Развитие функциональной грамотности учащихся в начальных классах
методическая разработка (2 класс)

Балданова Рита Чулунгомбоевна

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления:  Развитие  функциональной грамотности учащихся в начальных классах

       Одна из актуальных проблем современного общества – формирование функционально грамотной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

     На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной. В Послании Президента и Законе «Об образовании» акцентируется внимание, и определяются пути решения основных проблем воспитания и обучения, из которых мною выделены основные задачи:

  • современное образование;
  • профессиональная переподготовка;
  • использование новых технологий, идей и подходов;
  • развитие инновационной экономики;
  • формирование всесторонне развитой личности через идею компетентностно-ориентированного образования.

Чтобы этого добиться, я как современный педагог, в своей работе делаю серьёзный упор на развитие функциональной грамотности учащихся и руководствуюсь:

  • Государственной Программой развития
  • Посланием Президента РК
  • Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная  личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои  действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным   в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное

явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять
на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя -  развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение. Пространственное восприятие

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

Приемы , которыми пользуюсь:

-Технология проектной деятельности.

 -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения

-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)

Каждое наше деяние, как кирпичики, выстраиваются в систему, которая формирует функционально-грамотную личность ребенка. Ведь «детей учит то, что их окружает», возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для

участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Я использую  в своей работе разные виды заданий и упражнений, которые,  помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2.Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка  саголат  ребядис пефонал  карерандаш  альцыбом  ручщока  портрыфель косдятюм  брюлаки  плавытье  футсыболка  юблика сажипоги  туфдули  тапчуки  ботинрыки  сандапели метцыро  автомобус  трамрявай  тролфилейбус  такфуси строикутель   профодавец   кондимытер    офижуциант

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 канат  лентяй  дача рисунок сани  ракета  фантазия концерт  феникс  тарелка фикус  аллея  карандаш таблетка  лимон  царевна кабинет  пират  танцы калина  лейка  доска  коптильня театр  леопард  фонтан шахтёр  магазин  тысяча соловей  барабан  камень

4.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга              змлнеякиа       фрноаь               сзтекроа              пиодмор сзакка                уебинчк               пдосонулх        кхнуя                 склоьуса              сжнниека птальо                иукгшри              бдлеуьзор         пгоири               пкудоша              согеивнк алатс                  мреавуй               пцогвуиа

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

  1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр  - весь мир согревает. ( Солнце)

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S

 Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)

2.Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз

3.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):    

       Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

 4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

Лес рубят – кепки летят.

 Здоровье дороже молота.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

Слезами морю не поможешь.

Смелость борода берёт.

Совесть без дубов, а загрызёт

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.   Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе

     -зрительного, предупредительного, выборочного диктантов.

     -при орфографическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа , при разборе слов по составу.

   Применяются  вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы  простым карандашом (зеленой пастой).

При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.

     Вспыхнул первый луч..  со…нца.  Ноч…ная тьма 1 укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки2 . Пер…я на их гру…ках2  окрасились в цвет зари. Забл…стели2 на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые2  пчёлки.4 Они жадно п…ют сла…кий сок. Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.

        На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Например:  Определение темы урока русского языка в 1 классе.

 - Вчера ученики писали диктант и девочка Наталья сделала ошибки в словах. Помогите Наталье  найти их и объяснить, почему она сделала такие ошибки?

 На доске: Я нашла в лесу йожика. Он спал под йолкой.

 Постановка поисковых вопросов:

 - Как произносятся гласные буквы е,ё,ю,я?

 

- Сколько звуков они обозначают в начале и середине слова?

 На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

 Русский язык. Тема: «Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением»

Задание: На доске слова с пропущенными безударными гласными

 Т…етрадь                        гр…за

 П…нал                            з…рно

 К…рандаш                     б…бры

 - Вставьте пропущенные буквы. Сравните слова первого и второго столбиков. Чем они отличаются? Какие гласные подлежат проверке? Все ли гласные можно проверить? Как называются слова с непроверяемыми гласными?

     Игра «Эстафета» для двух команд. Учащиеся ( один за другим) из каждой команды выходят к доске и записывают по одному орфографически трудному слову ( на память). Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.

 «Толковый словарь».
  Показывается  учащимся  любой предмет: ручка или монета и т.п.  Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова.  Затем зачитываются определения учащихся,  определение из словаря.
Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки  учащихся.
Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики.
Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

  1. Максиму захотелось узнать, сколько весит его любимая собачка Рекс. Сначала он взвесился сам и увидел, что весы показывают 48 кг. Затем

он взял собачку на руки и увидел, что весы показывают 54 кг. Сколько килограммов весит его собачка?

  1. Группе из 7 детей дали 64 пряника. Сколько пряников надо добавить, чтобы разделить пряники между детьми поровну?

  1. Лена называет числа, указанные в таблице. Света из этих чисел получает другие числа, выполнив некоторое действие.

Числа Лены

Числа Светы

1

3

6

9

2

6

12

18

Какое действие выполняет Света?

  1. В зале 8 рядов кресел. В каждом ряду по 13 кресел. С помощью какого выражения можно вычислить, сколько всего кресел?

А) 13+8        Б) 13:8          В) 13-8          Г) 13*8

  1. На рисунке 15 кружков. Обведи 1/3 всех кружков.

        

Систематическое использование на уроках математики  специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления,  формирует и развивает функциональную грамотность  младших школьников,  позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Трудовое обучение” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.В конце урока мы организуем выставку работ, а наш

кабинет – это выставочный зал; прежде чем посетить выставку обсуждаем правила поведения: не трогать экспонаты руками, разговаривать тихо, не указывать пальцем, не смеяться над увиденным и т.п.

    Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

 Дерево – функционально грамотная личность

 Вода – педагогические технологии

 Яблочки – ключевые компетенции

 Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

 Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

       Современные методы и  формы   работы  оказывают  педагогам практическую помощь в решении  профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.

Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...

Мастер-класс«Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».

В этом материале описывается мой опыт работы во внеурочной деятельности по внедрению метода научно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по функциональной грамотности для учеников начальных классов

      Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально г...

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...

Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов

Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов...