Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».
учебно-методический материал

Журавлева Надежда Сергеевна

Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной  на формирование  функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.

 

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по формированию функциональной грамотности;

- Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;

- Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 г.Тайшета

Мастер – класс

Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках

литературного чтения в начальной школе».

                                                                  Автор:                                                                                                Журавлева Надежда Сергеевна,

                                                              учитель начальных классов.

Тайшет 2021г.

Введение.

Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной  на формирование  функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по формированию функциональной грамотности;

- Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;

- Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

Актуальность рассматриваемого опыта:

             В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.  Все данные качества формируются  уже в школе.

             Согласно официальной позиции министерства образования РФ, функциональная грамотность — главный планируемый результат обучения в начальной школе для каждого учащегося. Причем понимать функциональную грамотность следует не как процесс овладения знаниями и умениями, а как совокупность достижений, которыми ребёнок обладает, может пользоваться и применять в жизни.
              Актуальность формирования функциональной грамотности детей не вызывает сомнения у родителей, воспитателей, педагогов. Ценность жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для общества и государства. Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению младших школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

              Итак, что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Основная часть

            Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;  готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;  способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается, может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики.

               При формировании читательской грамотности я прививаю школьникам умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

            Например, на уроках литературного чтения, во время первичного восприятия  текста провожу  словарную  работу, которая способствует осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий). Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.

              После прочтения произведений ребятам даю  задания, для воспроизведения содержания, сопоставления произведения и героя, высказывание собственного мнения о прочитанном, составление и разгадывание кроссвордов,  написание творческих работ (отзывы о произведении, продолжение понравившегося произведения, написание сказки), приём «Логическая цепочка» (построить события в логической последовательности.), приём «Чтение с остановками» (ученики вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков ), прием «Цветные шляпы»( представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному произведению), приём «Тонкие и толстые вопросы». (дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.)

             Составление синквейнов – любимое занятие ребят. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

              В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы по формированию читательской грамотности у младших школьников. Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать личность, функционально-грамотную, нравственно и духовно богатую, которая способна к самоанализу, к самореализации, способна творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит жизнь. 

    Из существующего большого количества приёмов я сегодня  покажу те приемы, которые я применяю на своих уроках литературного чтения: игра «Верите ли Вы, что…?», «Цветные шляпы», синквейн. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных и воспитательных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Данные приемы  универсальны ещё в том, что  их можно применять на любом уроке и  они сотрудничают  с любой педагогической технологией.

1. Приём «Верите ли вы …»  ( Приложение 1)

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов.

 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...?».

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

№1

№2

№3

4. По окончанию нашего мастер класса  мы вернемся к нашим вопросам и снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.

5.Подведение итога.

 - По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

    Этот приём я использую на стадии прогнозирования, для того, чтобы актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

2. Прием « Цветные шляпы» (групповая работа). Этот прием мы рассмотрим  на примере  изучения сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница», 3 класс.

  Каждой группе  вверяется одна из шести шляп. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученной сказке  «Лягушка-путешественница», исходя из цвета шляпы. Этот прием  побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого.

- Ну что ж, пришло время  надеть шляпы, которые лежат на ваших столах. Существует легенда о том, что надевая шляпу определённого цвета, мы принимаем  на себя ту роль, которую она предполагает. Таким образом, задание для групп :

1.  Белая  шляпа  -  факты.  Соберите  все  факты,  опираясь  на

текст, из жизни лягушки.

2.  Красная  шляпа  -  эмоции.  Какие  чувства  вызывает  у  вас

история с лягушкой?

3.  Жёлтая  шляпа  -  оптимизм.  Что  положительного  вы  взяли

для себя, читая произведение В. М. Гаршина?

4.  Чёрная  шляпа  -  критика.  Найдите,  всё  плохое  в  поступках

лягушки.  Какие  трагические  события  могли  произойти  с

лягушкой?

5.Зелёная  шляпа-  шляпа  творчества.  Придумайте  своё

окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.

6.  Синяя  шляпа  -  жизненный  урок.  Чему  тебя  научило  это

произведение?

 ( опорные листы)- (Приложение 3)

   На сообщение даю каждой команде по одной минуте. Начнём с белой шляпы. Пожалуйста, какую информацию нашли вы. (аналогично остальные шляпы).

. Сейчас, я предлагаю вам снять свои шляпы и надеть зелёные. Зелёная шляпа – творческая.  Задание для всех групп: придумайте своё окончание сказки. (2-3 минуты).

( Приложение 4)

  На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.

3. Приём "Синквейн" ( Приложение 5)

Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.

    Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.

Пример синквейна:

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия

5. Путешественница.

     Давайте  мы вернемся к нашим вопросам первого приема «Верите ли, вы….» и снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

 - По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

       Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.  

      При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.

    1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

    2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

   3.Учите детей учиться.

   4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

    6.  Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Желаю успехов в работе!

Список литературы.

  1. Апальков  В.  Г .  «Формирование  смыслового  чтения  –  необходимое  условие  развития метапредметных  компетенций»  [Электронный  ресурс].    Режим доступа:www .gazpromschool.ru/teachers/
  2. Бондаренко  Г .И.  Развитие  умений  смыслового  чтения  в  начальной  школе  /  Г .И.Бондаренко  //  Начальная  школа  плюс:  до  и  после  //  Электронный  ресурс.  Режим доступа: URL: www .school 2100.ru
  3. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Мельчук О. И. Зам. директора по УВР г. Каражал Статья «Формирование читательской грамотности в начальной школе – основа успешности дальнейшего обучения и подготовки к жизни»
  5. Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников?

Приложение 1

1.Игра «Верите ли Вы, что…?» (работа в парах)

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов.

