Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Снеткова Елена Владимировна

В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помогают литературные викторины. В них присутствует здоровый азарт, нагрузка для ума. Викторины дают детям возможность проверить свои знания, узнать что-то новое, проявить индивидуальность, показать свои творческие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературная викторина . 653.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка литературной викторины

Предмет: Литературное чтение

4 класс

Составила учитель начальных классов гимназии № 114 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Снеткова Елена Владимировна

     Литературная викторина по детским произведениям предназначена для учащихся 4 классов.  Данный материал можно использовать на уроках обобщения по литературному чтение, а также на внеклассных мероприятиях.

    Цель: Создание условий для формирования читательских компетенций. 

            Обобщение и расширение  знаний по произведениям для детей.


    Задачи: обобщать знания по литературным произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память, любознательность, мышление;  прививать любовь к чтению; воспитывать бережное отношение к книге, друг к другу;

Учащиеся делятся на 3 команды.(Можно разделить детей по их желанию, можно сформировать команды из колонок учащихся) .

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Побеждает команда набравшая большее количество баллов. Выйгравшая команда получает отметки "5"  за урок. Команда занявшая 2 место получает "4".

   Вступительная беседа (не оценивается баллами).

    Ребята,  в разных классах мы с вами изучали различные сказки. Давайте вспомним

-Что такое сказка?

-На какие группы можно разделить все сказки, в зависимости от того кем они были созданы? (народные и авторские)

-Какие бывают сказки? (о животных, бытовые, волшебные и т.д.)

А сейчас переходим к викторине!

Задание 1:

У вас на партах конверты. Достаньте из конвертов белые листы. На них по 3 вопроса. Вам дается 5 мин. на ответы. Просто впишите их рядом с вопросом.

1 команда:

- Кто автор сказки о подводных принцессах?
(Х.К.Андерсен «Русалочка»)

-Что произошло с Русалочкой после женитьба принца на принцессе?
(она превратилась в морскую пену)

- Как Русалочка смогла заслужить бессмертную душу?
(добрыми делами через триста лет)

2 команда:

 - В какой сказке бог дает царице дочь в ночь в самый сочельник?
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Чьи это слова: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее»?
(зеркальце из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- .Где жила молодая царевна, когда ее выгнала мачеха?
(в лесу у семи богатырей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3 команда:

 - Кто автор сказки о мальчике-луковице и как она называется?

(Джанни Родари)

-  Как Чиполлино избавился от сторожевого Пса?

(Заморил его жаждой и напоил водой со снотворным)

- Как звали сыщика в сказке Чиполлино?

(Мистер Моркоу).

Задание 2

Вы должны вспомнить и ответить из каких произведений  взяты следующие строки. Кто знает ответ поднимает руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Если команда не знает ответа, вопрос переходит к соседней команде и она может получить дополнительный балл за правильный ответ.

Вопрос 1 команде:

-.«Иван – Царевич говорит ей: - Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.» ( «Царевна – лягушка»)

Вопрос 2 комнде:

-.« Пришла девочка, глядь – нету братца! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Кликала, кликала, заливалась слезами - братец не откликается.

 («Гуси – лебеди»)

Вопрос 3 команде:

-  «Ушёл кот, а Петя – петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку – сидит, песни поёт, кота ждёт.»

( « Кот, петух и лиса»)

Задание 3:

У всех сказочных героев есть друзья и помощники. Ваша задача вспомнить кто был друзьями сказочных персонажей. Также как и в предыдущем задании, если команда не знает ответ, вопрос переходит к соперникам и они могут заработать для своей команды дополнительный балл.

Вопрос 1 команде:

-Кто был другом капитана  Врунгеля ?(Лом, Фукс)

Вопрос 2 команде:

- Кто был другом Нильса? (гусь Мартин)

Вопрос 3 команде:

- Кто был другом Маугли?  (пантера Багира , медведь  Балу, удав  Каа)

Задание 4:

А сейчас давайте вспомним нашего великого поэта и автора великолепных сказок А.С.Пушкина.

Достаньте из конверта голубые листы.

Из четырех предлагаемых продолжений поэтической строки выберите то, что действительно было написано А.С.Пушкиным.

1 команда:

Ветер по морю гуляет

а) Ветер парус раздувает;

б) Ветер волны нагоняет;

в) И кораблик подгоняет;

г) Лодку царскую качает.

2  команда:

Тут уж царь не утерпел

а) Побледнел он, словно мел;

б) Снарядить он флот велел;

в) Полететь сам захотел;

г) И за пир веселый сел.

3 команда:

Видит девица, что тут

а) Люди добрые живут;

б) Зря в обиду не дадут;

в) Чудеса вокруг живут;

г) Дивные цветы растут;

Задание 5:

Достаньте из конверта иллюстрацию к сказке. Вы должны сказать через 5 минут

-к какой сказке сделана иллюстрация

-вспомнить какой именно эпизод сказки изображен

Команда 1 :

Картинки по запросу иллюстрации к сказке о золотом петушке

- Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке».)

- Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется.

Комнада 2 :

Картинки по запросу иллюстрации царевны лебеди  к сказке  о царе салтане

-

- (Царевна-лебедь; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)

- Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает - 
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Команда 3 :

Картинки по запросу Сказка о попе и работнике его балде с иллюстрациями

-Балда. Сказка о попе и работнике его Балде.

- Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.

Подведение итогов. Выставление отметок победителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Олимпиадные задания для 4 класса , разработанные для районнного тура интеллектуального марафона выпускников начальной школы....

Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Задания разработаны для районного тура интеллектуального марафона для выпускников начальной школы...

Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Задания по литературному чтению для районного тура интеллектуального марафона были разработаны для выпускников начальных классов....

Методическая разработка. Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспектива"

Методическая разработка. Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспектива"...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»

Технологическая карта урокаВиктор Драгунский «Ровно 25 кило» Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»Цели урока: учить делать вывод о характере героев п...