Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
    Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

    Шрам Ирина Васильевна

    Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шрам Ирина Васильевна

    учитель начальных классов МОБУ «СОШ №60»

    г. Оренбург

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

    Тип урока:

    изучение нового знания

    Авторы УМК:

    О.В.Кубасова

    Цели урока:

      -  создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;

      -  продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;

      -  познакомить с творчеством Э.Грига;

    формировать у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.

    Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

    Представлены ниже в таблице.

    Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор; аудиозапись 1 части   рассказа, презентация, музыка Э.Грига «Утро», карточки для записи синквейнов, оформление доски (изображение гуляющей по лесу девочки с корзиной в руках, изображения дерева и листьев), на столе учителя корзина с еловыми шишками, учебники, тетради на печатной основе.

    Образовательные технологии, использование программно-педагогических средств

    прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной  поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах    (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка).

    Формы работы учащихся

    групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

    4 класс УМК «Гармония»

    Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

    Цели:

    -  создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;

      -  продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;

      -  познакомить с творчеством Э.Грига;

    формировать у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.

    Задачи:

    -Образовательные: : - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

    - формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

    - обучение анализу художественного произведения;

    - формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

    -Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

    - развитие речи учащихся;

    - развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

    -Воспитывающие: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

    - воспитание любви к музыке и литературе.

    Планируемые результаты:

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию; составлять план текста.

    Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника и по названию прогнозировать содержание; находить  информацию в тексте для ответов  на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно читать по ролям; находить лексическое значение слов в толковом словаре.

    Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции людей; оценивать поступки людей; высказывать свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству К.Г.Паустовского и Э.Грига

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Организационный этап.

    1. Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

    2. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

    - У нас с вами сегодня не совсем обычный урок чтения, у нас много гостей. Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!/слайд/

    Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

     Регулятивные:

    - волевая саморегуляция;

     Личностные:

    - смыслообразование (Я должен посмотреть...)

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    1. Мотивирует к учебному действию.

    2.Фиксирует  учебные затруднения.

    -Урок наш начнется с музыки.

    - Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и  вселила в вас уверенность, пробудила ваши  способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.

    - Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

            - А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.

    Одним из таких людей был писатель, с рассказом которого нам предстоит познакомиться.  

    до конца своей жизни много путешествовал, жил в разных местах, узнавал многих людей, часто отдыхал на природе.

    В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и

    неповторимое. Его произведения вызывают любовь ко все-

    му  прекрасному, что  есть в жизни. Писатель   учит нас быть

    добрыми и душевно щедрыми. Все его произведения исполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к людям, и мы, читатели, ощущаем автора в его произведениях как сердечного,

    душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека.

    Слайд 1          

    Его слова д.б. знакомы вам.

    Вы, конечно, узнали, о ком идёт речь.

    Слайд 2

    -Назовите этого писателя.

    -Какие произведения К. Паустовского вы помните?

    -Рассказ «Корзина с еловыми шишками», на мой взгляд, один из лучших его рассказов.

    Слайд 3

    - Я знаю, что вы очень любите тайны. И разгадывать вы их тоже любите.

            - Так вот сегодня  на уроке я вам предлагаю  разгадать две тайны рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», (Слайд №1 «Корзина с еловыми шишками»)

            - Для начала, скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

               (Лес,  высокие ели, запах смолы, осень, шишки созревают осенью, голоса птиц…

            - Так почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ?

            - Это и будет одной  из тайн, которую мы попробуем раскрыть, поработав над произведением.

            - Дело в том, что каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель. Вот мы сегодня и проверим, внимательные вы читатели или нет!

    Ставят цель урока(что является целью - тема.

    Звучит  живая музыка (ученица класса играет на скрипке)

    Слушание музыки.

    Отвечают на вопросы.

    -(Учащиеся  называют. На доске открывается  портрет К. Паустовского)

    Перечисляют знакомые произведения К.Паустовского.

    -(«Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос»,«Какие бывают дожди», «Родник в мелколесье»)( выставка)

    Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз.

    Высказывают свои предположения о содержании произведения.

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    Регулятивные:

    - целеполагание как постановка учебной задачи,

    - планирование,

    Познавательные:

    - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    Актуализация знаний.

    Организует построение плана изучения нового знания.

    - Паустовский писал не только и природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствовавших красоту окружающего нас мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества  великолепного норвежского композитора, пианиста Эдварда Грига.

    (Слайд 4) - портрет Э.Грига

     

    Один из учащихся выступает с сообщением об Э.Григе.

    Остальные слушают сообщение.

    Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в г. Бергене в семье дипломата. Первой учительницей стала его мать. Он обучался в Лейпциге, а затем проживал в Копенгагене. Здесь познакомился с Г.Х. Андерсеном. Осенью 1861 года вернулся в Норвегию и поселился в Осло. Он основал музыкальное общество и Музыкальную академию. В 1868 году Григ создал одно из самых вдохновенных произведений – фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии

    Скончался он 4 сентября 1907 г.  

    Вот Паустовский и написал свой рассказ о творчестве Грига и его произведении.

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные:

    - планирование,

    - прогнозирование.

    Общеучебные:

    Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    Организация познавательной деятельности

    1.Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    4.Организует усвоение детьми нового материала( в группах, фронтально, индивидуально).

    Подготовка к художественному восприятию произведения.

    -(Слайд 6) Вот и еще одна тайна. Кто догадался какая?

    /о каком произведении идет речь/

    - А теперь перейдём непосредственно к рассказу. Но сначала объясним смысл слов, которые встретятся при чтении Слайд

    2. Восприятие художественного текста. (часть 1)

    -Первичное чтение. (аудиозапись).

    Первичная проверка понимания.

    Беседа по восприятию:

    - Вспомните, какое важное событие описывается в первой  части?

    - Где происходит место действия?

             -  Автор дважды описывает нам  лес: в самом начале рассказа и чуть подальше перед встречей композитора и девочки.  Как вы думаете, случайно ли это?

    - Как бы вы озаглавили 1 часть?

    -  Давайте вспомним, о чём  разговаривали норвежский композитор и маленькая девочка, прочитаем по ролям их разговор.

    - Как вы думаете, зачем автор так подробно описывает первую встречу Дагни и Э. Грига?

    - Почему у Грига появилось желание подарить девочке подарок?

    -  С чем сравнивает Григ девочку?

    - Как вы думаете, почему композитор решает сделать девочке необычный подарок, подарить музыку? К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались? Готовы открыть эту тайну?

    - А самое главное, Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни, и он понял, что, она тоже часто гуляет по лесу, значит она любящий  природу человек и может быть сможет понять ту музыку, которую напишет композитор. А ещё  она трудолюбива, заботится о дедушке, значит она очень добрый, чуткий.

    - Как Как он понял, что она заботиться о дедушке, что она добрый, чуткий чело

    Физминутка музыкальная  ("Прогулка по лесной полянке")

    1. Работа над 2 частью

    -Хотите узнать? Тогда читаем дальше.  Чтение 2 части (ученики+учитель). Учитель читает эпизод с описание рождения музыки.

    Беседа по второй  части рассказа. Первичный анализ.

    - Как бы вы озаглавили вторую часть?

         - Поняли ли вы, читая рассказ, о чём писал музыку Григ? Как?  

         - Найдите и прочитайте  эти строчки.

         - А теперь прочитайте строки, в которых рассказывается о том, что видел  Григ, когда писал музыку?

         - На что она была похожа?

         - С чем сравнивает автор  дом музыканта?

    - Что было украшением дома Грига?

    - Т.е.                 - Т.е. дом был почти пустым!  (

                         - А счастлив ли был там Григ?

     -

                          - Почему он считал себя счастливым человеком?

    - Найдите в тексте, как он рассуждает.

                    - Какие слова 2-ой части самые важные?

                    

           - Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать?

    - А какая ваша позиция? Кому из вас тоже приятнее отдавать,  

    чем брать?

                        - Почему? Что ты при этом чувствуешь?

    Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро».

    -А сейчас я вам предлагаю отправиться на концерт и прослушать то самое музыкальное произведение, которое было написано для Дагни.

              -Представьте, что вы находитесь в большом концертном зале. Найдите себе местечко, расположитесь поудобнее и постарайтесь услышать, как меняется музыка, как композитор рисует природу. Слушайте внимательно, а потом скажите, какие образы возникли в вашем воображении?

    - Хочется ли вам немного помолчать также как и мне? Почему?

    - Музыка уносит куда-то. Нужно некоторое время, чтобы «вернуться на землю»

    - Какую картину нарисовало ваше воображение?

    Композитор в этом произведении изображает восход солнца.

    - А как вы думаете, назвал свой музыкальный подарок Э.Григ? (Пьеса «Утро») 

                       

                      ПЬЕСА — законченное небольшое по форме музыкальное сочинение;

    - Как звучала музыка? Быстро или спокойно?

            - Мелодия неторопливая, спокойная, нежная. Кажется, что лучи солнца играют и сливаются в позолоте листвы.

            - Какая эта музыка по характеру?

    - Да, действительно, это музыка лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.

    - Впечатление о музыке Грига можно передать словами. М. Горького: «Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей».

            - Что помогло Э. Григу написать  такую музыку для Дагни?

    - Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало. (Классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

    - Если вы этого не почувствовали, не поняли музыку, ничего страшного! У вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.

    - А вот для  чего живёт человек, вы должны понимать уже сейчас?

         - Дагни поняла это, а вы поняли?

    Делают свои предположения.

    Знакомятся со словами и их значением.

    Слушают,  следят по учебнику за текстом.

    Отвечают на вопросы по содержанию текста,

    -(Встреча композитора Грига с Дагни.)

    -(В осеннем лесу.)

    (Тем самым он  хочет подчеркнуть красоту природу и донести эту красоту до нас с вами!).

    -Составляют план в тетради (тпо)

    -Предлагают заглавие (Встреча с Дагни.

    Встреча в осеннем лесу. и т.д.)

    -Читают по ролям.

    Делают свои предположения.

    (Наверное, чтобы показать её значимость, важность для чего- то!)

    (Она ему очень понравилась.)

    (С солнцем, с нежным ветерком и ранним утром).

    Выслушиваются предположения детей

      1. Эта девочка живёт в лесу. Возможно, она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки.

     2. Дагни - девочка из народа, а Григ любил простых людей.

     3. И, наконец, возможно, что  девочка для Грига представитель молодого  нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)  

    (Она собирала еловые шишки).

    Читают по абзацам. Слушают чтение учителя, следят по тексту учебника за чтением.

    Отвечают на вопросы.

    Высказывают свое мнение.

    Выборочно читают текст.

    Озаглавливают 2 часть. (тпо) (В доме композитора  или Рождение музыки)

    (Прочитать его мысли: вспоминая девочку, он сравнивает её с солнцем. нежным ветерком…, т.е  все его мысли были заняты красотой окружающей природы)

    -«Ты как солнце ….».)  

     - («Он писал и видел….»)

     (На звон, лившийся ручьями из дома!)

    (Жилище дровосека)

        (Рояль)

    Находят ответ в тексте.

    «Жизнь удивительна и  прекрасна»

    (Если быть честными, то, наверное, нет!)

    Делятся своими мыслями, чувствами.

    Слушают музыку и делятся своими впечатлениями и чувствами от услышанного

    - Хочется подумать.

    (Как будто попал в тот лес, к тому морю, услышал шум прибоя, веселое эхо в горах, шелест листьев, хочется еще немного побыть там).

    Высказывают предположения.

    (тревожная, нежная, лиричная)

                (Красота окружающего мира)

    Высказываются, рассуждают.

    Регулятивные:

    - планирование,

    Познавательные:

    - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, делать выводы.

     Общеучебные:

    Моделирование,

    выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    Самостоятельная работа.

    1.Организовывает самостоятельное выполнение уч-ся задания на новый способ действия.

    2..По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает  рефлексию деятельности.

    Работа в группах

    Создание синквейна (музыка) - карточки в виде цветка.

    Работают в группах. Записывают синквейны на лепестках цветов (карточки)

    Зачитывают синквейны, обсуждают совместно, анализируют с помощью учителя, выбирают лучшие варианты.

    Регулятивные:

    - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

     Познавательные:

    -умение осознанно и произвольно строить высказывания.

    Регулятивные:

    Прогнозирование действий

    Итог урока. Постановка цели на следующий урок.

    1.Организовывает  повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    2.Организовывает  фиксацию неразрешенных затруднений на уроке,  как направлений будущей учебной деятельности.

    Беседа:

    -Сегодня мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словом, Э. Григ музыкой сумели выразить то , что чувствуют, переживают люди, сумели пробудить в нас чистые и добрые чувства.

    -Какие две тайны произведения мы открыли сегодня?

    - Помните, в начале урока я использовала музыку, чтобы, поднять вам настроение, помочь успокоиться и пробудить в вас добрые чувства.

    - Поэтому, когда вам плохо, вы можете включить хорошую музыку и послушать её!