 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...?». Вы обсуждаете ответы в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

№1

№2

№3

№4

№5

№6 №7

Верите ли вы:

  • Что история с лягушкой произошла осенью?
  • Что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?
  • Что лягушка отправилась в путешествие с утками?
  • Верите ли вы, что идея взять с собой на юг лягушку придумали утки?
  • Что лягушка, держась лапками за прутик, полетела вместе с утками в теплые края?
  • Верите ли вы, что лягушка отцепилась от  прутика, потому что устала держаться  за него?
  • Что путешественница долетела до юга вместе с утками?

4. После этого учащиеся переходят к изучению нового материала, работа с  текстом «Лягушка-путешественница». Изучив новый материал на стадии осмысления,  я предлагаю обучающимся вернуться к заполненной таблице.

5.Возврат к вопросам.

 - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.

 6.Подведение итога.

 - По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Приложение 2

Прием «Цветные шляпы»

Белая шляпа – собирает только факты, т.е.ваша задача найти описание лягушки в тексте, составить  словесный портрет, перечислить  все факты  о её жизни и о том, какая история с ней  произошла. Подтвердите свои ответы словами из текста, зачитайте их.

Жёлтая шляпа – позитив. Ваша задача: выделите положительные черты характера лягушки, найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы показать своё положительное отношение к лягушке, а также положительное отношение уток к ней и  самой лягушки к себе. Подтвердите свои ответы словами из текста, зачитайте их.

Чёрная шляпа – критика. Ваша задача: выделите все отрицательные черты характера лягушки, найдите в тексте слова, которые подчёркивают негативное отношение автора к лягушке. Объясните, как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками. Подтвердите свои ответы словами из текста, зачитайте их.

Красная шляпа – чувства и эмоции. Ваша задача: Рассказать о том, какие чувства и эмоции  испытывает автор к героине в различных ситуациях, какие чувства испытывают к ней утки, люди, лягушки на болоте, и, конечно же, какие чувства и эмоции вызывает лягушка у вас. Подтвердите свои ответы словами из текста, зачитайте их.

Зеленая шляпа - шляпа  творчества.  Придумайте  своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.

Синяя  шляпа  -  жизненный  урок.  Чему  тебя  научило  это произведение?

Приложение 3

Прием «Синквейн»

Правила написания синквейна таковы:

  -На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

    Пример синквейна:

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия.

5. Путешественница.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журавлева Надежда Сергеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ № 2 г.Тайшета «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Слайд 3

- Самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты; -умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны научить детей .

Слайд 4

Приём «Верите ли вы, что ….» Приём «Цветные шляпы» Приём « Синквейн »

Слайд 5

Приём «Верите ли вы …» № 1 № 2 № 3 +

Слайд 6

Мотивация к мастер-классу Приём «Верите ли вы …» - Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Слайд 7

Литературное чтение На примере сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница» хочу показать следующие приемы «Цветные шляпы», приём « Синквейн » . При использовании на уроках литературного чтения указанных приёмов у обучающихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Слайд 8

«Цветные шляпы» 1. Белая шляпа -факты. 2. Красная шляпа эмоции. 3. Жёлтая шляпа - оптимизм. 4. Чёрная шляпа - критика. 5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. 6. Синяя шляпа - жизненный урок .

Слайд 9

Цветные шляпы 1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой? Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?

Слайд 10

Цветные шляпы Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Негативное отношение автора. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему Вас научило это произведение? Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории.

Слайд 11

Опорный лист Белая шляпа (факты) Найдите описание лягушки в тексте. Составьте словесный портрет лягушки. Где жила лягушка? Как жилось лягушке в болоте? Что делала лягушка, живя на болоте? Чем наслаждалась лягушка, сидя однажды на сучке высунувшейся коряги? Кого однажды лягушка увидела на болоте? Куда летели утки? Что интересного утки рассказали лягушке про юге? Что решила сделать лягушка, после рассказа уток о юге? Что придумала лягушка для того, чтобы отправиться с утками на юг? Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

Слайд 12

Опорный лист Жёлтая шляпа (позитив) Найдите в тексте выражения и слова, которые автор использует для того, чтобы передать своё положительное отношение к лягушке. Доказательством являются слова: ……. Какие положительные черты характера вы бы отметили у лягушки ? Как относится лягушка к себе?

Слайд 13

Опорный лист Красная шляпа Какие чувства испытывает автор к героине? Какие чувства испытывает лягушка к самой себе? Какие чувства испытывает утки? Какие чувства испытывает люди? Какие чувства испытывают лягушки на болоте ? Какие чувства испытываете к лягушке вы?

Слайд 14

Опорный лист Чёрная шляпа (негатив, критика) Какие отрицательные черты видит автор в лягушке? Найдите в тексте слова. Как характеризуют лягушку слова: шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?

Слайд 15

Опорный лист Синяя шляпа – жизненный урок Чему Вас научило это произведение?

Слайд 17

Опорный лист Зеленая шляпа Зелёная шляпа – творческая. Задание для всех групп: придумайте своё окончание сказки.

Слайд 19

Приём « Синквейн » Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу. Правила написания синквейна : 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное; 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна ; 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна ; 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту 5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.

Слайд 20

Приём « Синквейн » Лягушка Любопытная, сообразительная. Изобретает, путешествует, хвастается. Изобретает необыкновенный способ путешествия. Путешественница.

Слайд 21

Приём «Верите ли вы …» № 1 № 2 № 3 +

Слайд 22

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества. 3.Учите детей учиться. 4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Слайд 23

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А. Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Упражнения и задания для развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе....

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие функциональной грамотности  в начальной школе»...

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»...