Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Прощание с летом»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

Знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Прощание с летом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения

К.Г.Паустовский «Прощание с летом»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- организовать знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Прощание с летом», формировать умение и навыки работы с текстом;

- развивать логическое мышление; развивать воображение;

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве

К.Г.Паустовского, провести работу над содержанием рассказа: определить тему, идею. Обогатить словарь учащихся литературоведческими терминами.

Развивать правильное выразительное чтение, устную речь учащихся, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к окружающей природе, художественный вкус.                    

ЭПИГРАФ – ЭТО ЦИТАТА, ПОСЛОВИЦА, ПОМЕЩАЕМАЯ АВТОРОМ ПОСЛЕ ЗАГЛАВИЯ, ПЕРЕД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИЛИ ЕГО ЧАСТЬЮ И ПОЯСНЯЮЩАЯ ЕГО ОСНОВНУЮ ИДЕЮ, МЫСЛЬ).

Предметные задачи:

 создать условия для развития у учащихся умения :

- понимать фактическое содержание текста;

- искать нужную информацию в художественном тексте.

- сопоставление словесного и зрительного образа, способов их создания;

- отработка навыков выразительного чтения.

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

- эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отражённой в художественном произведении (личностные УУД);

- работать со словарём и с материалом предварительного чтения (регулятивные УУД);

- воспринимать мнение собеседников (коммуникативные УУД);

- находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные УУД).

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый

                

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

2. Проверка домашнего задания.

Заклички  наизусть.

-С какой целью русский народ сочинял заклички? (это их знания об окружающем нас мире, хотели, чтобы побыстрее наступила весна, лето,осень,зима.)

-А зачем они призывали зиму-самое холодное время года? (чтобы быстрее прошла)

-А возможно ли это? (нет, всему свое время)

3.Актуализация знаний.

– Урок хочу начать с чтения прекрасных слов, а вы догадайтесь, кто их написал (эпиграф на доске):

«Многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная. Лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.» (К.Г.Паустовский)

Как вы понимаете эти слова?

-Сейчас мы вспомним яркие мгновения времен года. А помогут нам Турелик Е., Рашкевич Саша, Шевченко Аня, Хубиева К.

1) СЛОВО ДЕТЕЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.

(Дети рассказывают о каждом времени года).

ВЕСНА. Весной мы любуемся множеством цветов. Наслаждаемся их запахом и свежестью первой зелени. Весной мы наблюдаем пробуждение природы.

ЛЕТО. Лето радует нас солнечным теплом. Оно ласкает нас тёплыми волнами рек морей. Приятно полежать на раскалённом песочке, на берегу моря. Понаблюдать за дельфинами и чайками.

ОСЕНЬ. Ни в каком другом времени года нет такого разнообразия красок как осенью! Приятно побывать в осеннем лесу, парке, сквере, побродить по аллее, усыпанной разноцветными листочками, насладиться последними тёплыми лучами солнца.

И, наконец, ЗИМА. Казалось бы холод, вьюги, да метели кому по душе? Да нет! Кого не обворожит елочка, запорошенная снежком или березка, посеребренная инеем?!

4. Постановка темы и целей урока.

– Ребята, а какую осень мы наблюдаем сейчас?

-Ранняя или поздняя?Докажите.

– А что интересного о лете и осени осталось в вашей памяти? (проводится конкурс рисунков-набросков, дети выбирают карточку, соответствующую настроению: или листочек, или капельку; на доске выставка работ; краткий анализ рисунков.)

-Не только в нашей памяти времена года оставляют яркие мгновения, но и у писателей-людей творческих, все происходит точно так же.

5. Сообщение темы урока.

Соня познакомит нас с биографией замечательного писателя К.Г.Паустовского (презентация)

– Выбрав подходящие слова и составив из них заголовок, вы узнаете название рассказа.

Встреча, прощание, летом, осенью, зимой, с

6. Работа с текстом до чтения.

– Что интересного в названии произведения?

– Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?

-Да, сегодня на примере художественной литературы, мы рассмотрим смену времен года.

-Рассмотрим несколько слов, лексическое значение которых может вызвать у вас сомнение.

                                     СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

ПЕРВОПУТОК - первый зимний путь по свежему снегу.

БИСЕР-мелкие бусинки

ПОРОШИЛ (снег)-шел мелкий снег

ЗАВОРОЖИЛА (стужа)-околдовала

 НАХОХЛИВШИСЬ - подняли, взъерошили перья.

ЗАСТЕНЧИВАЯ НЕВЕСТА - стыдливо - робкая, смущающаяся.

5. Первичное восприятие.

– Откройте учебник .

-Я читаю, а вы подчеркиваете слова, значение которых вам неизвестны.

Чтение рассказа учителем

– Какую осень изобразил Паустовский?

– Где происходит действие рассказа? (в сельской местности)

6. Чтение текста учащимися

Беседа по содержанию

- Какой неожиданный подарок преподнесла осень? (выпадение снега)

- Найдите строки, которые говорят о времени выпадения снега.

- Так заведено в природе, что перемены в ней происходят именно ночью.

- Как ведет себя природа перед первым снегом?(тишина)

- Найдите словосочетания, в которых автор дает пояснение тишины

- Что стужа заворожила?

- Как понимаете поэтический образ «стужа заворожила?»

- Что волшебного увидел автор за окном?

- Что могло зачаровать настоящего художника?

- Как вы думаете, почему автор не назвал птицу?

Обобщение:

- Ее название не важно, но с ее помощью автор показывает красоту первого снега.

- Какое чувство вызвал у Рувима первый снег - радость или огорчение? Почему?

- Найдите в его словах олицетворение.

Обобщение:

- Действительно, земля как бы примеряет наряд, которой она будет носить долгие месяцы.

- Какие чувства он испытывает в конце произведения?

– Как дед Митрий назвал первый снег? (на доске: первопуток) Почему?

– Какое настроение принес первый снег? Каким цветом вы бы нарисовали эту картину? (выбор цвета настроения – белый – радость, спокойствие, надежда)

– Читаем дальше, чтобы узнать какая память осталась у героев о лете и осени (гроздья рябины)

7) НАХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТЕ СЛОВ, ВЫРАЖЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВЫСКАЗАННУЮ МЫСЛЬ.

Прочитайте, как изменил землю первый снег.

Найдите описание пробуждения автора от сна?

С чем сравнивают первый снег?Как называют этот прием? (сравнение)

Что делали красавицы в стародавние времена, когда выпадал первый снег?

Как автор описывает зимнее небо? Прочитайте.

Какие слова помогают нам увидеть красоту утреннего снега?

 Как пишет К.Г.Паустовский о зимнем дне?

Найдите описание снежинок. Прочитайте об изменениях, происшедших в лесу.

Как выглядел лес вечером? Прочитайте.

Какие слова раскрывают отношение автора к зиме? В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна.

Леса и сады заворожила стужа.

А снег всё сыпался, как стеклянный дождь.

8. Работа с текстом после чтения.

С каким настроением автор прощается с осенью?

– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей? (Каждое время года прекрасно по-своему).

Осень в музыке.

- Как красиво, как замечательно рассказал нам писатель про осень, используя выразительные средства языка.

-  А композиторы используют музыкальные средства выразительности.

- Сейчас мы прослушаем фрагмент  музыки Петра Ильича Чайковского «Времена года».  А вы потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка.       /Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь», 32 секунды./

Обобщение учителя:

- Эта музыка звучит тихо, грустно. Этим она вызывает грустное настроение.

- Разве осень не может преподносить неожиданные подарки?

( в виде первого снега)

- Разве не умеет восхищать, поднимать настроение?

- Чем осень может порадовать человека?

- Восхищение, радость, восторг, которую испытывают люди при виде первого снега передают и художники.

- Особенно трогательны нетерпение и счастье маленьких детей на картине Пластова «Первый снег»

 Рассказ о художнике картины

         Аркадий Александрович Пластов – русский художник, мастер пейзажа и портрета.

         Он родился в простой деревенской семье.      

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

- К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина? - Пейзаж

- Какое время года изобразил художник? - Начало зимы.

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? -Нет сугробов, местами еще видна голая земля.

- Какое время суток изображено? -  Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.

- Кого изобразил художник на переднем плане?

- Опишите их внешний вид. - Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.

б) Работа со словарем настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. - Восторг, удивление, радость

- Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

- Что еще показывает художник на переднем плане? - В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Есть ли здесь есть еще один герой? - Ворона.

- А что она переживает? -Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.

- В чем это проявляется? - Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

в) Выявление изобразительных средств картины.

- Обратите внимание на фон картины. - В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.

- А какой цвет здесь главный и почему? - Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев.

- Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? - Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?

- Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.

- Какой он, темный или светлый?

- А кто помнит, когда выпал первый снег в этом году? (НОЧЬЮ).

Учитель: Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.

- Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (На звездочки, на маленькие цветочки, на стрелки). (СЛАЙД 4. ПОКАЗ СНЕЖИНОК).

Давайте нарисуем самую первую снежинку, которую вы увидели и запомнили.(нетбук)

8. Рефлексия

– Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?

– Кому понравилось произведение?

– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?

Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский .Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э.Григе (на доске):

“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.

– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.

Домашнее задание

Коротко напишите отзыв о прочитанном произведении.

1.О чем он?

2. Что запомнилось?

3.Что понравилось?

4.Какие слова и предложения произвели на вас впечатление?

5. Приведите пример из текста в виде цитат.

Цитата- это дословное воспроизведение

ТЕСТ  «САМООЦЕНКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ К.Г.Паустовского "Прощание с летом".

Каждая встреча с произведениями этого автора помогает стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенн...

Презентация по литературному чтению по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия» 3 класс. 2100.

Презентация по литературному чтению по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия» 3 класс. 2100....

К.Г.Паустовский "Прощание с летом" (конспект урока)

Данный материал поможет учителю начальных классов провести свой урок согласно новым требованиям ФГОС....

Конспект урока литературного чтения. Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето» 4 класс

Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето». 4 класс. УМК Школа России...

Конспект урока литературного чтения "Д.Б. Кедрин "Бабье лето" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»;  ознакомление  с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.Планируемые результатыПредметные:знать: содерж...

урок литературного чтения " Самые интересные книги, прочитанные летом"

После летнего отдыха привлечь к чтению книг; узнать, как расширился читательский кругозор учащихся; развивать па­мять, речь, мышление....