Конспект урока для 3 класса по литературному чтению "Он живой и светится" В.Ю.Драгунского
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Людмила Дмитриевна П

Конспект урока предназначен для 3 класса по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3» а «классе

В.Ю. Драгунский. «Он живой и светится»

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом «Он живой и светится»; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
  • Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного выразительного чтения.
  • Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.


  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").(Слайд1)

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

  • К сегодняшнему уроку вы подготовили пересказ «Однажды в лесу» от лица Капалухи.

- Какие у вас есть дополнения или замечания?

  • - Какие уроки из прочитанного произведения вы увидели и усвоили?
  • Актуализация опорных знаний.
  • - Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке (Виктор Юзефович Драгунский)

Сообщение учащегося (Презентация).(Слайд2)

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

Речевая разминка

- Прочитайте загадку шёпотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки

- Что вы знаете о светлячках?

Сообщение о светлячках (Слайды:3,4,5)

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

  • Работа над новым произведением (Слайды:6.7)

1. Прочитайте название рассказа

- Работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.

- работать над составлением плана рассказа

- учиться давать характеристику героям

- определить главную мысль рассказа

2. Чтение рассказа

– Кто является главными действующими лицами рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём 3. словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.(Слайды8.9)

4. Повторное чтение и деление на части

Работа в группах.

Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей. - Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Запись в тетрадь.(Слайды:10,11)

- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою доброту»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

5. Физминутка(Слайды:12,13)

6. Продолжение работы с текстом

- Ребята, что делает этот рассказ более интересным? (диалоги)

- Найдите их в рассказе. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. (Чтение характеристик по карточкам на доске)(Слайд7)

Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

- Подготовьте чтение любого понравившегося диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение. (Учащиеся в парах готовят выразительное чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора)

- Кто из ребят точнее передал характер героя? Поясните свой ответ.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос (Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?)

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

(Слайды:14-18)

8. Домашнее задание.

- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, придумайте другой заголовок рассказа, нарисуйте иллюстрацию к тексту

(Слайд19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 2 класс "Живая и неживая природа" с ЭОР

Формирование новых знаний о природе в целом,  о живой и неживой природе,  о признаках присущих объектам живой природы, отличающих их от объектов неживой природы.Формирование предметных и уни...

Конспект урока. Тема: В.П. Драгунский. "Он живой и светится" 3 класс.

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится»Предмет: литературное чтениеКласс: 3 «В»Цель урока: познакомится с жизн...

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...

Конспект урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки природы, уст...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; выделение признаков, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы. Пла...