Главные вкладки

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
    статья на тему

     Морозова Екатерина Владимировна

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Однако ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно в начальных.

    Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bezud_glasnaya_vystuplenie_na_mo.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на МО Морозова Е.В.

     Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова

     Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Однако ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно в начальных.

    Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

    1. Неумение найти объект применения правила:

    а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

    б) ребенок не владеет навыком морфемного анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, но и начинает расширять «границы» применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

    2.  Неумение практически пользоваться правилом:

    а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил-тащит, везет-вез и т.п.

    б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ и т.п.

    в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.;

    г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.

    В самом правиле можно выделить 4 составляющих его части:

    1. Что надо проверять?      Проверять надо безударную гласную.            
    2. Где надо проверять? Проверять безударную гласную надо в                                                           корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу.
    3. Как надо проверять?   Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.
    4. Чем надо проверять?  Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.  

    В процессе работы над содержанием каждой части правила учитель указывает учащимся на те знания и умения, которые им необходимы для практического использования правила. Усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях.

    Знакомство с правилом правописания безударных гласных в корне слова.

    Рассмотрим фрагмент урока знакомства с правилом правописания безударных гласных в корне слова.

    1. Подготовка к работе над правилом.

    - Послушайте текст и ответьте, почему Ваня не понял отца?

    НА ОХОТЕ

            Отправился Ваня с отцом на охоту. Впереди был густой сосновый лес. Отец заметил там лисицу. Она прыгнула в кусты, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! Что за хвост!» Ваня удивленно сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают сосновые леса с хвостом!»

    - Почему возникла такая ошибка? (Устанавливается, что произношение  слов «лиса» и «леса» одинаково)

    - Что надо сделать, чтобы правильно записать эти слова?

    Выясняется, что безударную гласную в корне слова надо проверять. Учащиеся вспоминают ранее известный способ проверки путем словоизменения: один-много; много-один (лиса – лисы, леса – лес). Формулируется цель урока - знакомство с новыми способами проверки слов с безударной гласной в корне.

    2. Организация наблюдений учащихся над способом проверки безударной гласной в корне с помощью однокоренных слов:

    - Спишите два столбика слов, поставьте ударение, выделите корень.

    Лес – лесник          е

    Корм – кормить     о

    Чист – чистота       и

    Мясо – мясной       я

    Жалкий – жалел     а

    - В каком столбике слов гласная пишется так, как произносится, а в каком ее нужно проверить?

    (Дети, отвечая на вопрос, произносят каждую пару слов, например, лес – гласная «е» в корне находится под ударением, пишется так, как слышится, в слове «лесник» гласная в корне безударная, ее произношение изменяется, поэтому ее написание нужно проверить и т.д.)

    - Назовите в каждой паре однокоренных слов то, с помощью которого можно проверить безударную гласную в корне.

    - Почему его можно назвать проверочным словом? (Дети должны указать на два признака проверочного слова: 1) проверочное слово – это однокоренное или это же слово; 2) в проверочном однокоренном слове гласная в корне находится под ударением).

    - Какие безударные гласные в корне надо проверять? (а, о, и, е,я)

    - С каким новым способом подбора проверочных слов вы сейчас познакомились?

    3. Закрепление знания правила правописания безударных гласных:

    а) Чтение правила по учебнику. Работа над структурой правила:

    - Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, что надо проверять.

    - Прослушайте слова и выделите из них те, которые проверяются по данному правилу: побег, кормушка, в роще, беленький, столик, тенистый.

    Ученик должен рассуждать так: в слове «побег» ударение падает на гласную корня, безударная гласная находится в приставке, значит, написание слова по данному правилу не проверяется; в слове «кормушка» - ударение падает на гласную суффикса, безударная гласная находится в корне, ее написание надо проверить по правилу, проверочное слово «корм», в нем гласная в корне находится под ударением.

    б) Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, что надо сделать, чтобы подобрать проверочное слово.

    Работу над второй частью правила можно связать с анализом таблицы, содержащей основные способы подбора проверочных слов.

    Чтобы подобрать проверочное слово надо:

    Изменить слово                                       Подобрать однокоренное

    река – реки (один - много)           ковер-коврик (маленький предмет)

                                                            цветной-цвет (предмет)

    шаги – шаг (много-один)            темнота-темный (признак предмета)

                                                          ходьба-ходит (действие предмета)

    - Прочитайте таблицу и определите, сколько способов проверки безударной гласной  в корне.

    - Назовите, как проверяется безударная гласная в корне с помощью подбора однокоренного слова.

    в) – Объясните, почему в проверочном слове гласная в корне должна быть под ударением.

    Спишите, из однокоренных слов подчеркните те, которые могут быть проверочными.

    Вершина,  верх, наверху, верхний, верхушка.

    Ночевать, ночной, ноченька, ночь, заночевать.

    Из двух слов выберите проверочное, запишите его, вставьте пропущенную гласную в корнях однокоренных слов.

    Стеклышко, застеклил – ст…кло

    Следом, следы – насл…дили.

    Посоли, соль- с…ленный.

    Подарок, подарили – д...рить.

    Просьба, проситель – пр…сить.

    4. Закрепление изученного правила.

    а) Предупредительный диктант.

    ГНЕЗДО ДЯТЛА

    Летом мы нашли гнездо дятла. Птенцы жили в дупле старой осины. Когда к дуплу подлетали взрослые дятлы, малыши громко кричали и высовывали из дупла носатые головы в красных платочках.

    (по И.Соколову-Микитову)

    В процессе работы над текстом предупредительного диктанта учащиеся упражняются в написании слов с безударной гласной в корне. Объяснение должно проводиться в такой последовательности:

    1. Найти слово с безударной гласной в корне.

