Литературное чтение
план-конспект урока по чтению на тему

Козлова Елена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Задачи: познакомить детей с произведением Анны Ахматовой «Мужество»; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; развивать умение осмысливать лирическое произведение, определять средства художественной выразительности, используемые автором; вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, мужественность.

1) Вступление

- Сегодня на уроке мы будем говорить о мужестве. Тема нашего урока так и звучит: «МУЖЕСТВО»

СЛАЙД № 1

2) Беседа

- Что значит «быть мужественным»?

- Каких людей вы считаете героями?  

СЛАЙД № 2

Учитель: На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Мужество считается одной из самых прекрасных черт характера человека. Мужественные люди во все времена вызывала у окружающих уважение и восхищение.

- Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить. В понимании коренного русского человека лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и, уповая на Бога, не погибнешь.

 Многим коренным русским людям мужественность была врожденна, закаляясь в тяжелейших испытаниях. Мужество воспитывалось изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.

У русских считалось всегда, что не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху .

- О значении мужества в жизни говориться и в русских народных пословицах.

СЛАЙД № 3

3) Знакомство со стихотворением Анны Ахматовой «Мужество»

- Сегодня мы познакомимся с произведением российской поэтессы Анны Ахматовой, которое так и называется «Мужество». Послушайте это стихотворение и подумайте когда оно, по вашему, было написано, в какие годы.

 Чтение стихотворения учителем.

- Понравилось вам это стихотворение? Как думаете в какао время его написала Анна Ахматова? (В годы Великой Отечественной Войны)

4) Знакомство с биографией Анны Ахматовой.

- Да, действительно Анна Ахматова написала это стихотворение в 1942 году.Анна Ахматова жила в Ленинграде, теперь –Санкт Петербург.

 В те  дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад  в  укрепление  обороны:шила мешки для  песка,  которыми  обкладывались  баррикады  и  памятники  на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова  долго  отказывалась  от  эвакуации.  Даже  больная,  истощённая  дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь  настойчивой  заботе  о  ней,  Ахматова,   наконец,   эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно  возвращалась она к терпящему  беды  вражеского  окружения  героическому  народу. И именно в Ташкенте пишет она это произведение. С быстротой  молнии по  бескрайнему   фронту   Великой   Отечественной   войны   разнеслось   её стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно  звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых  выступлениях.

СЛАЙД № 4

СЛАЙД № 5

5) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

- Почему стихотворение названо «Мужество»?

6) Анализ произведения.

Прочитайте первую строку стихотворения.

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды.

СЛАЙД № 6

- Фемида-богиня правосудия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела.

- Как вы думаете, что же лежит на весах правосудия?

- Почему Анна это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

- Почему она использует именно эти слова?

Прочитайте 5,6,7 строки,

- Какой звук повторяется в этих строчках? («р»)

- Зачем Ахматова использовала этот приём- повторение звука в словах? Что хотела этим показать? (Твёрдость характера, стойкость русского духа.)

- Каким словом Анна Ахматова заканчивает стихотворение? Что хотела сказать этим словом?

 

7) Конкурс чтецов.

- Как нужно читать это стихотворение?

8) Итог урока.

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?

- Как вы думаете, а в обычной жизни человек может проявлять мужество?

9) Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский дом- школа»

городского административного округа Орехово-Зуево.

Урок литературного чтения

в 4 КЛАССЕ

по теме

«Анна Ахматова «МУЖЕСТВО»

провела учитель начальных классов

Алексеева А.А

11 февраля 2010  года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения по теме: А.А.Ахматова «Мужество»

Слайд 2

Прошла по земле война

Слайд 3

Великая Отечественная война 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России в XX веке. Она явилась не только величайшим несчастьем для советского народа, масштабы которого измеряются гибелью более 20 миллионов советских людей, но и величайшим взлетом человеческого духа , патриотизма и мужества.

Слайд 4

Анна Ахматова 1889-1966

Слайд 5

МУЖЕСТВО

Слайд 6

МУЖЕСТВО- спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде; душевная стойкость и смелость… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...