Урок литературного чтения 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Трошина Ирина Николаевна

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1_klass.docx166.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Класс:1

Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.

Форма урока: Открытие нового знания (проблемное обучение)

Цель: формирование знаний о согласных звуках [б], [б’] и буквах Б, б их обозначающих.

Задачи:

- образовательные: познакомить с согласной буквой Б, б, учить давать характеристику звукам [б], [б’];

- воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, бережное отношение к животным;

- развивающие: продолжить развитие умения звуковые схемы, формировать навык правильного, плавного сознательного чтения слов с изученными буквами.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: действие самоопределения;

- коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих;

- познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

- регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учениками того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, CD с электронным приложением к «Азбуке», шнурок.

Наглядные пособия: фотографии зебра, заяц, змея, закат, зонтик, бабочка.

Ключевые слова: гласные, согласные, звонкие, глухие звуки, буквы.

Рабочие материалы для обучающихся: В.Г. Горецкий «Азбука», дифференцированные карточки, схемы слогов – слияний, кружки красного, зелёного, жёлтого цвета.

Автор учебника: В.Г. Горецкий.

п/

п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

ФИЗМИНУТКА

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторения.

Итог урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Звонок не велик,

А ребятам велит:

Сядь да учись,

Трудись, не ленись.

На доске цветные фотографии: зебра, заяц, змея, закат, зонтик, бабочка.

- Рассмотрите фотографии. Назовите предметы. Послушайте, какой первый звук будете произносить.

- Что заметили? Все слова начинаются на один и тот же звук?

- Произнесите звук [б]. Он вам знаком?

- Узнаем, встречается ли он в нашей речи? Посмотрите мультфильм, запомните слова со звуком [б].

-Что мы узнаем о новом звуке? На какие вопросы ответим? Наметим план работы со звуком.

1.Узнаем, звук [б] гласный или согласный?

2.Определим твёрдый он или мягкий?

3.Услышим звонкий он или глухой?

4.Узнаем букву, которой будем обозначать новый звук.

-Чему, ещё будем учиться на уроке чтения?

- Для того, чтобы узнать всё о звуке [б] поработаем со слого- звуковой схемой.

- Кто это?

- Что вы уже можете сказать о слове баран по схеме?

- Назовите первый слог!

- Из чего он состоит?

- Произнесите звук [б]. Как произносим? Свободно или с преградами? Какие преграды встречает воздух?

- На какой вопрос плана ответили?

- Он твёрдый или мягкий в слове баран? И почему?

- Проверьте звонкий он или глухой?

Показ фотографии белка.

- Кто это?

- Что вы можете сказать о слове белка по схеме?

- Назовите первый слог. Из чего он состоит?

- Звук [б] твёрдый или мягкий в слове белка? Почему?

- Расскажите. Что вы узнали о звуке [б]?

- Что нам необходимо, чтобы твёрдый и мягкий звуки [б] обозначить на письме?

Показ  печатной буквы сопровождается стихотворением:

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

- На что похожа буква Б?

- Выложите печатную букву Б с помощью шнурка.

- Найдите в кассе букв букву Б и обозначьте твёрдый и мягкий звуки [б] буквой.

- Что заметили?

- Покажите, где она стоит на ленте букв.

- Итак, с буквой Б познакомились, чему ещё нужно учиться?

Работа в паре

- Первый вариант читает, второй слушает.

- Второй вариант читает, первый слушает.

- Оцените работу друг друга.

- Назовите слоги, в которых звук [б] мягкий.

- Назовите слоги, в которых звук [б] твёрдый.

- Чему учились?

- Если слоги поставить в определённой последовательности, что получится?

- Откройте учебник на стр. 97. Найдите столбики слов и прочитайте.

Проверка чтения.

- Чему учились?

- Приготовьтесь слушать. Подумайте, о какой белочке пойдёт речь?

Читаю:

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт

А орешки не простые

Всё скорлупки золотые.

- О какой белке я сейчас прочитала, которая справа или слева от вас?

-Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён по центру?

Что она делает?

- Орешки простые?

- Поэтому слуги белку стерегут. Слева страж с боевым топориком, справа слуга ведёт счёт орехам.

- К какой сказке эта иллюстрация?

- Кто автор сказки?

- В учебнике только  иллюстрация и отрывок из  сказки. Всю сказку можно прочитать в книге. Где можно взять книгу?

- Кто из вас видел белку? Где? Давайте посмотрим, где ещё может жить белочка?

Чтение рассказа учителем.

- О ком идёт речь в рассказе?

-Что значит «белка  была не в клетке, а на воле?»

- Как вы думаете, где животным лучше: дома в тепле и неволе или в лесу?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-Объясните значение слов.

Интересно

Скакала

Баранки

Чтение текста по одному предложению

- О ком говорится в рассказе?

- Где были дети?

- Какие деревья росли в парке?

- Какое животное увидели в парке?

- Что брала белка из рук?

- Чем ещё питается белка?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему учились?

- Какую работу вам понравилось выполнять?

Что было трудным?

- Ребята поможем белочке с орешками. Вот три сундучка.

Если у вас всё получилось на уроке, значит приклейте орешек на зелёный сундучок, если были затруднения на жёлтый, всё было трудным и вы не справились, то на красный сундучок.

Подготовка к работе. Проговаривают девиз урока.

Произносят слова и следят за произношением первого звука в словах.

-Во всех словах слышится звук [з], а в слове бабочка звук [б]

 Произносят.

- Нет.

Называют слова: бельчата, бусы, большая берёза, быстро, белка, небо

Формулируют задачи урока:

-Читать слоги слова, предложения с новой буквой.

Баран

- В слове баран два слога, первый слог ударный, под ударением гласный звук [а]

- Из слияния двух звуков [б] и  [а], [ба]

- Произносим с преградами. Преграда – губы.

- Звук [б] – согласный.

- Твёрдый, так как буква а даёт команду читай твёрдо.

(Дети закрывают уши и слушают свой голос)

- Звук [б]-звонкий, так как мы слышим свой голос.

- Белка?

- В слове белка два слога, первый слог ударный, под ударением гласный звук [э].

- Из слияния двух звуков [бэ].

- Мягкий, так как буква е даёт команду читай мягко.

Вывод: Звук [б] согласный, звонкий. Может быть твёрдым и мягким.

 

Буква.

 Дети называют предметы похожие на букву Б.

Ребята на парте изготовляют модель буквы Б.

Вывод: Буквой Б обозначили два звука [б] твёрдый и мягкий.

Ученик показывает.

 

- Нужно учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Сильные дети читают слова, слабые слоги.

Ученики сигналят кружками жёлтого, красного, зелёного цвета.

Бе, би.

 Ба, бо, бу, бы.

Вывод: Учились читать слоги с буквой б.

- Слово.

Дети выходят к доске со словом и читают его.

Ученики сигналят кружками жёлтого, красного, зелёного цвета.

Вывод: Учились читать слова с буквой б.

Слева.

По центру изображена белка. Она грызёт орешки.

- Нет.

- Сказка о царе Салтане.

- Автор сказки А.С. Пушкин

В библиотеке.

В лесу, так как для животных лес – это воля, а дом неволя.

Объясняют значение слов, учитель исправляет и дополняет  ответы

Текст на стр. 97 читают сильные ученики по цепочке.

54F68311

гласный

?

согласный

твёрдый

?

мягкий

звонкий

?

глухой

65A22722

Карточка для сильного ученика:

Банка, кубик, булка, клубок, азбука, белка.

Карточка для слабого ученика:

Ба, бо, бу, бы, бе,

аб, об, уб, ыб, биб, беб.

EE2A4B87

«Зарядка бельчат»

C0361BA5

562F58C1

Портрет

А.С. Пушкина на доске.

CBB399D


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...