    2. Указать способ проверки (однокоренное слово или изменение слова).

    3. Доказать, какую гласную нужно писать в корне.

    Выполнение упражнений в учебнике «Русский язык».

    б)  Работа с корнями. Корень ГНЕЗД-.

    - Прослушайте текст и выпишите однокоренные слова к корню ГНЕЗД-

    Гнездовья морских птиц всегда надежно защищены. Вот небольшая черноватая птица с малиново-красными лапами и клювом. Это – чистик. Она любит гнездиться на больших каменных островах. Большую часть жизни чистики живут в открытом море и только на время гнездования выходят на берег. Среди камней устраивают они свои гнезда. Здесь вырастают у чистиков птенцы.

    - В каких из однокоренных слов, использованных в данном тексте, безударную гласную можно проверить? Каким словом можно проверить и почему?

    - Измените слово «гнездиться» по вопросам что делают? что делал?

    На начальном этапе применения правила полезно сопровождать производимые действия рассуждениями вслух в соответствиями с рекомендациями в правиле. Такое предписание действий  может быть предложено учащимся в готовом виде на плакате или инструктивной карточке, которая поможет комментировать свои действия и запоминать необходимые этапы в работе над правилом:

    1. Поставьте ударение, определите, в какой части слова находится безударный гласный.

    2. Для проверки безударной гласной корня измените слово или подберите однокоренное, чтобы проверяемый гласный в нем стоял под ударением.

    3. Напишите в слове такую же гласную, как и в проверочном.

    Может быть и такой вариант рассуждения:

    Проверяя безударную гласную в слове, рассуждай так:

    а) безударный гласный в корне слова …;

    б) проверочное слово - …;

    в) в проверочном слове пишется гласная …;

    г) в корне слова пишу гласную … .

    Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным в том случае, если учитель не только четко определит для себя теоретические основы данной темы, но и сможет грамотно организовать корнесловную работу, используя различные виды упражнений.

     

    Фрагмент №1. Работа  с корнями. Корень ЗЕЛЕН-.

    1. Запишите однокоренные слова с корнем зелен, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета (зелень, зеленый, зеленеть, зеленить).

    2. Укажите, в каком значении в прочитанных предложениях употребляется слово ЗЕЛЕНЫЙ?

    Значения слова ЗЕЛЕНЫЙ: 1) цвет; 2) состоящий из зелени; 3) недозрелый, недоспелый.

    1) И тихо дремлет бор зеленый. 2) В лес придет – зря ветки не сломит, спелую ягоду возьмет, а зеленую на кусте оставит: пусть себе зреет (С.Маршак). 3) Летом на обед детям часто давали зеленые щи. 4) среди кустов зеленых у речки серебристой, Гуляет олененок – теленочек пятнистый (П.Комаров).

    3. Составьте словосочетания, подбирая к слову «зеленый» близкое по значению слово.

    Зеленое лицо, зеленое яблоко. Слова для справок: неспелый, бледный.

    1. Послушайте текст.

    ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА

    Это выражение великолепно  показывает, как меняется наш язык. Сто лет назад у всех оно вызывало ужас: ЗЕЛЕНОЙ УЛИЦЕЙ называли тогда две шеренги солдат. У каждого из солдат в руках был гибкий прут из лозы- шпицрутен. По такой «улице» прогоняли или протаскивали осужденных. Нередко в конце этой страшной зеленой улицы человек умирал.

    Теперь – ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА – непрерывная цепь зеленых семафорных огней, которые дают возможность мчаться поезду без всякой задержки. В переносном значении «зеленая улица» - прямой, свободный, открытый путь. (по Э. Вартаньяну)

    -Что обозначало выражение ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА в прошлом? В каком значении употребляется это выражение в современном русском языке?

    Фрагмент №2.Работа с корнями. Корень ЗВОН-

    1. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

    Невзрачен, кругл и невелик,

    У дверей он жить привык.

    Чуть нажмешь – поднимет крик.

    Все поймут его язык. (звонок)

    2. Спишите родственные слова, подчеркните корень, под безударной гласной поставьте точку.

    Звонарь, звонить, звонкий, звон, звоночек, перезвон.

    3. Запишите слово ЗВОНИТЬ так, чтобы оно отвечало на поставленные вопросы, обратите внимание на ударение, научитесь правильно произносить эти слова.

    Что делать?                                      Звоним

    Что делает?                                       Звонят

    Что делаем?                                      Звонить

    Что делают?                                      Звонит

    4. Прочитайте, правильно ставьте ударение в словах с корнем ЗВОН-

    ТЕЛЕФОН ОПЯТЬ ЗВОНИТ!

    ОТ НЕГО В УШАХ ЗВОНИТ (А.Барто)

    Составьте предложения или рассказ на тему «Телефон», употребляя слова: звонит, позвонить, позвоните.

    5. Прочитайте пословицу.

    Слышал звон, да не знает, где он.

    - В каких случаях ее употребляют?

    Корнесловная работа должна быть направлена в первую очередь на формирование у детей устанавливать родство слов на основе определения общности их значений. Овладение указанным умением вызывает наибольшие трудности у детей, т.к. требует определенного уровня развития абстрактного мышления, способности отвлечься от конкретных лексических значений слов и на этой основе установить сходство их семантики. В то же время именно это умение  является важнейшим опорным умением для усвоения в дальнейшем принципа и способов проверки орфограмм в корне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

    Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова

    В данном материале раскрыта  методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова....

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

    Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

    Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными.

    Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная:  овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте...