Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Книжное царство». 2 год обучения.
рабочая программа по чтению по теме

Программа курса «Книжное царство» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на основе «Примерной программы внеурочной деятельности» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова  М. Просвещение 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_-v_knizhnom_tsarstve-.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества «Ровесник» пгт Подосиновец Кировской области

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № __от  20____г

Утверждено приказом директора

МКУ ДО ДДТ «Ровесник»

Мисюкевич Н.Н

№______от_______г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

общеинтеллектуальной направленности

«Книжное царство»

(срок реализации 1 год)

для воспитанников 12-15 лет

Педагог дополнительного образования

МКУ ДО ДДТ «Ровесник» пгт Подосиновец

Бурдаева Елена Ивановна

Подосиновец  2018

Информационная карта.

Название программы – программа кружка «Книжное царство».

Составитель – Бурдаева Е.И.

Вид программы – модифицированный.

Направление деятельности - естественнонаучная.

Уровень усвоения – общеразвивающий.

Специфика содержания – практико-ориентировочная.

Функциональное назначение – познавательное.

Срок реализации – 1 год.

Форма реализации – групповая.

Программа курса «Книжное царство» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на основе «Примерной программы внеурочной деятельности» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова  М. Просвещение 2009 г.

 Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.

http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44183

http://www.4stupeni.ru/

http://nashideto4ki.ru/

Пояснительная записка.

     Современное образование  переживает новый этап своего развития. Перед педагогом стоит  задача воспитывать детей таким образом, чтобы общество получило нравственных, социально-адаптированных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это достигается работой не только с учебниками, но и с детскими книгами из доступного круга чтения.

     Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация  выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры,  дети потеряли интерес к чтению.

     Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие педагоги и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в коррекционной школе. Для  решения данной проблемы  создана программа литературного кружка  для учащихся «В царстве книг».

     Сложный процесс формирования личности ребенка неизменно включает совершенствование чувственной природы человека. Именно через чувства, через

 сознание прекрасного приобщается он к истории своей Родины, к её природе, осознает необходимость труда, учится любить истину, добро и красоту.

          Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа  кружка «Книжное царство»- это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках  чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

           Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

        Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели кружка: создание условия для успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ через формирование духовно-нравственных качеств личности по средствам художественной литературы.

Задачи:

Образовательные –  создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг,  расширять литературно-образовательное пространство учащихся, обучать искусству чтения в процессе подготовки исполнения отобранных произведений.

Воспитательные –  способствовать  социализации личности, пробуждать интерес к  читательской  деятельности, воспитывать такие качества, как: отзывчивость, дружелюбие, толерантность, творческие и интеллектуальные способности,  коммуникативные качества, упорство, стремление доводить начатое до конца, формировать потребность в систематическом чтении,   прививать любовь к книге и чтению.

Развивающие – формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения,  расширять кругозор детей,  пробуждать творческую активность, развивать творческие способности учащихся; формировать мировоззрение, нравственное и эстетическое воспитание учащихся; развивать речь обучающихся, корригировать недостатков развития памяти и умения преодолевать трудности.

          Материал предложен для освоения обучающимися  в возрасте 12 -15 лет. Программа рассчитана на один год  обучения.  

          Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации работы кружка. Возможны следующие виды деятельности: оформительская, игровая, творческая, интеллектуальная.

Режим занятий.

Продолжит занятия

Периодичность в неделю

Кол-во час в неделю

Кол час в год

40 мин

1

2

70

Структура занятий.

I  Формулирование цели и задач занятия.

II  Основное содержание. Теоретическая часть.

III Задания для самостоятельной и творческой работы.

IV Перерыв

V Практическая работа.

VI Подведение итогов.

Формы организации кружка.  

- Литературные игры

- Конкурсы-кроссворды

- Библиотечные уроки

- Путешествия по страницам книг и журналов

- Проекты

- Встречи с библиотекарем

- Викторины

 -  Конференция,

- Устный журнал,

- Конкурсы,

 - Литературные встречи,

-  Литературная гостиная,

- Литературный ринг и т. д.

