Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов
проект (4 класс)

Михальченко Нина Васильевна

Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа « Повышение качества читательской грамотности учащихся 1-4 классов

 на 2020-2023 учебные года»

 I.       Паспорт программы.

Наименование программы

Программа «Повышение качества читательской грамотности  на 2020-2023 учебные года».

Основания для разработки программы

Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе.

Разработчик программы

Учитель начальных классов Михальченко Н.В.

Основные исполнители

программы

Учителя начальных классов Мантропова Т.В., Осипова Л.А. Осипова Л.В.

Конечная цель

1. Создание условий и методологического инструментария для повышения качества читательской  грамотности младших школьников.

Задачи

1.  Проанализировать  читательскую грамотность во  2-4  классах.

2.  Изучить опыт и достижения функциональной грамотности Российской системы образования, а так же  международных исследований PIRLS, PISA(международная программа по оценке учебных достижений).

3.  Разработать мониторинг по отслеживанию читательской грамотности.

4. Пересмотреть формы и методы работы над  текстом на всех уроках.

Перечень основных направлений программы

1.Создание условий для повышения качества образования младших школьников.

2. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества читательской грамотности.

Содержание программы

2.  Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом

2.1. Анализ исходного состояния проблемы

Основания для разработки

программы

    В условиях проведенного в учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению   качеством образования выявлены проблемы:

Проблемы  

  • Низкая техника чтения.
  • Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения.
  • Не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
  • Не умеют «увязывать» свой опыт с приобретаемой в школе системой знаний.
  • Не справляются с задачами на интерпретацию информации.
  • Недостаточно сформировано умение работать с моделями.

2.2. Организация и контроль выполнения Программы

 контролируя выполнение Программы, руководитель ШМО начальных классов:

  • анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на ШМО начальных классов по его корректировке;
  • осуществляет контроль выполнения программы в соответствии с планом ШМО начальных классов

2.3. Материально-техническая база

  • дальнейшее обновление УМК начальных классов

2.5. Ожидаемые результаты:

  • Создание методических материалов для условия формирования  читательской грамотности  учащихся.
  • Повышение качества знаний учащихся при работе с текстом.

2.6. Этапы реализации Программы:

1-й этап - 2020-2021 учебный год - разработка программы, создание методических материалов и условий, необходимых для развития читательской грамотности младших школьников;

2-й  этап  - 2021-2022  учебный год - работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, развитию их, создание банка данных поданной проблеме;

3-й этап - 2022-2023 учебный год - анализ деятельности по реализации задач Программы в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.

Циклограмма трёхлетнего периода

Этапы программы

Компоненты совместной деятельности

Содержательная характеристика компонентов деятельности

I этап –

проектно-мобилизационный

1. Разработка Программы повышения качества образования.

2. Постановка целей и их конкретизация.

3. Разработка мониторинга и мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов.

2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы.

1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала школьников.

3. Разработка необходимого учебно-методического инструментария.

II этап –

профессионально-поисковый

1. Работа по изучению личности ребенка.

1.  Выявление читательской грамотности у младших школьников.

2.  Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей школьников.

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, повышение качества образования

1. Разработка мониторинга по отслеживанию читательской грамотности,  подготовка материалов для учащихся по предметным олимпиадам.

2.  Проведение предметных недель.

3. Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов.

4. Повышение квалификации учителей.

III этап-

рефлексивно-обобщающий

1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов.

1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы.

2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами.

3. Подведение итогов на ШМО начальных классов

4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы.

5. Отчет по реализации Программы.

Раздел 1. Основные направления деятельности по реализации программы

№ п/п

Направление деятельности

Цели, задачи

Ожидаемый результат

Ответственные

1.

Принятие к реализации Программы «Повышение качества читательской грамотности  на 2020-2023 учебные года»  ШМО начальных классов.

Обеспечение  доступности  проведения мониторинга читательской грамотности и  повышение качества чтения  на основе индивидуальной работы с младшими школьниками.

- повышение качества чтения учащихся начальных классов и умения высказывать предположения, строить доказательства.

Руководитель ШМО;

учителя начальных классов,

2.

Распределение обязанностей начальных классов для достижения поставленных целей и задач

Распределения составления методологического инструментария для педагогического анализа, планирование, организация, контроль педагогической деятельности

Создание методических материалов для отслеживания   читательской грамотности  учащихся

учителя начальных классов,

3.

Проведение мониторинга:

- отслеживание читательской грамотности по классам;

1. Выявить уровень читательской грамотности  учащихся.

2. Определить типичные ошибки.

3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на качество учащихся при работе с текстом.

Предупреждение типичных ошибок при работе с текстом

Руководитель ШМО;

учителя начальных классов.

психолог

4.

Постоянное развитие профессиональной компетентности учителя.

Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество (мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители).

1.Повышение квалификации педагогических работников.

