Гласная буква Ёё
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бехтева Альбина Николаевна

Урок обучения грамоте (чтение)  УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon behteva_a.n.glasnaya_bukva_yoyo.zip72.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАСНАЯ БУКВА Ёё 

Цели:

  1. Познакомить с новой буквой Ё ё;
  2. Способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти.
  3. Расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Планируемые результаты образования :

Предметные:

  • знать букву Ё ё;
  • читать плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя;
  • понимать содержание прочитанного.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

Познавательные:

  • общеучебные – осознанность восприятия рассказа;
  • логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
  • планировать свои действие.

Коммуникативные:

  • уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

  • высказывать своё мнение,
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска учебник Азбука, автор В.Г.Горецкий (1 часть), звуковые схемы для учащихся.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. По таблице дети вспоминают все изученные гласные буквы. Ученики говорят, какие из них служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии (и, е, я).

Учитель выясняет, почему буквы е и я особенные. (Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [й’э], [й’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.)

2. Учитель сообщает ученикам, что на уроке они узнают еще одну особенную гласную букву.

1) Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это — Ёж

 На предметном рисунке дети узнают ежа, им предлагается назвать этого зверька ласково. (Ёжик.)

Проводится слого-звуковой анализ слова ёжик.

– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?

Обращается внимание на схему слова.

Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Медленно произносится первый слог. Выясняется, что он состоит из двух звуков. Учитель сообщает, что два звука, образовавших слияние [й’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной.

2)Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)

Когда мы называем букву ё, то произносим два звука [й’о]. Если буква ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [й’о].

3. Детям предлагается еще раз рассмотреть схему слова ёжик и ответить на вопрос:

– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ёжик? (В слоге ё два звука, но, чтобы их обозначить, нужна только одна буква.)

Дети читают слово ёжик, которое заранее выложено на магнитной доске.

[й’оЖЫК]  [БИРОЗА]  

                Учитель показывает букву Ё ё.

Е и Ё – родные сестры,

                Различать сестер не просто.

                Но у буквы Ё две точки,

                Словно в лесенке гвоздочки.

                                В. Степанов

4. Дети читают СЛОГИ-СЛИЯНИЯ

5. В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками.

Проводится сопоставление слов по смыслу:

        ёжик – ёж,         ёлочка – ёлка

Со словами моё и своё устно составляются предложения.

Делается вывод: чтобы прочитать букву ё в начале слов или после гласных, ее надо просто назвать – произнести два звука [й’о].

  • Дети читают текст на с. 31.

Вопросы:

– Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ё.

  • Игра «Малыши заблудились», с. 31.

Дети стрелками соединяют родителей животных и их детенышей.

  • Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера. Заучивание наизусть, с. 30.

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...