Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ситникова Ирина Юрьевна

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык правильного чтения,  развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех её свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой её движения к самосовершенствованию.

Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Таким образом, деятельность учащихся по выявлению смысла текстовой информации должна носить продуктивный, активный характер. Обучение чтению возможно только на культуронасыщенной основе и должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора, что, в конечном итоге, приводит не только к формированию полноценного навыка чтения, но и к истинному наслаждению художественным текстом, в конечном итоге способствуя творческому развитию личности учащегося.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_razv._tvorch._aktivn._na_ur._chteniya.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ситникова И. Ю.

Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться, рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения.

Овладение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы для начальной школы направлены не только на активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, но и готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдая при этом нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Такие требования предполагают, что ученик должен иметь определённую базу, владеть основными знаниями и навыками, в том числе и навыком правильного безошибочного чтения. Однако  на практике мы видим, что результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как навык чтения у детей в начальных классах  формируется недостаточно полноценно. Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются: замедленный темп приёма и переработки информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. И вследствие этого дети, как правило, оказываются не готовы к началу обучения. В настоящее время увеличилось количество детей, имеющих соматическую ослабленность. В школах увеличилось количество учеников, которые испытывают те или иные трудности в обучении. Эти трудности способствуют появлению боязни и отвращения к учёбе, снижению социальной активности и, как результат, снижение успеваемости.

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык правильного чтения,  развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех её свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой её движения к самосовершенствованию.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Таким образом, деятельность учащихся по выявлению смысла текстовой информации должна носить продуктивный, активный характер. Обучение чтению возможно только на культуронасыщенной основе и должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора, что, в конечном итоге, приводит не только к формированию полноценного навыка чтения, но и к истинному наслаждению художественным текстом, в конечном итоге способствуя творческому развитию личности учащегося.  

Цели работы: 

1) повысить интерес детей к чтению;

2) развивать творческую активность учащихся.

Были выделены следующие задачи:

1) определить пути повышения интереса учащихся к процессу чтения;

2) изучить проблему развития творческой активности младших школьников в педагогической практике;

3) составить методику  заданий, способствующих формированию читательской деятельности и развитию творческой активности на современном уровне;

4) апробировать и проанализировать данную систему работы.

1.  Психолого-педагогические основы восприятия художественного

произведения младшими школьниками.

Психологической основой литературно-творческих способностей является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек - частью мира. Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, по мнению М.Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности:

1) наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение;

2) систематическое создание ситуаций, способствующих самовыражению индивидуальности ученика через различные виды искусства;

3) организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования. На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо, чтобы и в материале, и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема может изучаться с разных сторон.

Психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки. Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество. Программа по литературному чтению для начальной школы сориентирована на литературное развитие младших школьников и предоставляет широкие возможности в удовлетворении потребностей детей в литературном творчестве.

Психология младших школьников такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, поэтому и мышление у них опирается больше на восприятие или представление. Следовательно, для формирования творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие наблюдательности и восприятия. Проблема полноценного восприятия художественного произведения в начальной школе остается достаточно острой. Полноценного восприятия художественной литературы нет, и не может быть развитого воссоздающего воображения.

А. В. Петровский определяет воссоздающее воображение как воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию. По мнению М. В. Гамезо, воссоздающее воображение – это только субъективно новый образ, объективно он уже существует, создан другими. Данная личность только воссоздаёт этот образ. Самостоятельность в создании образов относительна. Их воссоздание происходит на основе словесного описания объектов, восприятия их изображений в виде картин, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. По наблюдениям А. В. Петровского, многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие всей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красивые картины.

О. В. Кубасова считает, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения. Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

Отсюда следует, что задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих разрешению данной проблемы.

Одним из таких средств являются творческие задания, применение которых, на наш взгляд, позволяет повысить уровень восприятия художественного произведения. Трудно добиться высокого уровня литературного развития, понимания прочитанного, “разгадывания” образов, если не включать в урок такие виды самостоятельной деятельности, в которые ученик может внести элементы творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус. Именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа творческого воображения.

Использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения как условие развития творческой активности младших школьников

2.1. Требования, предъявляемые к творческим заданиям.

Использование творческих заданий  на уроках литературного чтения заслуживает самого пристального внимания, так как обладает очевидными достоинствами. Применение на уроках выполнения творческих заданий  призвано, в первую очередь, воспитывать хорошего человека, гуманиста и ценителя прекрасного, умеющего жить в мире с собой и людьми. Кроме того, помогают сформировать у учеников культуру чувств, мыслей, поведения, привить детям любовь к чтению, научить их грамотно говорить и фантазировать. Используемая на уроках литературного чтения система творческих заданий, должна отвечать следующим требованиям:

творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично–поисковым, а затем и к собственно–творческим;

система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. Чтобы найти правильные пути развития творческой активности младших школьников, необходимо придерживаться азбучных истин:

1) верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;

2) быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности сотворенного;

3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес ко все более трудному; задачам;

4) но помнить, что конечная цель – не сами задачи, а развитие с помощью их решения;

5) обучать в активном действии и в живом непринужденном общении, только сравнивая и согласуя свои дела и поступки с делами и поступками других, ребенок приобретает рычаги саморазвития: самоконтроль, самооценку, способы самосовершенствования;

6) быть искренним, не носить масок;

7) сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним, делить удачу и неудачу пополам.

В основе любой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Поэтому и усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне непременно предполагает его прогнозирование. Примером такого прогнозирования может служить поиск и воссоздание слов в кроссворде. К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития”. Чтение педагогических трудов Сухомлинского, Ушинского, Занкова д.р. и знакомство с опытом разных педагогов, показали, какие огромные педагогические ресурсы еще не использованы. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта: попробовать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, сказку; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу и т.д.

Работу по развитию творческой активности начинаю с первых уроков обучения грамоте, чтению. Применяю на занятиях много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках и так далее), которые в дальнейшем придумывают сами дети.

Например:

Вот буква В видна в дали –         

Молоток я раздобыл,

Красивая, витая.        

Из дощечек букву сбил.

Как будто крендель испекли,        

Сколько здесь дощечек?

Приезжих поджидая.        

– Три!

А какая буква?

– И!

(С. Я. Маршак)

С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

Даю следующее задание:

Я начну чистоговорку, а вы закончите её.

1) Выберите нужное слово из предложенных:

Ло–ло–ло на улице …        

(тепло, сало).

Оль–Оль–Оль мы купили …        

(соль, моль).

Жа–жа–жа есть иголки у …        

(ежа, моржа).

2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

Жу–жу–жу молоко дадим __________________.

Да–да–да гудят ___________________________.

Ко–ко–ко нам налили _____________________.

Ба–ба–ба из окна торчит ___________________.

Же–же–же дождь прошёл __________________.

3) Придумайте свою чистоговорку.

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнка осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления. По форме изложения представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется. А так же с тем, что его основная функция – приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.

Предлагая детям пересказать какой–либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребёнка, пересказывать текст «просто так» бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сёстрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. Для того чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. М. Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана, нужно специально учить, показывая её поэтапно:

подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

определить, на сколько частей можно разделить текст;

сказать, о чём будет говориться в каждой части;

предложить озаглавить каждую часть;

обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

По мнению М. Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовка могут быть употреблены фразы из текста.

В методике принято различать несколько типов пересказа:

- подробный;

- близкий к тексту;

- выборочный;

- краткий;

- творческий.

Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребёнка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и так далее, и тому подобное.

Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.

Все выше описанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ имеет некоторые недостатки:

-низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности;

-невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работ;

-отсутствие у них личного опыта;

-незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовый материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идёт об обучении детей продуктивному и творческому пересказу.

Под продуктивным пересказом Л. Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и «наполнения» её содержанием.

Л. Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которое строится на основе аналитико–синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом. Содержание модели составляют лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также «свои» языковые средства.