Ожидаемые результаты по окончанию реализации программы.

Должны знать: имена писателей и поэтов, названия некоторых произведений, приемы постановки техники речи (дыхание, голос и дикция).

Наизусть отрывки изучаемых произведений.

Должны уметь: осознавать значимость чтения для личного развития, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; убыстрять или замедлять темп, пользоваться логическим ударением  в процессе чтения, донести до слушателя образ произведения.

Ожидаемые результаты:

Личностные:  

  • уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принимать и осваивать социальные  роли обучающегося, проявлять социально значимые мотивы учебной деятельности;
  • уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • уметь проявлять этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь,  сопереживание.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке).

Учебно-тематический план

№п/п

Название разделов,  тем

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

История книги. Литературные жанры.

6

3

3

2

Книги - сборники. Книги Л. Н. Толстого для детей.

6

1

5

3

Книги – сборники о былинных героях

3

1

2

4

Книги - сборники. Басни и баснописцы.

6

1

5

5

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

6

1

5

6

Книги о родной природе.

9

2

7

7

Животные - герои детской литературы.

7

2

5

8

Дети - герои книг.

8

2

6

9

Книги о детях войны.

7

2

5

10

Газеты и журналы для детей.

6

3

3

11

Книги, книги, книги...

6

2

4

Итого

70

20

50

Основное содержание образовательной программы

кружка «Книжное царство»

Тема 1. История книги. Литературные жанры.

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Литературные жанры.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема 2. Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого:  «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

 Тема 3. Книги-сборники о былинных героях.

Былины, сказы, легенды. Чтение былин.

Конференция «Былинные герои»

Тема 4. Книги-сборники. Басни.

Книги-сборники басен.

Чтение басен И. Крылова и  Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема 5. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 6. Книги о родной природе.

Природа в литературном творчестве.

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема 7. Животные — герои детской литературы.

Книги-сборники о животных.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю». Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Тема 8. Дети — герои книг

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово», В. Драгунский «Денискины рассказы».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Тема 9. Книги о детях войны

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Тема 10. Газеты и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Тема 11. «Книги, книги, книги…»

Книги, их типы и виды.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Практическая работа в библиотеке. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Методическое обеспечение.

«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский.

     Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

     Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

     Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

     Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

     На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

     Содержание программы кружка «Книжное царство» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

     Представленная  программа позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

     В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

     Выразительное чтение и является одной из наиболее активных форм обучения  литературе, эффективным средством воспитания учащихся. Слушать и воспринимать живую поэтическую речь, а тем более исполнять (выразительно читать) способен лишь тот, кто отличает неподдельную увлеченность от ложного пафоса, искреннее восхищение от наигранного восторга, чистосердечное участие от притворного. Учащиеся должны усвоить навыки выразительного чтения, а способные из них совершенствовать эти навыки в кружке выразительного чтения.

VI. Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Книжное  царство»

Разделы темы  

Форма занятий

Теор

Практ

Дата

Контроль

История книги.

Литературные жанры (6 час)

- Летописи. Рукописные книги.

Беседа с презентац.

1

13.09

- Печатник Иван Фёдоров.

Беседа с презентац.

1

13.09

- Литературные жанры.

1

20.09

- Система библиотечного обслуживания. Культура читателя.

Выход в библиотек

2

20.09

27.09

Отбор книги.

1

27.09

Отзыв о книге

Книги Л. Н. Толстого для детей (6 час)

- Жизнь и творчество Л. Толстого.

Информац. час,  обзор

1

04.10

- «Азбука»

Чтение, обсуждение

1

04.10

- «Сборник для детей»

Чтение, обсуждение.

1

11.10

- Л. Толстой – сказочник и обработчик народных сказок.

Составление списка сказок

1

11.10

«Сказки Л. Н. Толстого»

Проектная дея-ть

2

18.10

Проект «Сказки Л. Толстого»

Книги – сборники о былинных героях (3час)

- Былины, сказы, легенды.

