Главные вкладки

    Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

    Шанаурина Надежда Михайловна

    Конструкт урока в соответствии с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstrukt_uroka_izo.docx30.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шанаурина Надежда Михайловна

    Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс

    Цель: способствовать формированию умения выполнять иллюстрации к народной сказке на самостоятельно выбранные сюжеты;

    Задачи:

     1.Познакомить с творчеством художников В. Васнецова,  Ю. Васнецова;

    2.Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.

    3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

    Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

    Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Познавательные УУД: формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Метапредметные:

    адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

    Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.

    Планируемые результаты воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

    сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

    Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки,). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. 

    Основные понятия: иллюстратор, народные сказки, авторские,

    Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

    Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников В. Васнецова , М.Врубеля, Ю.Васнецова.

    Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

    Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

    Литература для обучающихся:

    •  - Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс. 
    • - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.

    для учителя:

    • - Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа
    • - Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г.

    План урока

    1.Орг. момент.  

    2. Сообщение темы и цели урока.                                          2 мин

    3. Вводная беседа.                                                                    7 мин

    4.Объяснение последовательности выполнения рисунка   5 мин

    5.  Планирование детьми предстоящей работы                    3 мин

    Физминутка

    6.  Самостоятельная работа.                                                 15 мин

    Физминутка

    7. Выставка работ, оценивание.                                              4 мин

     8. Рефлексия.                                                                            2 мин

     9. Итог урока.                                                                            2 мин

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организация учащихся.

    Прозвенел звонок,

    Начинаем наш урок.

    Будем изобразительное искусство изучать,

    Творчество и фантазию развивать.

    .Проверка готовности учащихся к уроку.

    Дети стоять около парт и слушают учителя

    Проверка рабочего места

    II. Сообщение темы и цели урока.

    - Ребята, а вы любите сказки?

    Отгадайте загадку и сформулируйте тему нашего урока.

    – Я от бабушки ушёл,

    И от дедушки ушёл.

    А от тебя, заяц,

    И подавно уйду.

    «Колобок»

    Дети формулируют тему урока

    III. Вводная беседа.

    - Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

    Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.

    Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

    - На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

    - А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

    Юрий Алексеевич Васнецов.(1900 – 1973)

    Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.

    Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.

    Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

    Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

    В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

    -Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

    -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

    -Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

    - А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

    -Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

    (Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

    - Вспомним главных героев сказки.

    - Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

    Я колобок, колобок!

    По амбару метён,

    По сусечкам скребён,

    На сметане мешён,

    В печку сажён,

    На окошке стужён.

    Я от дедушки ушёл,

    Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.

    - Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

    (На доске прикрепляются иллюстрации животных).

    - Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

    Загадки.

    Живу в лесу и на лугу,

    Я порчу в огороде грядки

    и удираю без оглядки.

    У кого из зверей

    хвост пушистей

    и длинней? 

    Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос

    Все время по лесу он рыщет,
    Он в кустах кого-то ищет.
    Он из кустов зубами щелк,
    Кто скажите это - …

    Заяц

    Лиса

    Медведь

    Волк

    IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка

    1. К о м п о з и ц и я рисунка.

    Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

    - Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?

    - Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

    В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

    1) Определим расположение главных героев рисунка.

    Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

    2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

    - Продумайте изображение своего сюжета.

    Ответы учащихся.)

    V. Планирование детьми предстоящей работы

    -Давайте повторим как и с чего мы начнем

    Выбрать сюжет.

    Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

    Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

    Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

    VI. Самостоятельная работа.

    1.Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

    2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

    Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

    По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

    Затонировать общий фон,  для неба, земли, леса.)

    2.  Работа с цветом.

    1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

    Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

    2) Прорисовывание деталей рисунка.

    Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.

    Дети работают

    VII. Выставка работ, оценивание.

    Детям предлагается защитить свою работу, объяснить, почему он выбрал именно этот сюжет, такие цвета.

    VIII.Рефлексия.

    - Если вам понравился быть иллюстратором, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

    IX.Итог урока

    - Чему мы научились?

    - Что новое узнали?

    Оценки

    Уборка рабочего места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    русская народная сказка "Колобок" (на английском языке)

    Может использоваться на внеклассной работе по английскому языку (с использованием ИКТ)...

    Инсценировка русской народной сказки "Колобок"

    инсценировка русской народной сказки колобок. рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст....

    Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)

    Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...

    Урок чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида по теме: "Русская народная сказка "Колобок"

    Урок чтения в 1 классе (1 четверть, добукварный период)Тема: Русская народная сказка «Колобок».Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:- учить правильно, произносить слова и ...

    КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

    middot;     организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников...

    Презентация на тему "Сравнение русской народной сказки «Колобок» и английской сказки ««Johnny- cake»"

    Презентация по теме " Сравнение русской народной сказки " Колобок" и английской сказки "Johnn-cake". Данная презентация сопровождала выступление учащейся на научно- практическ...