В современной методике термин «творческий пересказ» к «продуктивному пересказу» является наиболее употреблённым. Поэтому в дальнейшем, в работе будет использоваться термин «творческий пересказ».

Творческий пересказ в начальной школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами: усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, во имя, которых литература и создаётся.

Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении. При подготовке к такому пересказу почти всегда требуется работа и по отбору материала из рассказа автора или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие–то факты или, наоборот, ему потребуется рассказывать о переживаниях, которые не описаны автором.  

Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими–либо изменениями. М. Р. Львов выделил следующие варианты изменений:                                                                                                

- добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

- придумать, как могли развиваться события дальше;

- изменить рассказчика (повествование ведётся от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается с точки зрения главного героя или другого персонажа);

- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создаёт эффект присутствия, приближения читателя к изображённому событию.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В. И. Яковлева считает, что вдумчивость чтения можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для этой цели используются следующие вопросы и задания:

«Спроси о том, чего ты не понял», «Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?», «О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы», «Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса по–вашему не хватает? Поставьте его».

Постановка вопросов к тексту произведения самими учащимися – очень полезный вид деятельности, так как оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого. На уроках чтения работа над каждым художественным произведением проводится в соответствии с методикой, которая определяет три этапа работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью учеников является анализ произведения под руководством учителя. Анализ художественного произведения предполагает оценку учащимися героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ предполагает диалог учащихся с автором произведения. Но как ввести детей в диалог с автором? Для того, чтобы вступить в такой диалог, ребёнку необходимо побыть автором, погрузиться в стихию художественного образа. Попадая в позицию творца, он изнутри поймёт, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает.

С этой целью предлагаю учащимся передать содержание русской народной сказки «Царь–девица» с определенными изменениями. После того, как на уроках чтения данное произведение было прочитано и проанализировано, детям предлагалось в качестве домашнего задания изменить четвёртую часть сказки: рассказать о том, как могло бы всё закончиться. Можно предлагать ребятам задания не только придумать продолжение, но и добавлять в текст события, которые могли предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении. Задания подобного рода развивают у учащихся умение видеть в тексте произведения мотивы и последствия поступков героев.

К произведению Ю. Коваля «Капитан Клюквин» предлагаю другой вид творческого пересказа – с изменением грамматического времени глаголов. При этом обращаю внимание детей на то, как меняется изображение события. В данном произведении вместо глаголов прошедшего времени вставляем глаголы настоящего времени, что создаёт эффект присутствия, приближает читателя к изображённому событию.

Творческий пересказ от лица какого–либо героя произведения тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им. Такой вид пересказа часто используется, начиная со второго класса.

Необычность такого рода заданий вызывает у учащихся живой интерес. При этом стараются ответить почти все учащиеся, а некоторые стремятся ответить дважды, от имени разных героев.

Творческий пересказ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» предполагал включение в содержание созданных учениками портретов героев. В самом произведении портреты героев отсутствуют, автор указывает лишь на качества героев:

Рукодельница – трудолюбивая, добрая, приветливая, послушная;

Ленивица – грубая, неуважительная, ленивая.

Совершенствование умения передавать черты характера героев через их внешний вид и поступки будет способствовать тому, что учащиеся в дальнейшем на основе описания портрета героя и его поступков смогут дать точную характеристику и неоднозначную оценку героя, проследить, меняется ли герой по ходу повествования. Точная и неоднозначная оценка героя, в свою очередь, способствует формированию собственного отношения к данному герою, которое является неотъемлемой составляющей полноценного восприятия художественного произведения.

Проверка пересказа показала, что большинство учащихся достаточно успешно справились с заданиями подобного рода. Они смогли подметить наиболее характерные черты, которые свидетельствуют о трудолюбии Рукодельницы. Среди них – описание одежды: «длинный фартук», «аккуратно заплатанные рукава». Кроме того, учащиеся выделили черты, касающиеся рук девочки: «они все в мозолях».

Аналогичным образом во время достаточно детального описания портрета Ленивицы подчёркивается её лень и грубость.

