Приёмы развития читательской грамотности
статья по чтению на тему

Описаны приёмы развития читательской грамотности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приёмы развития читательской  грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы ;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их  использования в практической деятельности на уроках.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение  (работа в группах), оценивания для обучения, метод рефлексии.

Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация; цветы разного цвета; карточки с пословицами; сигнальные карточки «Светофор»; листы ватмана; маркеры; листы для работы с текстом; текст со сказкой; видео с урока; видео для физминутки; листы для рефлексии.

        

Ход мастер – класса:

1.Организационный момент.

-Добрый день уважаемые слушатели! Мы очень рады сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеемся, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Мы  желаем  нам успехов.

- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

2.Основная часть.

-Сегодня мы поговорим о приёмах, используемых нами на уроках литературного чтения, которые являются помощниками в формировании навыка чтения у младших школьников.

В своей работе я использую технологию продуктивного чтения.

Этапы работы выглядят так:

Слайд

Первый этап: работа с текстом до чтения

  Цель: развитие умения предвосхищать, предполагать содержание текста.

 Сегодня мы познакомимся с произведением  Е.Пермяка

  Прочитайте заголовок, рассмотрите рисунок к тексту.  Предположите о чём пойдёт речь.

    Правы ли мы оказались,  узнаем после чтения произведения

Второй этап:  работа во время чтения.

Цель: понимание текста и  создание читательской интерпретации.

    Текст разделён  на части,  читайте в паре каждую часть и задавайте друг другу вопросы по каждой части. (можно дать готовые вопросы)

Этот приём называется взаимоопрос.

 Правы ли мы оказались в своих предположениях?

Третий этап: работа после чтения.

Цель: доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

  1.Выберите пословицу к этому тексту и объясни её значение. Слайд

   2.Выберите любое задание и выполните в паре. Слайд

Задание 1: прочитать сказку «Мальчик-Огонёк» и доказать, что это сказка.

(на листах)

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка и ответьте на вопросы.

Мальчик-Огонёк

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.

Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

- Является ли это произведение сказкой? Докажите.

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

 

Задание 2: обозначьте  цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________Запрет

______________________Появление героя

______________________Испытание

______________________Спасение, помощь

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек»

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

Вывод: план сказки (её порядок) помогает правильно построить сказку, подготовиться к её пересказу и полному анализу.

Работа в группе.

 В группе  по 5 человек,  каждый  участник  получает часть текста. Каждый читает свою часть, затем пересказывает. В группе происходит восстановление текста. Затем  выполняют различные задания к тексту.

5. Итог мастер-класса.

-Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.  Вернёмся  к задачам мастер-класса.  Смогли  ли мы  помочь вам в вашей работе?

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  

А. Н. Толстой.

6. Рефлексия.

-А теперь давайте обобщим наши с вами знания.  На  этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

  -На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Работа в группах.

Составьте синквейн со словом «Чтение».

Например,

Чтение!

Детское, радостное

Увлекает, занимает, окрыляет

Дарит прекрасный мир общения.

Счастье!

-Предлагаем, провести  взаимооценивание своей работы, по стратегии «Большой палец».

Критерии оценивания:

- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;

- Большой палец в сторону, если вы  чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;

- Большой палец вниз, если вы думаете, что  никак или мало продвинулись к достижению цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности

Материал рекомендован  учителям начальных классов....

Приёмы формирования читательской грамотности

Приёмы формирования читательской грамотности...

Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.

Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые ...

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

Копилка приёмов формирования читательской грамотности

Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в ос...

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...