ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал (2 класс)

Суконщикова Надежда Сергеевна

Материал может быть использован учителями начальных классов для работы по развитию информационно – образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для полноценного функционирования в современном обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Суконщикова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения гимназии города Вятские Поляны Кировской области.

Материал может быть использован учителями начальных классов для работы по развитию информационно – образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для полноценного функционирования в современном обществе.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, способной самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность – явление метапредметное, поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин. Приемов для реализации данной задачи достаточно много. Грамотно спланированное систематическое их использование позволяет мне добиться нужных результатов.

«Отсроченная отгадка». До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицу и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики выдвигают свои версии темы и цели урока. Данный прием рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке. «Проблемная ситуация» побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. распознавать проблемы, возникающие в окружающей
действительности.

 «Ошибкоопасное место». Направлено на формирование грамотного письма. Все «опасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму.  

 «Удивляй!» Урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» можно начать с вопроса: - А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к одному из трёх склонений? (разноспрягаемые имена существительные) и «Яркое пятно» Урок литературного чтения может начаться с музыкальной композиции или картины. Данные приемы, повышают познавательный интерес и активизируют мыслительную деятельность ребенка. Приём «Удивляй» я регулярно использую, создавая из творческих работ ребят (рассказы, сказки, стихи, загадки) книгу, которую мы передаем учащимся других классов для внеклассного чтения. Детей это мотивирует, они понимают, что их труд не напрасный, и продолжают плодотворно работать.

 «Ложная альтернатива». Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, где ни один из предлагаемых ответов не является верным. Задача учащихся назвать верный ответ. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

«Диалог с автором». Ученику предлагается высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Совпадает ли она с замыслом автора, если нет, обосновать свое мнение.

«Палитра чувств». Интересный прием, с помощью которого ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим. В рассказе Е. Чарушина «Волчишко» описывается встреча маленького волчонка с собакой и котом глазами испуганного зверька. Дети пытаются представить состояние волчишки с помощью цвета.

"Шаг за шагом". Используется для актуализации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

«Я возьму тебя с собой». Учитель (или ученик) загадывает признак. Задача учащихся угадать этот признак. Они называют предметы, а учитель говорит, возьмет он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

         «Хорошо - плохо». Приём направлен на формирование у обучающиеся представления о противоречии, находить положительные и отрицательные стороны объекта, ситуации, оценивать объект, ситуацию с разных позиций разрешать противоречия. На уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Дождь – это одно из явлений природы. Найдите плюсы или минусы данного явления. Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

 «Займись синтезом». Интересный способ ввести себя в состояние творчества, способности ощущать вкус звуков или запахи явлений, слышать цвета или музыку картины т.д. Каково на ощупь число 7? Какой вкус у сиреневого цвета? Какая форма у среды (как она выглядит)?

Это далеко не все приемы формирования функциональной грамотности учащихся. Но все они способствуют развитию информационно – образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Необходимо проводить данную работу в системе, используя современные педагогические технологии.

         В заключении хочу напомнить одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе: «Овладение – это усвоение плюс применение на практике».

Список использованных источников:

Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности/ М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.:Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением

Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 112 с. - (Учение с увлечением).

Электронные ресурсы:

https://profcentr.ggtu.ru/images/documents/metodrazrabotki_RIP_SP/sp/functionalgramot/MetodRek_MOU_SOCH_13_Pavlovskii_Posad.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Мастер- класс«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»   Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универ...

«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы» «Современные приемы формирования функциональной грамотности в нач.шк.»

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи....

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...