Таким образом, учащиеся сами, без посторонней помощи подходят к осознанию идеи произведения – «какова работа, такова и будет награда».

Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приёмов анализа художественного произведения.

Умелое и своевременной применение того или иного приёма творческого задания при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а также выявлению художественной ценности произведения. Каждый раз, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, наверное, все учителя ощущают какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую “обратную связь”. Вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик, как должно, а удовлетворения нет. Пытаясь разрушить этот барьер, пытаюсь по-другому организовывать учебный процесс, чтобы он был радостным и творческим, а уроки интересными, использую все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства. Урок строю так, чтобы в работу включались все ученики. Каждый пишет, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу. Через весь учебный процесс проходит глубокое взаимодоверие, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.

При изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» детям было предложено домашнее задание: «Если бы ты вдруг поймал золотую рыбку, о чём бы ты её попросил?» На уроке я задала следующие вопросы:

Как выглядит золотая рыбка? Опишите её.

Чем она отличается от обыкновенных рыбок?

Чтобы ты хотел попросить у рыбки?

Какие желания золотая рыбка исполнила бы с радостью?

Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: творчество нуждается в помощи доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику. Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества приносит свои плоды. Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества.

Одним из направлений в литературном образовании является воспитание “маленького писателя”, развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Творческие задания традиционно используются на уроках чтения в начальной школе. Начиная с первого класса, использую такие тексты, которые позволяют ребёнку не просто читать, а помогают разговорить школьников, дать им опыт размышления, рассуждения, обоснования своей точки зрения и чужой.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей к нему надо подготовить.

Выбираю эпизод, который может быть прочитан по ролям, затем прошу ребят назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде; определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить ученикам найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию реплик и подготовиться к чтению. В этом мне помогает видеоколлекция смайликов под названием «Эмоции». Демонстрирую несколько картинок и даю детям следующее задание:

- Выберите картинку, которая проиллюстрирует настроение и интонацию каждого персонажа.

В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.

Одним из приёмов, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент. М. П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Пропуск или замена отдельных слов, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки. Стилистический эксперимент можно использовать при изучении следующих произведений: С.А.Есенин “Ночь”, Л.Н.Толстой “Лев и собачка”, В.А.Осеева “Синие листья”, В.Д.Берестов “Знакомый”, Н.И.Сладков “Лиса-плясунья” и других. Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения.

На своих уроках я часто использую графическое иллюстрирование. Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности. [2,c.104]

Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное. Возможно изображение чувств, образов, возникающих у читателя, можно показать в красках отношение к тому или иному герою и т.д.

Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.

Так, при изучении стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом» включаю следующие виды работ:

Неторопливо вчитайтесь;

Как вы понимаете: «И начинает уставать вода»?

А какая интонация должна возникнуть при чтении?

(Медленно, устало.)

Какие слова нам подсказали эту интонацию? Покажи при чтении.

Вообразите и изобразите усталую воду.

У кого получилось?

Проследите, сколько раз повторяется образ усталой воды?

Почему этот образ пронизывает всё стихотворение? И так далее.

Но приём словесного рисования полезно использовать и при изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев. Данный приём позволяет воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя. Приём словесного рисования несёт в себе большой развивающий и воспитывающий потенциал. Учителю ни в коем случае не стоит недооценивать значение приёма и при анализе художественного произведения предлагать детям задания по словесному рисованию.

В своей работе я часто использую интегрированные уроки: чтение и письмо, чтение и технология, чтение и окружающий мир.

Так, при изучении учебной статьи «Первый букварь» я провела интегрированный урок, на котором дети не только узнали, как выглядели старинные книги, но и сами изготовили литеру из подручного материала (ластика), сделали оттиски на листе бумаги. Затем получившуюся букву украсили, преобразовав её в буквицу.

Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.