2.Участие в конкурсах, конференциях, мастер-классах, взаимопосещение уроков.

3.Привлечение родителей и проведение лекций по данной проблеме.

учителя начальных классов

Работа учителя с учащимися по повышению качества образования:

Дата

Проблема и ее причина

Мероприятия по повышению качества обучения  

Прогнозируемый результат

сентябрь

 1 Принятие и реализации Программы

2.Низкая читательская грамотность (низкая техника чт, не владеют грамотной передачей прочитанного текста)

1.Корректировка Программы ШМО начальных классов.

2. Разработка материалов по оцениванию учащихся смыслового чтения

1 Активизация мотивации обучения. 2.Знакомство учащихся с критериями оценивания.

октябрь ноябрь

Снижение учебной мотивации

Появление у учащихся нежелательных оценок, свидетельствующих об отрицательной динамике в знаниях.

1. Анализ результатов текущего контроля

2. Обмен опытом по теме «Формы и методы смыслового чтения».

4. Привлечение родителей к формированию читательской грамотности.

5. Составление пооперационных листов для проверки техники чтения, составление маршрутов индивидуального развития.

6. Участие в предметных неделях.

7.Активное посещение библиотек.

1.Создание плана работы со. «слабочитающими» учащимися.

2. Устранение пробелов, ликвидация трудностей при работе с текстом.

3. Повышение качества преподавания предметов учителями  начальных классов.

4.Развитие у детей метапредметных знаний.

декабрь январь февраль март

Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам первого полугодия и

II полугодия.

1.Итоги I полугодия

2.Мониторинг проверки смыслового чтения

3.Оперативная связь с родителями посредством

контроля за  ведением индивидуальных листов по т/чт., индивидуальная работа с родителями.

4.Сбор инструментария по смысловому чтению

5. Участие во внеклассных мероприятиях, в предметных неделях, в предметных олимпиадах,  в НПК.

1. Повышение мотивации учения у младших школьников..

2. Сокращение числа учащихся «низкочитающих».

3. Активизация контроля родителей за успеваемостью по т/чт. своих детей.

4. Выяснение причин пробелов в знаниях  учащихся и ликвидация данных пробелов.

5.Активная позиция одарённых учащихся.

апрель май

Мониторинг проблем учащихся при работе с текстом  (по предварительным итогам)

1.Предварительные итоги II полугодия.

2. Организация дополнительных занятий  со «слабоуспевающими».

3.Анализ результатов работы учителя за год.

4.Организация «Слёта отличников и хорошистов», награждение и поощрение как можно большего числа учащихся за учебный год.

1.Список учащихся, требующих в конце II полугодия особого внимания.

2.Повышение качества знаний учащихся при работе с текстом.

3.  Повышение качества преподавания предметов учителями  ШМО нач.кл.

4. Активизация мотивации обучения.

июнь

Формирование методической копилки

1.Создание методических материалов для условия формирования  читательской грамотности  учащихся.

2.Обмен опытом «Круглый стол».

1.Активная позиция педагогов.

2. Поощрение педагогов.

Раздел 3.             Критерии и показатели оценки качества читательской грамотности младших школьников.

3.1. Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)».

Данный критерий - один из самых важных и весомых. Он позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.

Показатели

Индикаторы

  •  Стабильность и рост читательской грамотности (позитивная динамика качества  учащихся за последний год).
  • Анализ промежуточного и итогового контроля.

  • Увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в конкурсных мероприятиях школьного и муниципального уровней.
  • Награды различного уровня.

∙      Увеличение количества творческих работ обучающихся, представленных на различных уровнях.

  • Награды различного уровня.

.

3.2. Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»

Содержание критерия:

Владение навыками устного и письменного общения, умение урегулировать конфликты

Показатели

Индикаторы

 Благоприятный психологический климат в классе.

 Результаты социально-психологического исследования, проведенного в классе .

Умение учащимися последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Образцы устной и письменной речи.

Устойчивый интерес к художественной литературе.

Читательская активность.

3.3.  Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»

Содержание критерия:

Непрерывное самообразование, формирование способности учиться на протяжении всей жизни.

Показатели

Индикаторы

Устойчивый интерес у младших школьников к чтению специальной и художественной литературы.

Результаты анкетирования родителей, учащихся.

Оценка библиотекаря.

Увеличение количества творческих работ учащихся по школьным предметам, представленных на различных уровнях.

Награды различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «Особенности организации и приоритетные направления деятельности по повышению качества читательской грамотности на уровне ОО».

Предназначение:1.     Выделить приоритетные направления деятельности по повышению качества по читательской грамотности  по группе умений:·...

Программа повышения качества образования на уроках в начальных классах

   Цель программы : повысить уровень знаний младших школьников в течение всего  периода обучения  в начальной школе   без ущерба физического и психического состоян...

_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»

_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...