В таинственном бору,

    И за окошком клёны

    Качались на ветру.

    - Подчеркните вставленные буквы.

    -  На какую орфограмму все эти слова? (Безударная гласная и корне слова)

    -  Как проверить, правильно ли вы написали эти слова? (Подоб рать проверочные слова.)

    -  Назовите проверочные слова. (Кричал - крик, таинственный - тайна, окошко - окна, качались - качка.)

    - Что можете сказать о проверочных словах?

    Слайд 3.- способы проверки.

    2. Игра «Скажи быстро!».

    - Я буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова.

    Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река.

    -  Как проверяли? (Подбирали к словам в единственном числе -проверочные во множ. числе, а к словам во множ. числе - слова в ед. числе.)

    Слова: космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок.

    - Как проверяли? (Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением)

    3. Упражнение 420. с 179 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

    - Найдите в предложениях глаголы и определите их время.

    - Что  можно определить у  глаголов прошедшего  времени? (У этих глаголов можно определить род)

    - Определите род глаголов в прошедшем времени.

    Физкультминутка

    Дети работают с тренажёром Тренажёр «Выбор слова с проверяемой гласной»,

    1.  Подчеркните в каждой группе слово, которое будет являться проверочным. Докажите, почему.

    - Назовите слова из групп слов, которые не будут являться однокоренными. Объясните, почему. (Окно – окна, сова - совы - это не однокоренные слова, а формы одного и того же слова, потому что изменилось только окончание.)

    IV. Итог урока.

    - Зачем безударные гласные в корне слов надо проверять?

    - Какое слово будет являться проверочным?

    Домашнее задание: упражнение 421, с. 179.

    Урок 4

    Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ  СЛОВ

    Цели: формирование умения находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.

    Ход  урока

    I.  Минутка чистописания.

    На доске запись:

    гроза         ветер         луна         солнце

    дождь        пыль          ночь             ?

    - Найдите связь между парами слов.

    - Какое слово можно поставить вместо вопроса? (День.)

    - Что общего между словами второй строки? (Во всех словах на конце пишется Ь)

    -  Как вы думаете, какую букву будем писать во время минутки чистописания? (Букву Ь)

    - Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

    рь    рьь    рььь …

    1. Повторение изученного материала.

             1. Фронтальная работа с компьютером «РЕБУСЫ»:

    - Разгадайте ребус. Запишите отгадку.

    - Есть ли среди записанных слов слова с безударными гласными в корне слова, написание которых расходится с произношением?

    Докажите правильность написания этих слов.

    - Как проверить безударную гласную в корне слова?

    - Сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать свои знания в области правописания безударных гласных.

    1. Работа по теме урока.
    1. Запись на доске: Лисная трапинка мослянисто тимнела.

    - Прочитайте запись на доске. Что можете сказать?

    - Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки?

    - Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении и исправьте ошибки.

    Лес – лесная

    Тропка – тропинка

    Масло – маслянистый

    Тёмный – темнела

    - Почему не все слова являются проверочными? Они ведь тоже однокоренные? (В этих словах безударные гласные стоят в слабой позиции)

    - Какие же слова являются проверочными?

    2. Упр. 425 Самостоятельная работа с последующей проверкой.

    3. Работа за компьютером в парах.

     Игра «Волшебная яблонька» 

    - Какое задание вы могли бы предложить?  (Сорвать с дерева яблоки с нужными буквами и вставить их в слова).

    Объяснить друг другу написание слова и проверить щелкнув кнопкой мыши по выбранной букве.

    з..мля                                        

    в..лна

    з..рно

    с..мья

    пл..сать

    зв..нить

    ш..лун

    п..стреть

    п..тёрка

    л..сток

    1. Итог урока.

    - Над чем работали на уроке? Что вы знаете о безударных гласных?

    Домашнее задание: упр. 424, с. 180

    Урок 5

    Тема: УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ

    Цели: развитие умения применять различные способы про верки написании безударных гласных в корне слова.

    Ход  урока

    1. Орг. момент.
    2. Минутка чистописания.

    На доске слова: ёлка, маяк, льёт, мёд.

    - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, который смягчает согласный. Какая это буква? В каком слове она находится?  (Мы будем писать букву Ё, в слове мёд она обозначает мягкость согласного)

    - Рассмотрите порядок букв в цепочке, определите закономерность и напишите цепочку букв, соблюдая закономерность до конца строки.

    оё   ооёё   оооёёё…  

    1. Словарно-орфографическая работа.

    Работа со словарём.

    - Выпишите из словаря слова с буквой Ё. Определите их СУО. (берёза, шофёр). Выделите корень.

