Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"
материал по чтению

Аюпова Разия Арслановна
Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. 
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
  В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

                           МБОУ  "Средняя общеобразовательная школа п.Молодёжный

                             Перелюбского муниципального района  Саратовской области"  

                                                   

                                               

Мастер-класс  на тему:

                "Приёмы развития функциональной грамотности

                  (читательской) обучающихся начальных классов"

                                                                                                                                       

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                           Подготовила    

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                       МБОУ "СОШ п.Молодёжный"

                                                                                           Аюпова Разия Арслановна,    

                                                                                2023

Мастер-класс  на тему:

«Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов»

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

  В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения в начальной школе уделяется самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования.

   Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

- Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов.

 Цель – повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме формирования читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

1. Раскрыть сущностную характеристику понятия «читательская грамотность».

2. Продемонстрировать методы и приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности.

3. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, наглядный материал-солнышко с лучиками, сигнальные карточки зелёного и красного цвета

2

Ход мастер-класса

- Добрый день! Начать свой мастер класс я бы хотела со слов В.А.Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». А чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Сегодня на мастер-классе мы остановимся только на некоторых методических приемах формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», которые работают наиболее успешно.

Работа с опорными словами.

У меня в руках «солнечные лучи». На каждом луче написаны понятия, которые будут иметь непосредственное отношение к теме сегодняшнего разговора. Сейчас я буду зачитывать  определение понятий, а вы догадайтесь, о каком именно понятии идёт речь.

1. Степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций (Функциональная грамотность).

2.Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. (Общение)

3. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (Читательская грамотность)

4. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них) – (текст)

5. Это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны: смысловую и техническую (Чтение)

6. Один из основных предметов в системе НОО, он наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. («Литературное чтение»).

7. Образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемую в формах, отличных от урочной. («Внеурочная деятельность»)

- Итак, разрешите начать нашу работу с небольшого интервью. Я прошу участников мастер-класса при помощи сигналов ответить на мои вопросы (зеленый – да, красный –нет)

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что у любого младшего школьника можно сформировать читательскую грамотность?

У современного общества первостепенной задачей является формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к чтению. Литературное чтение позволяет развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность. Читательская грамотность является основным навыком функциональной грамотности. В современном обществе обязательным условием для становления успешности личности необходимо уметь работать с информацией.

 

                                                                          3

 Хотелось бы обратиться к словам А. Н. Толстого «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». Для этого нужно использовать  разнообразные приемы.     Прием 1. «Лингвистическая сказка».

 Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.

Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.

Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

 Прием 2. «Мозаика».

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Предлагаем текст «Старый дед и внучек» Л.Н. Толстого.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК (Басня) 

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Составьте текст были в том порядке, котором он должен быть.

 Прием 3. «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

Например, во время знакомства с рассказом Л.Н. Толстого «Акула» дети рассматривают утверждения и выбирают нужные по своему усмотрению:

-Корабль совершал морское путешествие у берегов России

-События происходят у берегов Африки

-Звучит долгожданная команда «Купаться!»

-Все самостоятельно попрыгали в море

-Соревнование юных пловцов в открытом море

-Один мальчик заплывает за буйки

-Появление морского чудовища-акулы

-Появление стаи акул

-Решительный поступок отца по спасению детей

-Отец растерялся и ничего не смог сделать

-Трагическая гибель мальчиков

-Спасение детей

 На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

 

                                                                4

Прием 4. «Составь задание»

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть рифма для составления четверостишья или самостоятельно придуманный  ребус, кроссворд. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд или ребус. Поэтому такие задания можно задать на дом.

Например:   …метели

                         …мороз

                      …шумели

                        …принёс

 Прием 5. «Уголки»

Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Задание: охарактеризовать старика из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке…», заполнив таблицу:

Положительные черты героя

Отрицательные черты героя

Следующие приёмы использовались после знакомства с творчеством А.С. Пушкина на уроках –закреплениях.

 Приём 6. «Найди лишнее словечко»

Яблоко, зеркальце, царевна, медведь.

Лебедь, коршун, лягушка, море.

Внучка, старуха, корыто, дворец.

Кораблик, клубок, бочка, остров.

Князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь, Шамаханская царица, царь.

Богатыри, белка, волшебная палочка, царевна-лебедь.

Шмель, оса, комар, муха.

Поп, Балда, лиса, зайцы.

  Кот, русалка, золотая цепь, береза.

Невод, тина, корабль, золотая рыбка.

                                                                            5

Приём 7. «Доскажи словечко»

Ветер по морю гуляет и кораблик (подгоняет)

Он бежит себе в волнах на поднятых (парусах)

Лебедь около плывет, злого коршуна (клюет)

Белка песенки поет и орешки все (грызет)

И очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три (богатыря)

Все равны как на подбор, с ними батька (Черномор)

Месяц, месяц мой дружок позолоченный (рожок)

Ветер, ветер, ты могуч ты гоняешь стаи (туч)

Жил-был поп, толоконный (лоб)

Пошел поп по базару посмотреть кой какого (товару)

Петушок с высокой спицы стал стеречь его (границы)

Подари ты мне девицу Шамаханскую (царицу)

 Приём 8.  «Найди продолжение»

Нужно выбрать продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

  • Друг за друга стой - …                         а миром и город передвинешь.
  • Если враг у ворот - …                          люди соединятся - сила.
  • Ручьи сольются - реки,…                     на защиту весь народ
  • Один и камень не поднимешь,…        выиграешь бой

 Приём 9. Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

• Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

• Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

• Что потеряла Золушка?

• Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

• Герой сказки, путешествующий на печи.

• Кто смастерил Буратино?

• Кем стал гадкий утёнок?

• Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

                                                            6

• Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

• В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

• Кого вылепили старик со старухой из снега?

 Приём 10. «Сочинение сказок «наизнанку»

Задание: придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

    Рефлексия. Прием 12. «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Закрасьте фломастерами те пальчики, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению после проведенного мероприятия.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Вывод:

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

 В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

                                                                   

                                                                         7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"

В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом...

Проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы

Функциональная  грамотность трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, з...

Приёмы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

Специально подобранные задания, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, ...

Развитие функциональной грамотности учащихся в начальных классах

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начально...

Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной  на формирование  функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...