Кубановедение « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Людмила Николаевна Кондрющенко

 

  • Изучение культуры и истории родного края.
  • Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.

Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx83.34 КБ
Файл kuban.pptx353.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»

Цели:

  1. Изучение культуры и истории родного края.
  2. Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.
  3. Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

Оборудование:

  1. выставка книг кубанских поэтов.
  2. музыкальное сопровождение (песня «Ой да Краснодарский край»);
  3. рисунки учащихся по теме «Кубань – моя малая Родина».

Педагогические технологии, используемые при подготовке и проведении урока:

  1. современные информационно-коммуникативные технологии – использование мультимедийного проектора.

Подготовка к уроку:    были розданы стихи для разучивания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  Я  спешу  сказать  вам  -  «Здравствуйте!»

            Чтоб   пожелать  здоровья   доброго.

            Я  спешу  сказать   вам -  «Благости!»,

            Чтоб  пожелать    вам   счастья   нового.

            Я   спешу   сказать   вам   -  «Радости!»

            Удач,   успехов   и   везенья!   -

            Чтоб   пожелать   всем   в   этом   классе

            Прекраснейшего    настроения.  

II. Сообщение темы урока.

Сегодня    мы продолжаем знакомиться с поэтами нашего края. В конце урока постараемся ответить  на вопрос: что объединяет стихи кубанских поэтов.

III. Знакомство с кубанскими поэтами.

Первый наш поэт – Виталий Борисович Бакалдин, родился в 1927 году в г. Краснодаре.

На Кубани вырос я,                                                                                                                                     Мне родней, приятнее                                                                                                                             Наши южные края:                                                                                                                                  Степи необъятные,                                                                                                                                  Горы, хлеба до небес,                                                                                                                               Ветки вишен алые,                                                                                                                                    Если лес – так южный лес                                                                                                                      Перед  перевалами.

Пишет Бакалдин о нашем крае. Пятнадцатилетним мальчишкой он стал свидетелем оккупации и террора на Кубани. В 1942 году фашисты предприняли новое мощное наступление. Когда войска Красной армии отступили, город остались защищать вместе с «неполным милицейским  взводом» 2пареньки из краснодарских школ».   Все они погибли на берегу реки, где держали оборону.  Об этих мальчишках, немного старше Виталия Борисовича, рассказывает поэт в своем стихотворении «на приречной рыжей полосе» или «Краснодарская быль».

Послушайте отрывок из этого стихотворения.

На приречной рыжей полосе

… И в моем дворе                                                                                                                                  Веселый парень,                                                                                                                                 Заскочив домой на пять минут,                                                                                                          Утешал:                                                                                                                                                             «Мы так по ним ударим,                                                                                                                                              Что они костей не соберут!»                                                                                                                               А ему с отчаяньем молитвы                                                                                                                       Мать шептала:                                                                                                                                            «Ты ж смотри, сынок!»-                                                                                                                              Отдавая                                                                                                                                                          Безопасной бритвы                                                                                                                                       Впрок не пригодившийся станок.                                                                                                                     Где –то за Кубанью                                                                                                                                                По дорогам,                                                                                                                                               Отступая,                                                                                                                                                          Молча шли войска.                                                                                                                                         С ними шла                                                                                                                                                            К синеющим отрогам                                                                                                                                     Гневная усталая тоска.                                                                                                                              Части шли к лесистым перевалам.                                                                                                        Части шли все дальше – к Туапсе…                                                                                                                   А они легли под Краснодаром,                                                                                                                              На приречной рыжей полосе.

Как вы думаете, почему это стихотворение имеет два названия?

Как автор относится к новым защитникам города? Откуда он знал одного из них?

У В.Б.Бакалдина есть еще одно стихотворение, посвященное защитникам нашего края во время войны. Это стихотворение посвященное памятнику из Мемориального ансамбля «Линия обороны» (Новороссийский вагон). В годы войны авиация и артирерия немцев перепахала здесь буквально все: даже деревья и трава были выжжены, и только волны продолжали сражаться. И вот уже много лет стоит вагон напоминание об ужасе войны.

Послушайте стихотворение.

Новороссийский вагон

Вот – не памятник,                                                                                                                                          А просто -                                                                                                                                                          В дырах,                                                                                                                                                      Точно кружевной,                                                                                                                                        Весь сквозной                                                                                                                                                  Вагонный остов,                                                                                                                                      Искалеченный войной.                                                                                                                                  Он изранен,                                                                                                                                                          Он изрезан,                                                                                                                                            Искорежен                                                                                                                                                        Вкривь и вкось.                                                                                                                                              Если так пришлось железу,                                                                                                                                   Как же людям                                                                                                                                                 Здесь пришлось?

После войны в 1945 году Виталий Борисович поступает в педагогический институт. Долгие годы преподает русский язык и литературу в краснодарской железнодорожной школе. Был награжден значком «Отличник народного образования». Работал редактором альманаха «Кубань».

Продолжаем наше знакомство.   Валентина Григорьевна Саакова – поэтесса, журналист, педагог.  Валентина Григорьевна родилась в 1922 году в г. Моздоке. Первые стихи начала писать еще в школе. После окончания педагогического института работала в детском доме для сирот войны. Впоследствии, став журналистом, много ездила по краю и стране, встречалась с интересными людьми.

Есть у Сааковой стихи о подвигах в суровые годы Великой Отечественной войны авиаторов-девушек, таких, как наша землячка, герой Советского союза Евгения Жигуленко, служившая в полку ночных бомбардировщиков.