Совершенным открытием для меня и моих детей стало использование на уроках кукольного театра. Идею эту подарили мне мои первоклассники. Они приносили на уроки свои игрушки, и на некоторых уроках мы задействовали их в качестве участников учебного процесса. Затем появилась ширма, первые перчаточные куклы и всё те же игрушки. Возможности, предоставляемые кукольным театром, огромны. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Цель такой  работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения учитель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков литературного чтения. Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и дедку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

В наших спектаклях дети сами являются участниками. С помощью куклы ребёнок может выполнить даже сложное творческое задание, например, прочитать пословицу, стихотворение с разной интонацией:

- Прочитай так, как бы прочитала лисичка; волк.

Можно осуществить чтение по ролям, используя персонажей кукольного театра. Необязательно, чтобы их было много. Так, при чтении произведений русского фольклора хорошо использовать Петрушку, куклу-девочку в народном костюме, куклу-мишку.

Главное заключается в том, что не нужно долго ждать подходящего момента для использования приёмов театрализации. Можно их использовать так часто, как захочется.

Так, например, при чтении в «Азбуке» рассказа Л.Н. Толстого «Жучка» мы учились пересказывать текст. Когда обычный пересказ был готов, я предложила детям спрятаться за ширму и пересказать историю от имени Жучки, причём голосом надо было передать сожаление от своего поступка (собака потеряла кость из-за жадности).

Ребята с удовольствием исполняли роль, причём остальные выбирали не ребёнка, который прочитал лучше, а оценивали выступление Жучки. Данный приём имеет большой положительный эффект, так как впечатлительные дети, которых ещё не совсем получилось быть актёром, не расстраивались –  критиковали ведь Жучку.

По моим наблюдениям, ширма помогает раскрепоститься застенчивым детям, они чувствуют себя более уверенно. Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.

        Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Повышается авторитет учителя и среди коллег. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.

В0 2- 4 классах можно уже самим выбирать сказки для постановки, писать собственные сценарии, изготавливать кукол и декорации. Создание декораций в современных условиях – это увлекательный и крайне полезный процесс. Для этого я придумала использовать возможности ИКТ. При помощи презентаций с эффектом анимации можно воссоздать любые картины: избу с печкой, лес, царский дворец. Добавляя при этом нужные звуки, мы добиваемся эффекта присутствия на настоящем спектакле. Затем уже можно обучать детей, как делать самим компьютерные презентации, которые можно использовать в качестве  декораций. Для этого удобно дополнительно использовать часы внеурочной деятельности, где работу можно организовать в форме проекта. Когда дети приобретут необходимые навыки, можно выступать не только на уроке, но и показывать спектакли учащимся других классов, родителям.

Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.

Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Кроме того, используя народные литературные произведения, я тем самым приобщаю детей к национальной культуре, русскому фольклору. Особое место на уроках отвожу пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации.

Я считаю, что эта работа научит ребят общаться, раскроет их творческий потенциал, поможет овладеть навыком правильного чтения, повысит интерес к самому процессу чтения. Кроме этого, дети узнают отличительные особенности кукольного театра, получат первоначальные представления о театральной специализации (сценарист, режиссёр, кукловод, художник по костюмам, звукооператор).

Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции.

Процесс изготовления декораций с использованием современных технологий поможет детям расширить представление о возможностях компьютера, научит использовать его в качестве помощника в учебной деятельности.

Таким образом, кукольный театр имеет большое значение не только для развития творческой активности, но и для всестороннего развития детей.  

Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. Создание эмоциональной атмосферы -  задача учителя. На  занятиях передо мной стоит одна очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательства, атмосферы творчества. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а хвалю даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Кроме перечисленных приемов на уроках литературного чтения широко используется рисование афиш к созданному диафильму по прочитанному произведению, иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление клипа и другие. Одно из условий формирования творческой личности ребенка -  индивидуальный подход с учетом уровней восприятия художественного произведения. В связи с индивидуальными особенностями детей уровни восприятия художественного произведения разные. Исходя из особенностей восприятия одни дети, читая текст, запоминают отдельные факты, другие - основные события, устанавливают между ними связи.