    - Что можете сказать о безударных гласных?  

    - Что можете сказать о букве Ё?

    1. Сообщение темы и целей.

    Сегодня на уроке вы узнаете какую ещё особенность имеет буква Ё при проверке безударных гласных.

    1. Работа по теме урока.
    1. Письмо по памяти:

    – Прочитайте словосочетания, постарайтесь их запомнить (через 2 минуты вторые слова стираются) Ориентируясь на первое слово, напишите словосочетания, ко второму слову подберите проверочные слова:

    лист ( … ) кл..новый

    гора ( … ) л..дяная

    мёд ( … ) пч..линый

    на улице ( … ) т..плеет

    вечная ( … ) м..рзлота

    деревья ( … ) ж..лтеют

    - Выделите корень в родственных словах. Что заметили интересного?

    Сделайте вывод.

    2. Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы. Это задание можно выполнить только на доске.

    Уд..вительно - (диво, дева)

    М..нять - (мина, замена)

    Л..пить - (липко, лепка)

     Проч..щать-(честь, чисто)

    Скр..пучий - (скрипка, скрип)

    Л..нивый - (лень, линька)

    М..стерить - (мост, мастер)

    - Что можете сказать об оставшихся словах? (Они не являются однокоренными, поэтому не могут быть проверочными.)

    1. Работа за компьютером в паре (5 минут).

    Работа с тренажёром «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова»  

    - Какими способами проверки безударной гласной в корне слова вы пользовались?

    3. Упражнение 424. с. 181 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

    IV. Итог урока.

    Домашнее задание: упражнение 423. с. 180 (выучить слова из упражнения 430).

    Урок 6

    Тема: СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ И НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

    Цели: развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые гласные.

    Ход  урока

    1. Минутка чистописания.

    На доске записаны  буквы: а   с   о   д   n  у

    -На какие две группы можно разделять эти буквы? (Гласные и согласные.)

    Напишите группу гласных, соединив  их цепочкой.

    аоу...

    - Что вы можете о них сказать? (Эти буквы обозначают твер дость согласных звуков)

    - Напишите группу согласных, соединив их цепочкой,

    сдп ...

    - Что можете о них сказать? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки)

    - Какая буква лишняя? Почему? (Буква д лишняя, она обозна чает звонкий согласный, а остальные - глухие.)

    - Допишите строчки до конца, составляя различные цепочки.

    II.  Словарно-орфографическая работа.

    Фронтальная работа с ЭОР «Кроссворд  на тему «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»

    Разгадайте кроссворд, назовите орфограммы.

    - Какое слово лишнее? (рыба) Почему?

    - Какая орфограмма в слове МАЛИНА? (Безударная гласная в корне слова.)

    - Подберите проверочное слово.

    - Что заметили? (Проверить нельзя.)

    - Как назвать такую безударную гласную? (Непроверяемая гласная)

    III. Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня на уроке мы поговорим о словах с безударными про веряемыми и непроверяемыми гласными.

    IV.  Работа над темой.

    1.Формулирование правила

     - Как же без ошибок писать слова с непроверяемыми безудар ными гласными в корне? (Их нужно запоминать)

    -  Как называются такие слова?

    - Как поступить в случае, если вы сомневаетесь в написании словарного слова? (Обратиться к словарю)

    - Сверьте свои выводы с учебником на с.182.

    2. Упражнение 430, с. 182.

    Слова из этого упражнения учитель диктует, а дети записывают. Затем учащиеся   обмениваются тетрадями и проверяют по учебнику правильность написания слов.

    - Можно ли проверить написание этих слов без помощи словаря?

    - Как называется орфограмма в этих словах? (Непроверяемая гласная в корне слова.)

    Ос_нь

    П_сьмо

    Пр_мой

    Р_ды

    Л_сник

    В_сна

    Запр_гать

    Гн_здо

    Пч_ла

    Ч_стота

    Зв_зда

    Св_сток

    Сн_жинка

    С_дло

    В_рхушка

    Т_желый

    В_зать

    И

    Я

    Е

    3. Фронтальная работа с компьютером Игра «Разбери «кучу-малу».

    - Записать слова в три столбика:

    - Можно ли проверить написание записанных слов?

    - Устно к каждому слову подберите проверочное.

    - С любым словом из каждого столбика составьте предложения.

    4. Самостоятельная работа: Упр. 437.

    V. Итог урока.

    - Как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова, непроверяемые ударением?

    - Как правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными?

    - Какие слова будут являться проверочными?

    А теперь представьте вот что:

    Как мы слово ни меняем,

    Но на нужный гласный просто

    Ну никак не попадаем:

    Мимо цели ударенье

    Бьет все время, к сожаленью!

