Повышение качества знаний у учащихся 2 класса
статья (2 класс) на тему

Бабичева Ирина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_znaniy_u_u_chashchihsya_2_klassa.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества знаний у  учащихся 2 класса

Вопросы качества обучения стоят на первом месте в организации образовательного процесса.

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение.

Я, хотела бы рассказать о групповой работе по русскому языку, как средство повышения качества знаний учащихся.

Известный ученый-методист М.Р.Львов отмечает, что «орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека».

         Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Я использую на уроках русского языка метод комментирования - это регулирование письма правилами.

Используя этот приём  в своей работе, я убедилась, что он имеет  огромное обучающее и развивающее значение. Но, наряду с достоинствами метода, я увидела и его недостатки: при комментировании ведет объяснение написания слов один ученик, а остальные выступают в роли пассивных слушателей. Особенно трудно следить за комментированием слабым учащимся, потому что у них не сформирована еще та основа, на которой создается обобщение: не развит фонематический слух, беден словарный запас, обнаруживается неумение разобраться в составе слов, неумение выделить проверяемую букву (орфограмму). Для преодоления этих недостатков, я решила использовать прием комментирования не во фронтальной, а в групповой работе учащихся.

Это позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, открывает большие возможности для познавательной коллективной деятельности, обеспечивает активность учебного процесса и направленность учащихся на достижение более высокого уровня осознания и усвоения материала.

Класс из 12 человек делится на три группы по четыре  человека по принципу объединения школьников разного уровня обученности. Состав групп подвижный.  Принцип формирования групп может быть и таким: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым учащимся предлагаются задания базового уровня, а сильным- повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. В каждой группе назначается консультант: ученик наиболее подготовленный, с высоким уровнем обученности. Консультанты  выполняют как объяснительные, так и организаторские функции. К объяснительным функциям относится помощь в овладении теоретическим материалом  и в укреплении умений и навыков. Организаторская функция – распределение работы между членами группы, контроль за их работой, проверка работы.

Групповая работа проводится на уроках обобщающего повторения материала, так как к этому времени дети уже усваивают содержание и компоненты правил по изученной теме и могут самостоятельно рассуждать при решении орфографической задачи. Уроки обобщающего повторения позволяют не только восстановить в памяти учащихся ранее изученное в систематизированном виде, но и усовершенствовать навыки, сделать их более прочными. Эти уроки формируют у детей навыки рассуждения, способствуют умственному развитию учащихся. Кроме того, они способствуют  обогащению словарного запаса детей, так как включают в себя и новую лексику.

В качестве подготовки к групповой форме работы предлагаю детям усвоить правила дружной работы в группе и слежу за их выполнением на каждом уроке. Уроки обобщения по теме начинаются с систематизации изученного материала, после чего ставится учебная задача: в группах выполнить работу – доказать правильное написание пропущенной в слове орфограммы. В помощь предлагаются алгоритмы – предписания выполняемого шаг за шагом  решения задачи данного типа.

Технологический процесс работы в группе состоит из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания  (осуществляется учителем)

а) постановка познавательной задачи

б) инструктаж о последовательности работы

в) раздача дидактического материала по группам

1.Групповая работа учащихся

г) знакомство с материалом, планирование работы в группе

д) распределение заданий в группе

е) индивидуальное выполнение заданий по очереди каждым членом группы        

ж) обсуждение индивидуальных результатов в группе

з) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

и) подведение итогов выполнения группового задания

1.Заключительная часть

к) сообщение результатов работы в группах

л) совместная оценка (учителя и учащихся) результатов учебной работы и деятельности в группе

м) проверка и оценка учителем индивидуальных заданий учащихся

        На первых порах в работе группы очень важна роль консультантов, которые организуют работу. Поэтому готовлю их заранее, даю точные инструкции, как построить работу, как показать правильный ход объяснения при решении орфографической задачи, как организовать  связное доказательное осознанное комментирование выполняемого разбора. Материал для групповой работы подбираю развивающий. Ценность этой групповой работы в том, что каждый ученик по очереди ведет комментирование как развернутое рассуждение при объяснении написания слов. А ведь практика убеждает, что школьники легче и скорее усваивают не то, что видят, читают, даже слышат, а то, что сами произносят.

        Проверка выполненной работы проводится в разных формах: по готовому образцу, самопроверка, взаимопроверка, в группе и между группами. Дети дают самооценку выполненной работы, учитывая правильность выполнения задания и выполнение правил работы в группе. Часто используется взаимооценка работы групп.

В результате организации групповой работы на уроках обобщения по русскому языку у детей повысилась орфографическая зоркость, знания стали более прочными, осознанными. Это показал анализ контрольных работ. Дети стали грамотнее излагать свои мысли. Они научились рассуждать, доказывать, объяснять, выделять существенные признаки грамматических понятий, усваивать все произносимые грамматические термины, устанавливать различные связи и отношения.

Дети стали более раскованными, исчезла неуверенность, коллектив класса стал более сплоченным. У учащихся проявился интерес к русскому языку как к предмету.  Повысилось качество знаний по данному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний за счет здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Данная презентация раскрывает здоровьесберегающий аспект обучения младших школьников: работа в группе, формирование стопы на ортопедической дорожке, формирование осанки....

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

Методы и способы работы на уроке математики в 4 классе для повышения качества знаний

Методы  и способы работы на уроке математики в 4 классе для повышения качества  знаний...

План работы по повышению качества знаний в начальных классах на 2015-2016 учебный год

Цели: -    повышение качества образования; - создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...