Творческие задания способствуют повышению уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения. В конце каждого учебного года осуществляется контроль - проверка уровней восприятия художественного произведения, которые выявлялись с помощью фронтальных письменных работ. Особенности программы позволяют учителю использовать широкий диапазон творческих заданий, способствующих развитию творческой активности младших школьников, формированию их творческих способностей и повышению уровня восприятия художественного произведения.

Можно сделать вывод о том, что творческие работы приемлемы на уроках чтения и должны способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. Творческие задания несут оздоровительную, воспитывающую функции, вовлекают детей в читательскую самостоятельность и развивают угасающий в современном мире интерес к книге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование системы творческих заданий по литературному чтению показало высокие результаты, предоставила возможности учащимся для развития их творческих способностей. Обучение позволило проверить на практике методы, приемы и формы работы, активизирующие творческую деятельность учащихся. В своей работе я выделяю следующие показатели творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:

1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

2. Высокая техника чтения.

3. Умение пользоваться средствами речевой выразительности (темп, громкость, логическое ударение и так далее).

4. Умение пересказывать.

5. Проявление самостоятельности в работе.

6. Проявление фантазии, воображения.

7. Способность сопереживать, испытывать эмоции.

8. Стремление к оригинальности.

На основании этих показателей выделяю три уровня сформированности творческой активности:

Низкий уровень – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется редко; если и проявляют интерес к какому – либо заданию, то самостоятельно выполнить его не могут; дети не стремятся к самостоятельности, пассивны, не могут и не желают преодолевать трудности, не умеют пересказать данный текст, низкая и  средняя техника чтения, не понимают прочитанного или   понимание только прочитанного художественного текста, умеют  выполнять только подробный пересказ; преодолевают трудности только в группе или со взрослыми;

Удовлетворительный уровень– потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется часто; интерес к творческой деятельности на высоком уровне; достаточно активны на уроке, проявляют самостоятельность; техника чтения достигает нормы, понимают прочитанное, выполняют не только подробный, но и творческий пересказ, но при неудаче часть останавливаются на полпути;

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений, навыков; всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера; дети проявляют высокую творческую активность; техника чтения у таких ребят выше нормы, умеют выполнять все виды пересказов; начатую работу всегда доводят до конца.

В заключение хочется сказать, что после постоянно применяемых мною на уроках всех вышеописанных приёмов и видов творческих заданий, стали видны следующие результаты:

У  многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно–поискового характера. Они постепенно начали проявлять всё более высокую степень самостоятельности (что не могло не отразиться на других уроках). Научились задавать вопросы, находить на них ответы, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; прислушиваться к чужому мнению и высказывать своё; представлять картины, нарисованные автором, дополнять их, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям: ребята стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности. Более ярко стали проявляться способности к фантазированию и воображению, умение облечь в слова мысли и фантазии.

Таким образом, результаты работы позволили сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, повышению самооценки, открывает возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге ведёт к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешаева Н. П., Тупалева Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2004, №11.

Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990. с.

33.

Васильева,М. И.,/Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах. – М: Педагогика, 1977.

Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990. с.

31.

Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992, с. 147-165.

Воюшина М. С. Анализ художественного произведения.// Начальная школа, 1989,№ 5

Выгодский Л. С. Психология искусства./– М: Просвещение, 1989 .

Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк: Кн. для учителя./-М. Просвещение, 1991.

Гамезо М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Просвещение, 1982 г.

Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений.// Начальная школа, № 11, 2000 .

Грошенкова В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы. //Начальная школа, 2004, № 8.

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. №2 1980.

Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа, 1990, № 3.

Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2000, № 11.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании.//-М. Изд. МГУ,

1979.

Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. //Начальная школа,1981,№5.

Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. //Начальная школа, 1985, №12.

Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. //Начальная школа, № 9, 1981.

Куприна Г. Н./Новлянская З. Н., Мелик–Пашаев А.А./-Как развивать художественное восприятие у школьников. – М: Просвещение, 1988.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М: Лаида, 1994.

Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, 1990, №6 с.

34.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст./М. Педагогика,

1971.

Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников. Из опыта работы. – М: Просвещение, 1981.

Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа, 1981, № 5.

Молдовская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения./– М: Просвещение, 1976.

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. //Начальная школа, 1997, № 5.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. /-М: Книга, 1972.

Петровский А. В./Общая психология. /- Просвещение, 1986.

Реан А. А.,/Бордовская Н. В., Розум С. И.-Психология и педагогика./С–Пб: Питер, 2000.

Рябова Н. И. Все радости начинаются с творчества.//Начальная школа, 2001, № 1.

Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Просвещение, 1971.

Шпунктов А. И.,/Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. //Начальная школа, 1995, № 10.

Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. /-М: Искусство, 1964.

Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного. //Начальная школа, 1985,№2.

Яковлева В. И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа, 1990,№ 1.

Приложения

Результаты работы

по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

        

уровни        

конец 1 класса        

2 класс

1        

высокий        

58%        

73%

2        

удовлетворительный        

38%        

23 %

3        

низкий        

4 %        

4 %

1 КЛАСС

        2 КЛАСС

УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СРЕДСТВАМИ

РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ:

уровни        

до использования        

Конец2класса

высокий        

2 (7%)        

13 (45%)

удовлетворительный        

6 (21%)        

9 (31%)

низкий        

21 (72%)        

7 (24%)

Средства речевой выразительности

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕСКАЗ:

виды пересказа        

подробный        

творческий        

краткий

уровни        

до        

после        

до        

после        

до        

после

высокий        

3 (10%)        

15(51%)        

3(10%)        

9(32%)        

-        

-

удовлетворительный        

10(34%)        

5 (18%)        

-        

10 (34%)        

-        

15(51%)

низкий        

16(56%)        

8 (31%)        

26 (90%)        

10(34%)        

29(100%)        

14 (49%)

ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Уровни сформированности творческой активности        

Количество детей до использования творческих заданий        

Количество детей после использования творческих заданий

высокий        

5(17%)        

14(51%)

удовлетворительный        

11(38%)        

7(24%)

низкий        

13(45%)        

8(25%)

       

ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В своей работе мною был проведен ряд исследований.

Объектом эксперимента послужил мой  класс. Целью исследований было выявить влияние использования системы творческих заданий, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.

Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение

творческого потенциала ребенка. Виды работы. Журнал «Небылицы в лицах».Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восемью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на  борту огромного космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами:

«Продолжение следует в журнале «...» в номере ...» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «...» в номере...» Прервать сказку может ведущий словами:

«Окончание в журнале «...» в номере ...»  В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Вика Потехина. Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.  Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю.

Дети с помощью ведущего выбирают  2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.  Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.  В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно,  такая работа оказалась полезна. Эксперимент определения влияния использования творческих заданий на развитие творческой активности на уроках литературного чтения.  Результат исследования.

1. Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 98/28 =3,5

Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной и контрольной группах показал его значительный рост в экспериментальной группе и практическое отсутствие в контрольной.

Для обоснования значимости влияния использования системы творческих заданий на развитие творческих способностей воображения у младших школьников нами был использован Ученики были разделены на категории: «произошли изменения», «не произошли изменения». В результате мы построили таблицу:

Да Нет

Однако, наблюдается тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной группы говорит о несомненном позитивном влиянии использования системы творческих заданий на развитие творческой активности.

Выводы: несмотря на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности младших школьников, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности в экспериментальной группе. Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что использование  нами  

системы творческих заданий на уроках литературного чтения даёт  рост творческой

активности у младших школьников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация для родителей.

(Детям запоминать определения не нужно!)

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком – либо эпизоде их жизни героя. Действие рассказа разворачивается в течение небольшого промежутка времени, изображаемых событий, действующих лиц немного.

Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.

Басня – краткий рассказ поучительного характера, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Загадка – краткое, часть стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает название известного предмета или явления, но при этом подчёркивает его основные признаки.

Поговорка – краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения («воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»).

Пословица – краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения («жизнь прожить – не поле перейти»: «без труда – не вытащишь  и рыбку из пруда»).

Сказка – вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

Русскую песню и сказку будем читать напевно!

Вспомним, кто рассказывал сказки. Были такие специальные люди, приходили они в деревню, садились на завалинку, собирали народ – и начинали сказывать. Как они были одеты, как разговаривали. (Вспомним бабку – сказительницу из русских народных сказок.)

Может, попробуем её нарисовать? А может, послушаем сказку или народную песню на грампластинке?

А басню также читаем?

Нет, конечно!

В баснях, как правило, есть диалог. Читай басню, всё время, делая акцент на то, что разговорный жанр. Не забудь мораль басни прочитать, как нотацию. («Делай так, как я сказал, потому что это проверено жизнью».)

В лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость. Ты должен передать слушателям чувства автора.

Прежде, чес начнёшь читать, необходимо настроиться, чтобы прочитать именно так, а не иначе.

Ну, попробуй!

Представь, будто ты сидишь на завалинке (а не дома – на маленькой скамейке у маминых ног), вокруг тебя собрались деревенские ребятишки, все хотят услышать, что ты им сегодня поведаешь. Затаили дыхание, ждут … Огляди всех внимательно, вздохни, сделай таинственное лицо и начинай … Рассказывай медленно, не торопись …

Басня – маленький спектакль. У каждого в басне своя роль. Ты выберешь ту, которая тебе понравиться. Подумай, какой костюм тебе нужен для того, чтобы точнее сыграть выбранную роль. Не волнуйся, у тебя всё получится.

ПАМЯТКА

Как подготовиться к выразительному чтению

Перечитай текст внимательно. Вспомни содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

Определи своё отношение к событиям, героям, описаниям картин природы.

Мысленно представь себе их.

Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.

Продумай и выбери интонационные средства – тон, тема чтения, пометь логические паузы, расставь логические ударения.

Сначала прочитай текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

Прочитай текст выразительно.

Как учить стихи наизусть?

Сначала прочитай стихотворение, насладись увиденным и услышанным, подумай, что хотел сказать поэт, найди рифмующиеся строчки, обрати внимание, где порядок нарушен.

Затем, выделив опорные (главные) слова, прочитай ещё раз выразительно.

Закрой книгу – может, ты уже сможешь рассказать наизусть! А если не сможешь, не расстраивайся: начинай читать по строфам. Первую строфу прочитал – повтори, прочитал вторую – присоедини её к первой и так далее.

С каждым разом ты будешь заучивать стихотворения всё быстрее и быстрее.

Задача родителей – привить ребёнку интерес к чтению, к книге. А как же проверить удалось ли это? Попробуйте между делом поспрашивать своего малыша.

Ты любишь слушать, когда тебе читают?

Впрочем, вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит только понаблюдать:

Как слушает ваш ребёнок?

Задаёт ли ребёнок вопросы после чтения?

Пытается ли поговорить о прочитанном?

Хочет ли высказать своё мнение об услышанном?

Есть книга, которая тебе особенно понравилась?

Что ребёнок может рассказать о своей любимой книге?

Помнит ли сюжет, героев, идею?

Может ли прочесть отрывок наизусть?

Помнит ли название книги?

Сможет ли связать тему (жанр) с какой – либо другой книгой?

Назовёт ли фамилию писателя? Или нескольких писателей?

Если ваш ребёнок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку «отлично».

Успехов в вашем родительском творчестве!

Что ребёнок должен знать о навыках чтения.

Читай, соблюдая темп (читай не спеша, целыми словами, то есть соблюдай паузы между предложениями).

Не искажай слова! Следи за дикцией!

Учись выразительному чтению! В каждом предложении делай логическое ударение на слово, соблюдай паузы между словами!

Учись понимать прочитанное. Для этого больше читай тексты про себя, вдумывайся, будь внимателен при чтении!

Деление текста на части и озаглавливание.

Перечитай внимательно рассказ.

Выдели, где по смыслу заканчивается первая часть.

Перечитай эту часть ещё раз и озаглавь, то есть выдели главное в ней.

Проделай такую же работу во всём рассказе.

Сколько частей у тебя получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....

Статья "Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах"

Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном  уроке, в ч...