    Подсказать и тут готовы:

    Нужно просто подобрать

    Однокоренное слово.

    Ударение опять

    « Перепрыгнет» куда надо -

    Это вам за труд награда.

    Домашнее задание: упр. 433, правило на с.182

    Урок 7

    Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ

    Цель: дать конкретные представления об омофонах; закреплять умение применять различные способы про верки написания безударных гласных в корне слова; развитие уме ния сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.

    Ход урока

    1. Словарно-орфографическая работа.

    Запись  на  доске;

    Грат, учитилъ, улеца, лигушка, мидветь, варабей, агурец, гaрох, заиц.

    - Что заметили? (В словах допущены ошибки.)

    - Записать слова, исправляя ошибки.

    - Подчеркните орфограммы.

    -  В каких словах орфограммы можно проверить? (Град градинкаг медведь - медведи.)

    -  Как убедиться в правильности написания слов? (Проверить слова по словарю.)

    (Дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю.)

    II. Работа над темой,

    1. Ученики получают карточки с предложениями.

    У меня есть дедушка.

    Как зима с..дой.

    Он с..дит под деревом

    С белой бородой.

    Володя Колосов лучше всех в хоре зап.. вал песню.

    Татошка  зап..вала лекарство шоколадом.

    Вокруг деревни раскинулись л..са.

    Л. са живет в норе.

    - Вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание.

    - Что заметили? (Слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному.) Почему? (Розные проверочные слова, разные значе ния.)

    - В речи часто встречаются такие слова, которые одинаково произносятся,  а  пишутся   по-разному. Такие слова называются омофоны.

    - Сегодня мы будем учиться распознавать такие слова и пра вильно их писать.

    2. Записать омофоны.

     Запись  на  доске:

    Сл.зал, в.лись, отв.рила. (Слизал, слезал, велись, вились, отво рила, отварила)

    - Чем похожи эти слова? (Произносятся одинаково.)

    - Чем отличаются эти слова? (Написанием и значением.)

    Физкультминутка

    1. Работа за компьютером в паре. 

    Работа с тренажёром «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов».

    III. Итог урока.

    - Что нового угнали о безударных гласных в корне слова?

    Домашнее задание: упражнение 431, с, 183 и упражнение 435, с. 184.

    Урок 8.

    Тема: Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова.

    Цель: Обобщить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова; дать конкретное представление о способе проверки слов с двумя безударными гласными; развивать умение выбирать способ проверки безударной гласной для каждого конкретного случая.

    Ход урока

    1. Актуализация.

    Фронтальная работа с ЭОР «Ребусы»

    - Разгадайте ребусы, напишите отгадки. (Горы, горный, нагорный, гора, пригорок)

    - Отметьте слабые и сильные позиции гласного в корне.

    - Подчеркните формы одного слова.

    - Что можно сказать об остальных словах?

       Для чего вам необходимы эти знания?

    II. Сообщение темы и целей

    - Что вы знаете о гласных буквах?

    - Какими способами можно проверить безударные гласные в корне слова?

    На доске: холода,

                    сторона.

    - Прочитайте вслух написанные слова. Поставьте в них ударение. Выделите корень.

    - Что заметили? (в корне две безударные гласные)

    -  Как убедиться в правильности написания этих слов?

    Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои умения подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных.

    1. Работа над темой

    1. - Проверьте первую безударную гласную О в корне слова холода.

    - Подберите проверочное слово ко второй безударной гласной О в корне слова холода.

    - Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с двумя безударными гласными в корне?

    - Подберите два проверочных слова к безударным гласным в корне слова сторона.

    - Сделайте вывод.

    2. Работа в группах

    Игра «Дополни сам»

    Дети получают карточки со словами.

    - Что заметили? (В словах по две безударные гласные.)

    -  Каждую гласную в таких словах можно проверить. Как это сделать?

    - Сколько проверочных слов нужно будет подобрать?

    Тр.п.тали                                               в.ч.реет

    ?      трепещет                                      ?       вечерний    

    Ст.р.жили                                           З.л.нели    

    ?       сторожка                              зелень        ?

    Л.п.тали                                             г.л.ва

    Лепет     ?                                       ?             ?

    П.л.са                                                б.р.да

    ?        ?                                            ?           ?

    - Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочные слова.

    Вывод: как проверить слово с двумя безударными гласными?

    3. Самостоятельная работа:

    1) Упр. 429

    2) Тест «Правописание безударных гласных в корне слова».

    III. Итог урока.

    - Что нового узнали о безударных гласных в корне  слова?