    - Музыка – это  прекрасный вид искусства. Паустовский в своём рассказе ещё раз подтверждает это.        

    - Как вы считаете, счастливый конец у рассказа  или нет? Вам интересно чем закончилась эта история? Кто определит  цели на следуюший урок.

    Можно ли волшебниками  назвать обоих творцов? (Оба великие мастера: один словом, а другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства).

     -Я думаю, что все эти качества есть или зарождаются в ваших сердечках. А наши сердца раскрываются с детства, как листва деревьев. Так, давайте, вместе с вами вырастим «дерево жизни».   (изображение дерева на доске)

    Пытаются ответить на вопросы, высказывают свои предположения. Ставят  цель на следующий урок.

    1.Почему рассказ так называется?

    2. Какое музыкальное произведение создал Э.

    Высказывают предположения. Ставят цели следующего урока.

    Регулятивные:

    - целеполагание, как постановка учебной задачи на будущий урок,

    - планирование,

    - прогнозирование.

    Познавательные:

    - умение структурировать знания

    Рефлексия.

    Организовать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

    Работа в парах.

    У вас на столах находятся разноцветные листочки, напишите на них качества человека. которые, по-вашему мнению, являются важными. Украсьте этими листочками наше дерево.      

            

    - Какое дерево получилось?

    - Значит, и человек должен быть светлым, теплым.

            - Мне бы хотелось, чтобы и  вы стали хорошими людьми .

    - Но, конечно же, как сказал сам Э.Григ, в первую очередь нужно быть человеком! И иметь душу!  (Слайд со словами Э.Грига)

                                               

    Я желаю вам найти этот дар и раскрыть его людям, как  Григ, Паустовский и другие прекрасные композиторы, художники, писатели.

            

               - Я хочу подарить каждому из вас еловую шишку. Зачем, спросите вы меня? Но то, что я сейчас скажу, вы, наверное, не знали!

             - Подержав еловую шишку между ладонями буквально несколько минут, можно быстро избавиться от отрицательной энергии, накопившейся в организме. Так что знайте и пользуйтесь при необходимости.

    Оценивание.

    - А сейчас я говорю вам спасибо! Спасибо за  то, что вы у меня есть! Спасибо за работу на уроке! А как вы оцениваете свою работу на уроке?     Оценки!!!  Учитель высказывает свое мнение и ставит оценки.

    Мне очень понравилось как работал(а) ……

    Делятся впечатлениями, полученными на уроке

    Учащиеся каждой пары обсуждают и записывают качества человека и  прикрепляют  листья на дерево

    Очень яркое, солнечное, веселое.

    Получают в подарок еловую шишку.

    Оценивают свою активность на уроке, вклад в работу своей группы, работа в тетради)

    Делятся впечатлениями, полученными на уроке.

    Оценивают свою активность на уроке, вклад в работу своей группы, работа в тетради)

    Делятся впечатлениями, полученными на уроке.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    1.Организовывает обсуждение и запись домашнего задания.

    Домашнее задание индивидуальное по выбору /презентация/.

     Задания расположены в ячейках по номерам.

    1.Выборочный пересказ прочитанного.

    2. Нарисуйте иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и приготовьте выразительное чтение этого отрывка.

    3. Написать мини-сочинение на тему "Чем должен жить человек?"  

     

    Слушают информацию о домашнем задания.

     На перемене выбирают  задания индивидуально для себя.

    Задания расположены в ячейках по номерам.

    Познав:- умение структурировать знания

    - оценка процессов и результатов деятельности) Регулятивные:- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

    Окончание урока.

    - А теперь я попрошу вас всех встать.  Давайте стоя похлопаем в ладоши, тем самым поблагодарим великого писателя за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку!

            - А если у вас остались какие-нибудь вопросы, и вы, может быть, постеснялись об этом сказать, то у нас есть  ещё завтра урок, который будет посвящён этому же произведению.

    Коммуник:- умение выражать свои мысли

    - оценивание качества своей и общей учебной деятельности


    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. paustovskiy.niv.ru

    1. classic-music.ruЭдвард Григ

    1. ru.wikipedia.orgНорвегия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

    В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

    Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

    Конспект по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему «Главные члены предложения».

    Презнтация к уроку русского языка в 4 классе по теме «Главные члены предложения». УМК «Перспектива», авторы учебника: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина....

    «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

    Цель -  создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;  -  продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;  -  познакомить с творчеством Э....

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...