Главные вкладки

    План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) по теме:
    Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс

    Шанаурина Надежда Михайловна

    Конструкт урока в соответствии с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstrukt_uroka_izo.docx30.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шанаурина Надежда Михайловна

    Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс

    Цель: способствовать формированию умения выполнять иллюстрации к народной сказке на самостоятельно выбранные сюжеты;

    Задачи:

     1.Познакомить с творчеством художников В. Васнецова,  Ю. Васнецова;

    2.Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.

    3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

    Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

    Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Познавательные УУД: формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Метапредметные:

    адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

    Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.

    Планируемые результаты воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

    сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

    Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки,). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. 

    Основные понятия: иллюстратор, народные сказки, авторские,

    Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

    Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников В. Васнецова , М.Врубеля, Ю.Васнецова.

    Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

    Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

    Литература для обучающихся:

    •  - Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс. 
    • - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.

    для учителя:

    • - Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа
    • - Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г.

    План урока

    1.Орг. момент.  

    2. Сообщение темы и цели урока.                                          2 мин

    3. Вводная беседа.                                                                    7 мин

    4.Объяснение последовательности выполнения рисунка   5 мин

    5.  Планирование детьми предстоящей работы                    3 мин

    Физминутка

    6.  Самостоятельная работа.                                                 15 мин

    Физминутка

    7. Выставка работ, оценивание.                                              4 мин

     8. Рефлексия.                                                                            2 мин

     9. Итог урока.                                                                            2 мин

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организация учащихся.

    Прозвенел звонок,

    Начинаем наш урок.

    Будем изобразительное искусство изучать,

    Творчество и фантазию развивать.

    .Проверка готовности учащихся к уроку.

    Дети стоять около парт и слушают учителя

    Проверка рабочего места

    II. Сообщение темы и цели урока.

    - Ребята, а вы любите сказки?

    Отгадайте загадку и сформулируйте тему нашего урока.

    – Я от бабушки ушёл,

    И от дедушки ушёл.

    А от тебя, заяц,

    И подавно уйду.

    «Колобок»

    Дети формулируют тему урока

    III. Вводная беседа.

    - Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

    Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.

    Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

    - На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

    - А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

    Юрий Алексеевич Васнецов.(1900 – 1973)

    Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.

    Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.

    Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

    Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

    В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

    -Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

    -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

    -Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

    - А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

    -Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

    (Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

    - Вспомним главных героев сказки.

    - Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

    Я колобок, колобок!

    По амбару метён,

    По сусечкам скребён,

    На сметане мешён,

    В печку сажён,

    На окошке стужён.

    Я от дедушки ушёл,

    Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.

    - Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

    (На доске прикрепляются иллюстрации животных).

    - Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

    Загадки.

    Живу в лесу и на лугу,

    Я порчу в огороде грядки

    и удираю без оглядки.

    У кого из зверей

    хвост пушистей

    и длинней? 

    Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос

    Все время по лесу он рыщет,
    Он в кустах кого-то ищет.
    Он из кустов зубами щелк,
    Кто скажите это - …

    Заяц

    Лиса

    Медведь

    Волк

    IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка

    1. К о м п о з и ц и я рисунка.

    Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

    - Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?

    - Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

    В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

    1) Определим расположение главных героев рисунка.

    Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

    2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

    - Продумайте изображение своего сюжета.

    Ответы учащихся.)

    V. Планирование детьми предстоящей работы

    -Давайте повторим как и с чего мы начнем

    Выбрать сюжет.

    Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

    Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

    Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

    VI. Самостоятельная работа.

    1.Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

    2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

    Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

    По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

    Затонировать общий фон,  для неба, земли, леса.)

    2.  Работа с цветом.

    1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

    Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

    2) Прорисовывание деталей рисунка.

    Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.

    Дети работают

    VII. Выставка работ, оценивание.

    Детям предлагается защитить свою работу, объяснить, почему он выбрал именно этот сюжет, такие цвета.

    VIII.Рефлексия.

    - Если вам понравился быть иллюстратором, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

    IX.Итог урока

    - Чему мы научились?

    - Что новое узнали?

    Оценки

    Уборка рабочего места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КВН по русским народным сказкам в 1 классе.

    Разработка внеклассного мероприятия по чтению в 1 классе....

    Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)

    Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...

    Викторина "УМНИЦЫ и УМНИКИ"( по русским народным сказкам ) для 1 класса

    Для внимательного и вдумчивого читателя. Требутся предварительное чтение трёх русских народных сказок: "Кот, петух и лиса","Заюшкина избушка","Гуси-лебеди"...

    Урок чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида по теме: "Русская народная сказка "Колобок"

    Урок чтения в 1 классе (1 четверть, добукварный период)Тема: Русская народная сказка «Колобок».Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:- учить правильно, произносить слова и ...

    Русская народная сказка "Рукавичка" 1 класс

    Данная презентация является иллюстративным материалом к уроку литературного чтения в 1 классе....

    КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

    middot;     организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников...