Конспект урока "Произведения выдающихся представителей русской литературы С.Есенин "Береза". Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке "Береза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мальцева Ирина Николаевна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_chteniyu.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  литературы и ИЗО

Тема: «Произведения выдающихся представителей русской литературы: С.Есенин «Берёза»; Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

в рисунке берёзы».

(2 класс, образовательная система «Школа России»)

 (с использованием мультимедийных средств)

                                                                                                                Выполнила: учитель начальных классов    

                                                                                                                высшей квалификационной категории    

                                                                                                                Мальцева И.Н.

Цель урока:  Раскрытие образа берёзы посредством художественно-литературного слова и изобразительных средств.

Планируемый результат:

Предметные:

- Знать русских поэтов

- Уметь определять последовательность в произведении.

- Уметь сравнивать разные художественные произведения на одну тему

- Уметь выделять ударные слоги

- Уметь изобразить образ березы при помощи акварели

Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с  помощью учителя;

       - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

Тип урока: интегрированный

Ведущий метод: продуктивный

Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс под редакцией Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого; слайды; фонограмма песни «Во поле берёза стояла»; творческие работы учащихся; альбом; гуашь.

Ход урока:

  1. Организационный  момент  (приветствие, проверка готовности к уроку)
  2. Актуализация знаний учащихся

- С творчеством, какого поэта мы познакомились на предыдущем уроке?

Слайд 2 (портрет С.Есенина)

  1. Опрос домашнего задания.

- Обратите внимание на иллюстрации к стихотворению С.Есенина «Поёт зима -аукает»,  которые вы подготовили дома.

 беседа по рисункам:

- Как вы думаете, соответствуют ли данные иллюстрации стихотворению Есенина? (Да, соответствуют – изображен зимний лес, воробьи у замерзшего окна, …)

- Подберите строчки из стихотворения к  первой иллюстрации. (Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…)

- Как изобразила Катя «мохнатый лес», какие деревья здесь присутствуют? (Сосны, ели, березы…)

- Да, даже в сосновом или еловом лесу встречаются  другие деревья – об одном из которых  пойдет речь на нашем уроке.

- Кто желает рассказать стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает» наизусть?

  (выразительное чтение стихотворения наизусть по цепочке – 2-3 чел)

Проверка Д.З. показала, что вы хорошо знаете текст  стихотворения и умеете ориентироваться в его содержании.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок – мы продолжим изучение творчества Есенина и проиллюстрируем данное произведение. А название этого произведения вы скажете сами.

  1.  Подготовка к восприятию нового.

             - Посмотрите на эти картины природы. Слайд 3

             Что изображено на иллюстрациях? (природа зимой)

             - Одно из этих деревьев стало символом России, многие поэты и писатели

             обращались к её образу, называя русской красавицей.

О нём сложено много песен, былин, сказок, стихотворений. Оно – символ женственности и плодородия у многих народов.

Найдите название этого дерева в разноцветном списке деревьев.   Слайд 4 (названия деревьев)

- С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке?  Слайд 5 (берёза, Есенин)

Россия всегда ассоциировалась с берёзой.

На «зелёные святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали их бусами и платками для помощи, чтобы быстрее выйти замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «Я пойду, пойду, погуляю, белую берёзу «заламаю»

Девушки водили хоровод под эту песню и плели венки из берёзовых веточек.

На фоне  мелодии песни «Во поле берёза стояла…» проводится беседа:

- Берёзу считают русским деревом. Её часто называют нежными, женственными словами.  Слайд 6 (матушка берёза, красавица леса,  белоствольная красавица,)

- Сейчас  мы с вами сплетём венок, но не из цветов и берёзовых листочков, а из эпитетов.  

Берёза какая? (белая, стройная, кудрявая, нежная, тонкая, белоствольная,  грустная, застенчивая, задумчивая, плакучая) 

Посмотрите, какой венок из эпитетов у нас получился. Слайд 7 (эпитеты)

 Многие художники с удовольствием изображают березы на своих полотнах. Например, Слайд 8 (Репродукции картин с изображением берёз)

Кто помнит, каким цветом было выделено слово «береза» в нашем разноцветном списке деревьев? (белым).

- Как вы думаете, почему? (у берёзы ствол белый)

Обратите внимание, какие краски использует художник для передачи цвета ствола дерева, веток (оттенки серого, черный, белый, оттенки коричневого) Это вам пригодится, в процессе рисования березы на уроке.

Создать образ березы  можно не только красками, но и выразительным словом.

Физминутка для глаз.

  1. Работа со стихотворением С.Есенина «Берёза»

Сядьте удобно, закройте глаза.  Послушайте,  как описывает берёзу С.Есенин в своём стихотворении.

(чтение стихотворения учителем)  

- Какие картины вы себе представили? (Береза в снегу, снег переливается, блестит на солнце, пушистые ветки от снега…)

Построфное чтение стихотворения учениками:

- Уточним детали, которые помогли автору наиболее точно передать внешнее описание дерева.

