Применение технологии продуктивного чтения
статья по чтению на тему

Описана технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология продуктивного чтения27.42 КБ

Предварительный просмотр:

        Применение технологии продуктивного чтения для формирования            
                   читательской грамотности младших школьников

                                                                                                       Демченко Оксана Валерьевна
                                                                                                     учитель начальных классов
                                                                                                     МБОУ «Ойская СОШ»
                                                                                                     Ермаковского района
                                                                                                     Красноярского края

                Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения.  Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

               Технология продуктивного чтения, работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения, приёмы работы, виды упражнений, фрагмент урока, достоинства технологии, недостатки технологии.

              Технология  продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах  работы с текстом: на этапах до чтения, во время чтения и после чтения текста.

              Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным текстом.

              1 этап. Работа с текстом до чтения.

              Цель  этапа – развитие антиципации - умения предполагать, предвосхищать содержание  текста.

На  этом этапе происходит пробуждение и стимулирование  мотивации  к работе с текстом;

актуализация  личного опыта учащихся путём привлечения знаний из других образовательных областей; прогнозирование содержания текста с опорой на знания  учащихся, их жизненный  опыт, на заголовок и рисунки и т.д.

              Приёмы работы на данном этапе: выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа); составление вопросов к теме; высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала; организация проблемной ситуации и др.

           Виды  упражнений:

-прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет  идти речь в данном  тексте;

-прочтите  первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте;

-прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу;

-прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события;

-прочтите текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

              2 этап. Работа во время чтения.

             Цель этапа- понимание  текста  и создание  читательской  интерпретации.

             На этом этапе происходит понимание основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск  главной информации; установление логико - смысловых связей; поиск дополнительной, уточняющей информации.

            Приёмы работы: чтение текста «с карандашом»; определение основных понятий (без чтения всего текста); составление таблиц (выборочное чтение); составление плана текста (для пересказа); поиск пропущенных слов.

          Виды упражнений:

-прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них;

 -прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части;

-прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;

-скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста;

-расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку;

- прочтите  текст, соотнесите его содержание с заглавием.

                  3 этап. Работа с текстом после чтения.

                 Цель этапа- достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

                На этом этапе происходит использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.

                 Приёмы работы: постановка концептуального вопроса (почему?); повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям; выполнение творческих заданий.

                Виды упражнений:

- опираясь на содержание прочитанного текста, закончи предложения, используя предлагаемые  варианты;

- объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… ;

- выразите своё отношение к прочитанному;

- прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной;

- сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста;

- скажите, какие из прочитанных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

              Рассмотрим фрагмент урока литературного чтения в 1 классе, где представлены  все этапы работы над художественным текстом.

Учебник : Азбука  1 класс  В.Г. Горецкий, с. 122 «Подарки  к празднику».

Фрагмент урока составлен автором статьи.

Этапы работы с текстом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1 этап  Работа с текстом  до чтения.

 мотивация к чтению

Откройте учебник на с 122

Прочитайте  название  текста.

Как вы думаете, о чём  пойдёт  речь в тексте?

 Рассмотрите  картинки  к тексту.

Как  вы думаете, что это изображено?  

Как вы думаете, кто будет  делать подарки?

Кому  можно подарить эти подарки?

Давайте проверим наши предположения  и прочитаем  текст.

открывают учебник

читают название «Подарки  к празднику»

о подарках

различные подарки,  сделанные своими руками

высказывают  предположения

Познавательные :

- формируем умение извлекать информацию из  заголовка, иллюстраций.

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные: - формирование  умения слушать и слышать.

2 этап Работа с текстом во время чтения

читательская интерпретация текста

Чтение текста цепочкой, хорошо читающими детьми.

Текст

Первоклассники приготовили  подарки для ребят  из детского садика.

Кто делал подарки?

Для кого ребята делали подарки?

Текст

Катя и Галя склеили домик. Света  сплела  коврик. Дима  и Аня вырезали из бумаги  и картона  солдатиков.

Что сделали Катя и Галя?

Что сделали Дима и Аня?

Что сделала Света?

Текст

Вова и Гена вылепили из пластилина Буратино. Вера  и Ваня нарисовали клоуна  и раскрасили его.

Ребята из детского садика будут рады подаркам.

Из чего Вова и Гена сделали Буратино?

Что нарисовали Вера и Ваня?

 следят по учебнику

первоклассники

для детского сада

домик

солдатиков

коврик

из пластилина

клоуна

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3 этап Работа с текстом  после чтения

уточнение позиции

Перед чтением мы предполагали, о чём пойдёт речь в тексте.

Подтвердились ли наши предположения.

А вам было бы приятно получить такие подарки?

Хотели бы вы сделать подарки ребятам детского сада.

Работа в паре.

Обсудите, какие подарки  сделаете вы.

Выступление.

Я думаю, ваши подарки бы очень понравились ребятам детского сада.

Давайте на уроке технологии  сделаем ваши задуманные поделки

отвечают

обсуждают в паре

описывают свою поделку

Личностные :

 -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

             

             Достоинства технологии продуктивного чтения:

-учащиеся самостоятельно добывают знания;

-становятся активными участниками образовательного процесса;

-способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.

             Недостатки технологии продуктивного чтения:

-занимает много времени на уроке.        

Библиографический список:

1.Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.

2.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа.  - 2003. -№1. – С. 11-18.

3.Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»/ Монография/ О.В.Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.

4.Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода.

Научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению воспитание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприя...

Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода

Формирование читательской компетенции школьника,развитие интереса у учащихся к самому процессу чтения,потребности читать...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...

«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...