Русская народная сказка "Каша из топора" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Филипенко Ирина Викторовна

Русская народная сказка "Каша из топора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17_kasha_iz_topora.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-Г классе

Урок №17                01.10.2018 г.

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом, кроссвордом.
  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием.

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач, встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

Планируемые результаты:

 Предметные:

Выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев. Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности. Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения: применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения: слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1
  2. Проверка домашнего задания.

Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.

а) Вот вздумала  лиса…

б) А лиса наварила…

в) Журавль стук-стук…

г) А лисица лижет…

д) На другой день…

е) И так зайдёт…

ж) Думала, что наестся…

  • Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?

Давайте придумаем, как помирить наших героев?

- Выразительное чтение, рисунок.

         III.   Постановка цели урока.

- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок »

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

-  Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные,   (Слайд 3 )     в них обязательно должны быть чудеса, о животных    

в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,

есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.

     

Бытовые сказки появились позже всех. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.

- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

(Слайд 4 )    Русская народная сказка «Каша из топора»

IV.Изучение нового материала.

1. Словарная разминка.                                                 (Слайд 5)    

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

2.Читают подготовленные дети, словарная работа.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варка пищи.

Коли – если бы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

ФИЗМИНУТКА)    

3. Первичная проверка понимания:

  • Понравилась сказка? Чем понравилась?
  • Зачем солдат постучал в избу?
  • Кто там жил?
  • Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
  • Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
  • Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом?  (соль, крупа, масло)
  • Что получилось у солдата сварить из топора?      (каша)
  • Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
  • Почему он так поступил?
  • Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )    

 V.ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с пословицами.  

-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

  • Догадка и смекалка не хуже разума.
  • Сметка дороже всего.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.

2.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

3.Работа над текстом.

- Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )    

- Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )  

   

  1. Работа с тетрадью.

      - Разгадать кроссворд (топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

  VII. Итог  урока .

1. Беседа.

-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )    

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается», над кем он посмеивается?

-Чему учит сказка? Какова её основная мысль?

(Сказка учит быть находчивым, смекалистым, решительным, щедрым

и высмеивает жадность, лень.)

   

VIII. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к чтению по ролям. Стр.44-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русским народным сказкам в 1 классе.

Разработка внеклассного мероприятия по чтению в 1 классе....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс

Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....

Презентация к уроку внеклассного чтения" « Образ лисы в русских народных сказках»" 2,4 класс

Цель:  развитие читательского интереса у младших школьников....

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс

Конструкт урока в соответствии с ФГОС...

Презентация. Обобщающий урок на тему "Русские народные сказки". Викторина. 2 класс.

Викторина для детей на знание русских народных сказок....

Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны

Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»...