Откройте учебники с. 196.  Прочитайте 1 строфу стихотворения.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

- Почему берёза «принакрылась» снегом, а не «накрылась», не «закрылась»

Слайд 9 (принакрылась снегом) (слегка припорошена, снег легкий, пушистый…)

- Как красками покажете, что береза принакрылась снегом? (снег неровный, ветки в снегу не полностью, точечное изображение снежинок, с промежутками…)

- Кого напоминает берёза? (берёзу автор сравнивает с человеком, женщиной, которая накинула на себя что-то вроде пуховой шали или платка)

- С чем сравнивается снег? (снег сравнивается с серебром, так как он блестит, переливается).

- Красива ли берёза в серебряном снегу? (Очень)

-Мы можем сказать, что берёза, как девушка принарядилась, принакрывшись снегом.

              Физминутка

              (дети поют караоке на песню «Во поле берёза стояла», выполняя плавное          

              покачивание)

- Прочитайте 2 строфу стихотворения

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

- Что напоминает снег на ветках, с чем поэт его сравнивает? (снег похож на кайму, на бахрому)

-  Что такое кайма? Бахрома?  Слайд 10, 11.

По определению в словаре С.И. Ожегова: ( Демонстрация словаря)

(Кайма –  отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма, для обшивки чего-либо, ряд свободно свисающих кистей, нитей.)

- Как вы заметили на слайдах, кайма и бахрома – это украшения не только одежды, но и посуды, домов и других предметов окружающей обстановки.

Берёза у Есенина – это девушка, которая принарядилась, набросив на себя красивый платок с блестящей каймой и белой бахромой.

Под снежной каймой автор подразумевает заснеженные ветки, а белая бахрома – небольшие веточки на больших ветвях. Слайд  12  (веточка берёзы с «бахромой»)

Обратите внимание, как будете рисовать ветки березы по отношению к стволу, к другим веткам? Слайд 13

- Как нарисуете снежную кайму и бахрому? (кайму – в виде сплошной белой полосы; бахрому – прерывистыми, неровными, свисающими вниз пушистыми тоненькими линиями).

- Прочитайте 3 строфу стихотворения

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

- Как вы понимаете данные выражения? Слайд 14

(сонной тишине      горят снежинки     золотом огне)

(В сонной тишине – вокруг ни звука, ни движения, полный покой.

Горят снежинки – горят, значит, сверкают;  золотой огонь – солнечный свет)

- Тишину можно передать словом, прочувствовать, но очень сложно нарисовать. Поэтому в вашей работе будет изображен только образ одинокой березы.

Есенин, полюбовавшись ветками, описывает всё дерево.

-Прочитайте 4 строфу стихотворения

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

На протяжении всего стихотворения поэт сравнивает снег с серебром и золотом.

- Чем золото отличается от серебра? (Цветом) Слайд 15

- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (в разное время суток, при разном освещении)

- В первой строфе снег похож на серебро. В третьей – на золото. В четвёртой снег опять уподобляется серебру.

- Какие краски вы возьмете, если захотите показать золотые или серебристые отблески и переливы? (желтая, красная, белая)

- Как вы понимаете выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром» (заря изменяет цвет  снега на ветках).  Слайд 16(берёза на заре)

        5.  Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Есенин описал в своём стихотворении берёзу такой, какой она бывает зимой в течение  всего солнечного морозного дня.

  1. - Каково его отношение к берёзе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении? (Есенин любовался берёзой, восхищался её красотой)
  2. Практическая работа (рисование березы по представлению) Слайд 2

- Для получения более точного цвета краски используйте палитру, чаще промывайте кисть водой. Помните о том, что гуашь – непрозрачная краска и перекрывает предыдущий слой.

Выставка работ

Как вы думаете, какая работа наиболее удачно иллюстрирует описание Есенинской березы.

  1. Домашнее задание. (На доске)

- Подготовить беглое чтение стихотворения С.Есенина «Береза»  (для всех учеников)

- Подумать над интонационным ударением для выразительного чтения стихотворения (для средних и сильных учащихся)

- Сочинить своё четверостишие о берёзе (для сильных учащихся)

  1. Итог урока.

- Чему научились вы сегодня на уроке? (Передача образа березы словом, красками, звуком…)

- Что запомнилось больше всего?

  1. Рефлексия.

(Сегодня на уроке я работал …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски

Тема:  Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...

Кубановедение « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»

Изучение культуры и истории родного края.Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людя...

Предмет: "Музыкальная литература", 1 год обучения. Кроссворд "Выразительные средства музыки"

Данный кроссворд предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Выразительные средства музыки", которые изучают предмет "Музыкальная литература", 1 год обучения....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."

Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...

Композитор ИМРЕ КАЛЬМАН. Один из выдающихся представителей классической венской оперетты.

Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены».Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру.Д.Д. Шостакович называл его гением....

: Конструирование по собственному замыслу (иллюстрирование сказки «Теремок»)

Внеурочное занятие по предмету «Практические занятия с ТИКО – конструктором для объемного моделирования»...