Тематический час

1

- Былины и былинные сказы

Чтение былин

2

Конфер-ция «Былинные герои»

Книги-сборники. Басни (6 час)

-   Книги-сборники басен

Тематический час

1

- Басни И. Крылова

Чтение и обсуждение

1

- Басни Л. Толстого

Чтение и обсуждение

1

- Басни И. Крылова и Л. Толстого

Конкурс чтецов

1

-  Басни И. Крылова и Л. Толстого

2

Инсцениро

вание басен

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (6 час)

-  Книга-сборник

«Сказки А. С. Пушкина»

Рассматрива

ние, чтение

1

-  Сборник народных сказок «На острове Буяне».

Рассматрива

ние, чтение

1

-  Народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»

Чтение, сравнение книг с загадками

1

2

- «Волшебные предметы»

1

Кроссворд «Волшебные предметы»

Книги о родной природе (9 час)

- Природа в литературном творчестве

Тематический час

1

-  Сборники стихотворений о родной природе

Слушание, чтение, обмен мнениями

3

- «Краски и звуки стихов о природе»

Проект

1

4

Рукописная книга «Краски и звуки стихов о природе»

Животные — герои детской литературы (7 час)

-  Книги-сборники о животных.

Обзор книг

1

-  А. Куприн «Ю-ю»

Чтение, обсуждение

2

-  А. Брем «Жизнь животных».

Библиотечн. урок

2

-  Художники-оформители книг о животных.

Тематический час

1

- «Заинтересуй друга»

Реклама книги

1

Конкурс отзывов

Дети — герои книг (8 час)

- Книги о детях

Обзор книг

1

-  А. Гайдар «Тимур и его команда»

Чтение и обсуждение

1

-  Л. Пантелеев «Честное слово»

Чтение и обсуждение

1

 - В. Драгунский «Денискины рассказы»

Чтение и обсуждение

1

- В. Железников  «Жизнь и приключения чудака»

Чтение и обсуждение

1

-  «Кто они, мои сверстники — герои книг?»

 - «Расскажи о

Литературная игра

1

 «О любимом писателе».

1

1

Проект «Расскажи о любимом писателе»

Книги о детях войны (7)

-  Л. Воронкова «Девочка из города

Чтение, обсуждение

1

-  В. Железников «Девушка в военном».

Чтение. обсуждение

1

- «Дети войны»

Творческая работа

2

3

Творческая работа «Книга Памяти»

Газеты и журналы для детей (6 час)

-  Что такое периодика.

Библиотечн. час

1

-  Журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк»

Обзор

1

-  Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка»

Обзор

1

- «Мы – издатели»

Творческая работа

3

Создание журнала

«Книги, книги, книги…» (6 час)

-  Книги, их типы и виды.

Тематический час

1

- Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Библиографические справочники.

Библиотечн. час

1

-  Л.Н. Толстой и Х.К. Андерсен.

Сбор информации

2

 «Что узнали о книгах?».

Урок - игра

1

Игра «Что узнали о книгах»

Учебно-методическая литература.

  • Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.В.Виноградовой, М. Вентана-Граф.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Чл. – корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – М. Русский язык, 1987
  • Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М. Педагогика, 1980.
  • Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под ред. Мартыновой Я.Ю. , Волгоград: Учитель, 2007.
  • Щуркова Н. Е. Собрание пёстрых дел.- М. 1994.
  • Яценко  И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, « ВАКО», 2006.
  • Писатели нашего детства. Биогр. слов. В 2-х  ч./М. Либерия , 1999.

Материально-техническое обеспечение

Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.

Компьютер, сканер, принтер, ТСО, печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература).

VII. Список литературы для детей

«Сказки А.С. Пушкина».

Сборник народных сказок «На острове Буяне».

Русская народная сказка «Дочь-семилетка".

Братья Гримм «Умная дочь крестьянская».

 А. Платонов «Умная внучка».

«Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

А. Куприна «Ю-ю».

 А. Брема «Жизнь животных».

А. Гайдара «Тимур и его команда».

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

В. Драгунский "

В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Л. Воронковой «Девочка из города» .

В. Железникова «Девушка в военном».

Детские газеты и журналы.

Справочная литература. Энциклопедии для детей