    Домашнее задание: упражнение 439, с.185.

    Урок 9.

    Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

    Цель: проверить умение писать слана с безударными глас ными в корне; распознавать орфограмму и подбирать проверочные слова.

    Ход урока

    1.  Орг. момент.

    - Какую тему мы изучали с вами на последних уроках?

    - Что вы знаете о безударных гласных в корне слова?

    - Как найти эту орфограмму в слове?

    - Как правильно написать безударную гласную в корне слова?

    1. Постановка темы урока.

    - Сегодня наступила пора подвести итоги того, насколько  вы были внимательны, старательны и овладели умением обнаруживать безударную гласную в корне слова и проверять ее написание.

    1. Диктант.  (Текст для диктанта взят из «Большого сборника диктантов по русскому языку» О.В. Узоровой и Е.А. Нефедовой. М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005.)

    Весной.

    Наконец пришла весна. Сошли снега. Земля опять почернела. Пробивается к свету трава и цветы. На деревьях появилась листва. Этой порой я люблю рано утром выходить погулять. Как хорошо на полях и в лесу! Уже давно прилетели лесные певцы. А у зверей родились малыши. (43 слова)

    IV. Грамматические задания

    1. Последнее предложение разобрать по членам и по частям речи.

    2. Выписать 2 слова с безударными гласными в корне, припи сать к ним проверочные слова.

    Урок 10

    Тема: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ДОПУЩЕННЫМИ В ДИКТАНТЕ

    Цели: скорректировать знания учащихся по изученной те ме; закрепление умений по применению различных способов проверки безударных гласных.

    Ход урока

    I. Сообщение общих результатов  диктанта.

    II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

    Слово

    СУО

    Орфограмма

    Проверка

    почернела

    о   е     /

    По-,

    б/г - е

    У глаголов нет предлогов; чёрный

    появилась

      о    я    /    ь

    По-,

    б/г - я

    У глаголов нет предлогов; появится

    родились

          о  и   /

    Б/г – О,

                И

    Род;

    родил.

    малыши

        а          ши

    б/г – а,

    сочетание ШИ

    Мал

    шишка

    III. Закрепление пройденного.

    1. Прочитайте слова. Сформулируйте и выполните с ними задание.

    Б…леть, в…реный, в…твями, уг…щение, д…ла, зв…рята, в…твистый, пов…р, б…лезнь, г…стевой, выд…лать, зв…риный, д…ловой, уг…стить, б…льной, в…рить, в…твиться, озв…реть.

    Возможные варианты заданий:

    1. Напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
    2. Объедините слова в следующие группы: существительные, прилагательные, глаголы. Составленные группы напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
    3. Сгруппируйте однокоренные слова. Составленные группы напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
    1. Самостоятельная работа по теме « Правописание безударных гласных в корне слова»

          Учени__  2-Б класса  _________________________________________

    1. Сгруппируйте однокоренные слова. Составленные группы напишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

    Б…леть, в…реный, в…твями, уг…щение, д…ла, зв…рята, в…твистый, пов…р, б…лезнь, г…стевой, выд…лать, зв…риный, д…ловой, уг…стить, б…льной, в…рить, в…твиться, озв…реть.

    1. Вставьте в словах пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова. Пришла ( ____________ ) в . сна. На ( _________ ) р . ке растаял лёд.

     ( _________ ) В . да ( __________ ) зат . пила ( __________ ) б . рега.

    В ( ____________ ) с . сновом ( _______ ) б . ру ( ____________ ) з . мля ещё

    покрыта ( ___________ ) сн . жком. Но скоро ( ____________ ) заз . ленеют

     ( ____________ ) д . ревья. На лугах ( ______________ ) зап . стреют ( ____________ )

    цв . ты.

    1. Вставьте пропущенные буквы: в..лна, м..ряк, в..терок, п..руса, с..лач, стр..лок, вес..льчак, гр..бник, т..жёлый, л..дник, л..сник, кр..снеть, ст..рожить, б..жать.

    Физкультминутка

    Параллельно (по 5 минут) 10 учеников работает за компьютером: тест «Правописание безударных гласных»  

    IV. Итог урока.

    - Расскажите все, что вы узнали о правописании безударных гласных.

    Домашнее задание: упражнение 433, с. 183.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)

    Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям  было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...

    Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

    Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

    Результативный практический опыт учителя начальных классов Ушаковой Э.А. "Правописание безударных гласных в корне слова".

    Обучение правописанию безударных гласных в корне слова представляет определенные трудности.  Мой результативный опыт работы над этой темой  показывает как можно преодолеть эти трудности при ...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...