Открытый урок по литературному чтению "Кот-ворюга" К. Паустовский
видеоурок по чтению (3 класс) на тему

Речкина Юлия Юрьевна

Методическая разработка по литературному чтению 3 класс.

 

  1. Превращение кота Ворюги в кота Милиционера в рассказе К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
  2. На  уроке  я применила мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на  уроке.
  3. Цель  урока  – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания содержания текста.
  4. Урок формирования типа правильной читательской деятельности  с использованием ИКТ.
  5. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения.
  6. Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева учебник по литературному чтению   «В одном счастливом детстве» 2 часть, Москва: Баласс, 2010 г. 3 класс
  7. Форма учебной работы: классно-урочная.

Цели:

  • познакомить учащихся  с содержанием произведения К. Паустовского «Кот-ворюга»;
  •  сформировать навык работы над анализом произведения;
  • обучать элементам литературоведческого анализа;
  • совершенствовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности;
  • создавать условия для этического и эмоционального усвоения

              прочитанного, вводить детей в мир нравственных ценностей,

  • учить понимать авторский замысел произведения.

 

Задачи:

  • выявлять знания литературоведческой терминологии и понимания

     литературных жанров;

  • уровень эмоционально-эстетического восприятия учащихся,
  • формировать дружеские отношения между детьми.

 

Задача учителя:

  • создать педагогически грамотную, благоприятную образовательную среду;
  • обеспечить необходимый иллюстративно-наглядный материал;
  • определить систему вопросов и заданий;
  • строить урок по принципу деятельностного подхода как

       - необходимого условия развития учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-индивидуальная,

-парная,

-групповая,

-коллективная.

Средства обучения и оборудование:

-учебник;

- тетрадь по литературному чтению;

-компьютер;

-проектор;

- презентация о биографии К. Паустовского;

- карточки для групповой и индивидуальной работы;

- цветные карандаши

Приложение: видеоматериал.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot-voryuga.doc102 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературному чтению 3 класс.

  1. Превращение кота Ворюги в кота Милиционера в рассказе К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
  2. Данная разработка урока представлена Речкиной Ю. Ю., учителем начальных классов БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №51» и содержит конспект урока и видеоматериал.
  3. На  уроке  я применила мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на  уроке. Цель  урока  – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания содержания текста.
  4. Урок формирования типа правильной читательской деятельности  с использованием ИКТ.
  5. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения.
  6. Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева учебник по литературному чтению   «В одном счастливом детстве» 2 часть, Москва: Баласс, 2010 г. 3 класс
  7. Форма учебной работы: классно-урочная.
  8. Полное описание разработки:

Цели:

  • познакомить учащихся  с содержанием произведения К. Паустовского «Кот-ворюга»;
  •  сформировать навык работы над анализом произведения;
  • обучать элементам литературоведческого анализа;
  • совершенствовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности; 
  • создавать условия для этического и эмоционального усвоения

              прочитанного, вводить детей в мир нравственных ценностей,

  • учить понимать авторский замысел произведения.

Задачи:

  • выявлять знания литературоведческой терминологии и понимания

     литературных жанров;

  • уровень эмоционально-эстетического восприятия учащихся,
  • формировать дружеские отношения между детьми.

Задача учителя: 

  • создать педагогически грамотную, благоприятную образовательную среду;
  • обеспечить необходимый иллюстративно-наглядный материал;
  • определить систему вопросов и заданий;
  • строить урок по принципу деятельностного подхода как

       - необходимого условия развития учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-индивидуальная,

-парная,

-групповая,

-коллективная.

Средства обучения и оборудование:

-учебник;

- тетрадь по литературному чтению;

-компьютер;

-проектор;

- презентация о биографии К. Паустовского;

- карточки для групповой и индивидуальной работы;

- цветные карандаши

Приложение: видеоматериал.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- приветствие.

- эмоциональный настрой

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Начинаем урок.

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Актуализация знаний

Введение в тему урока.

1.Чтение авторского текста (учебник, с. 73, до последнего абзаца).

- Как вы поняли, что значит «повествование от первого лица?» Кто может скрываться под словом «я»?

 - Понаблюдаем, как это у Паустовского, его рассказ нам предстоит прочитать.

2. Чтение последнего абзаца с. 73.

- Предположения детей (Главный герой или сам рассказчик)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

Постановка цели урока

-  Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

- Как мы сможем это сделать?

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Открытие нового

1. Биография К. Г. Паустовского.

2. Работа с текстом до чтения.

 Работа с заглавием и ключевыми словами (задание 1 в тетради по лит. чтению), иллюстрацией.

а) Чтение заглавия рассказа

Вопросы:

-Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

-Как называет его автор? ----Что означает слово – «Ворюга»?

-Какой оттенок у этого слова?

б) Чтение ключевых слов (Задание 2 в тетради с.  9)

- Что значит презрительно? Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

-Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? Что произойдет в рассказе?

в) Работа с иллюстрацией.

-Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу.

Почему у него такая напряженная поза?

 

Рассказ учеников

Да, главный герой- кот.

Ворюга. Вор, воришка, хитрюга.

Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора.

Кот          

Воровал        

Перестал воровать

Попался

Накормили

Хозяин и сторож

Предположения детей.