Плыли девицы лебедицами,                                                                                                                          Землю крыльями заслонив,                                                                                                                      Тем, что осенью сорок первого,                                                                                                                  Тьму ночную пронзив крылом,                                                                                                                Здесь врага по-солдатски встретили                                                                                                                   С неба яростного огнем.

Но не только о войне писали наши кубанские писатели. Любовь Кимовна Мирошникова посвятила много стихов таким ребятам как вы. В ее стихах щедрость и красота родной природы, звери, птицы, насекомые. Их всех объединяет одна общая черта - они не злые. Лукавые? – Да. Озорные? – Да.

Есть у нее и совсем короткие стихи – загадки. Послушайте и доскажите словечко.

  1. Теплый желтенький комочек,                                                                                         Белой курочки сыночек,                                                                                                          «Пи-пи-пи»,- пищит спросонок                                                                                    Перепуганный (цыпленок)
  2. На березе у крыльца                                                                                                             Занял он дворец скворца,                                                                                                       Как задиристый мальчишка,                                                                                                Лезет в драку (воробьишко)
  3. Новогодние игрушки,                                                                                                     Блестки, звездочки, хлопушки                                                                                                                         И цветных гирлянд красу                                                                                                             На пушистый снег в лесу,                                                                                                                            На морозный иней колкий                                                                                               Променять хотели б (елки)
  4. Помогая мотылькам                                                                                                              Ночью путь искать к цветкам,                                                                                                Вдруг зажглись, как маячки,                                                                                                        В летних травах (светлячки)
  5. Обожают птицы,                                                                                                                   Любят меня рыбы.                                                                                                            Вынужден забиться                                                                                                                    В страхе я под глыбы,                                                                                                         Трудную работу                                                                                                                             Я свою люблю –                                                                                                               Землю я с охотой                                                                                                       Тщательно рыхлю.                                                                                                             Труд мой благороден,                                                                                                           Труд мой – не пустяк,                                                                                                                      Нужен в огороде                                                                                                              Дождевой (червяк)

Ребята , а кто из вас знает стихи Мирошниковой? (дети читают стихи наизусть)

Что вам понравилось в стихах Любови Кимовны?

IV. Контроль знаний по теме урока.

     

Тестирование.

V. Итог урока.

Назовите, с какими кубанскими поэтами мы сегодня познакомились на уроке. Что же объединяет те стихотворения, которые вы услышали сегодня на уроке? (Любовь к родной земле, к родному краю)

VI. Рефлексия.

Дерево счастья. Корни этого дерева, как корни людей живущих в нашем крае. Деревья должны расти. А символом новой жизни является зеленый цвет. Если вам понравилось  на уроке – зеленые листья, если нет – красные, а если сомневаетесь – желтые. (конверты с листьями на партах)

Тест.

1. Выдели фамилии кубанских поэтов.

             А) А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

            Б) С.Н. Хохлов, И.Ф. Варавва, К.А.Обойщиков, В.Б.Бакалдин.

           В) Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

2.Кто является автором слов к песне «Здравствуй, наша Кубань!».

          А) С.Н .Хохлов.

         Б) В.Б. Бакалдин.

        В) В.Д. Нестеренко.

3.Как называется книга для малышей Виталия Бакалдина, в которую вошли весёлые стихи?

           А )Смешинки.

          Б) Весёлки.

         В) Хохотушки.

4.Кто исполняет песню «Здравствуй, наша Кубань»?

         А) Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».

        Б) Хор Турецкого.

       В) Кубанский казачий хор.

5.Этот поэт много лет собирал и записывал народные казачьи песни, а затем выпустил книгу «Песни казаков Кубани».

      А) Иван Варавва.

     Б )Виктор Подкопаев.

    В) Татьяна Голуб.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кубань – наша малая родина, которой нельзя не гордиться.

Слайд 2

Виталий Борисович Бакалдин На Кубани вырос я, Мне родней, приятнее Наши южные края: Степи необъятные, Горы, хлеба до небес, Ветки вишен алые, Если лес – так южный лес Перед перевалами .

Слайд 3

Новороссийский вагон Вот – не памятник, А просто - В дырах, Точно кружевной, Весь сквозной Вагонный остов, Искалеченный войной. Он изранен, Он изрезан, Искорежен Вкривь и вкось. Если так пришлось железу, Как же людям Здесь пришлось?

Слайд 4

Валентина Григорьевна Саакова Поэтесса, журналист, педагог. Валентина Саакова – женщина интересной судьбы, прошагавшая по жизни рука об руку с летчиком-мужем, воспитавшая летчика-сына, она с гордостью пишет о нелегкой и счастливой жизни женщин – боевых подруг, делящих с мужьями радости и невзгоды, помогающих любимым выполнять свой воинский долг перед Родиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».

подвести итоги работы над темой, посвящённой 60-летию Победы;показать важность участия кубанских жителей в борьбе против фашистов;развивать стремление быть терпимым в обществе людей;воспитывать ...

Конспект урока по кубановедению по теме: Произведения представителей литературы Кубани. «Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района Л.М. Рословой»

Урок  содержит  авторский материал  поэтесы Успеского района  Рословой Л.М.  В котором отражены моменты литературы и искусства Кубани....

Презентация к уроку кубановедения "Произведения выдающихся людей Кубани"

Презентация к уроку кубановедения "Произведения выдающихся людей Кубани"...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."

Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...

Композитор ИМРЕ КАЛЬМАН. Один из выдающихся представителей классической венской оперетты.

Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены».Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру.Д.Д. Шостакович называл его гением....