Рыжий, ободранный, глаза хитрые, настороженный.

Притаился, что-то хочет украсть…

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Физкультминутка

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот,

Встал и выгнул спину в мост,

Распушил красивый хвост,

Мягко лапками пошел

Тихо песенку завел.

Мур, Мур…

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами)

3.Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение (вслух)

-Читает учитель, вместе с детьми (с. 74-75).Часть 1.

-Комментированное чтение учителем. Часть 2.

- Чтение детьми текста вслух. Часть 3.

-Комментированное чтение.

Часть 4.

По ходу чтения учащиеся ведут диалог с автором.

Общеучебные  УУД ( умение работать с текстом)

2.Выявление первичного восприятия.

-Почему вы смеялись, читая этот рассказ?

-От чьего имени ведется рассказ?

-О ком еще говориться в рассказе?

-Кто такой Ленька? Прочитайте.

-Почему пришлось обратиться к нему за помощью?

-О ком еще ведется речь?

-Как вы думаете, кто это?

Паустовский рассказал нам о том, что было на самом деле.

О Леньке.

Учащиеся доказывают фразами из текста.

О Рувиме.

Предположения детей.

Коммуникативные УУД

Общеучебные УУД (работа со словарем)

Регулятивные  УУД

(прогнозирование)

3. Обобщающий вопрос

-Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

Предположения детей.

Регулятивные  УУД

(прогнозирование)

4. Работа с текстом после чтения

На партах схематический план. Расставьте, верно цифры в том порядке, в каком развиваются события.

  1. Проделки кота.
  2. Благородный поступок.
  3. Кот-бродяга.
  4. В ловушке.
  5. Совет Леньки.
  6. Отчаянный поступок.
  7. Вор пойман.

-Почему кот совершил благородный поступок?

-Почему кота прозвали Милиционером?

Индивидуальная работа учащихся.

Работа в парах.

Отблагодарил людей за доброту и понимание. Чтение детьми этого отрывка из текста.

Кот стал охранять дом от кур. Куры – это мелкие воришки.

Коммуникативные УУД

5. Обобщение знаний.

-Подумайте над смыслом пословиц. Какая пословица подходит к содержанию текста?

-Почему кот стал другим? Какой он в начале рассказа и в конце?

Работа в группах

  1. Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.
  2. Без труда – не выловить и рыбки из пруда.
  3. Один за всех и все за одного.
  4. Голод не тетка.
  5. Поделом вору и мука.

Общеучебные УУД (работа с пословицами)

Рефлексия

- Оцените работу своей пары.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

Ученики ставят отметку на карточке, подписывают и сдают учителю.

- Понять, чем отличается неправда от фантазии.

- Да.

Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

- Почему рассказ называется «Кот – ворюга»?

- Каков же замысел К. Паустовского? Чему нас учит рассказ?

Моделирование своего отношения к героям рассказа.

- Главный герой – кот –воришка.

Что мы должны быть внимательными к тем кто нуждается в нашем внимании и защите.

Красный – положительно

Синий – отрицательное

Желтый – с уважением

Зеленый -  с сочувствием

(Герои: Кот, Ленька, Петух, Рувим)

Домашнее задание

Приготовить рассказ от имени кота.

Приложение 1

1. Восстанови последовательность событий. Расставьте верно, цифры в том порядке, в каком развиваются события.

  1. Проделки кота.
  2. Благородный поступок.
  3. Кот-бродяга.
  4. В ловушке.
  5. Совет Леньки.
  6. Отчаянный поступок.
  7. Вор пойман.

2. . Какая пословица подходит к содержанию текста?

  1. Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.
  2. Без труда – не выловить и рыбки из пруда.
  3. Один за всех и все за одного.
  4. Голод не тетка.
  5. Поделом вору и мука.

3. Какой кот в начале рассказа и в конце?

В начале рассказа

В конце рассказа

Речкина Юлия Юрьевна

г.Омск

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа№51»

olga29112006@mail.ru

644083, г. Омск ул. Коммунальная 13 б

89045837751



Предварительный просмотр:

Приложение 1

К. Паустовский «Кот-ворюга»

1. Прочитайте ключевые слова текста. Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? Что произойдет в рассказе?

Кот          

Воровал        

Перестал воровать

Попался

Накормили

Хозяин и сторож

2. Восстанови последовательность событий. Расставьте верно, цифры в том порядке, в каком развиваются события.

Проделки кота.      

Благородный поступок.

Кот-бродяга.

В ловушке.

Совет Леньки.

Отчаянный поступок.

Вор пойман.

                 

2. . Какая пословица подходит к содержанию текста?

  1. Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.
  2. Без труда – не выловить и рыбки из пруда.
  3. Один за всех и все за одного.

3. Какой кот в начале рассказа и в конце?

В начале рассказа

В конце рассказа

4. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки кажутся наиболее точными?

А) Человек должен любить животных и заботиться о них.

Б) «Собака бывает кусачей, только от жизни собачьей» М. Мориц.

В) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» А. де Сент-Экзюпери

5. Моделирование своего отношения к героям рассказа.

 Красный – положительно

Синий – отрицательное

Желтый – с уважением

Зеленый -  с сочувствием

Кот      

Ленька

Петух

Рувим

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...