Технологическая карта урока литературного чтения по теме " У страха глаза велики"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Федоренко Надежда Викторовна

Технологическая карта урока литературного  чтения по теме " У страха глаза велики" 2 класс. УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Федоренко Надежда Викторовна

Класс 2

       УМК «Школа России»

Предмет:  литературное чтение

Тема: русская народная сказка « У страха глаза велики»

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: третий  урок по данной теме в разделе « Устное народное творчество», открытие новых знаний.

Цель:  познакомить учащихся с русской народной сказкой « У страха глаза велики»

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся: характеризовать героев сказки, соотносить качества героев сказки с их поступками, называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения

Ход урока

     **Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

Фронтальная

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Я настрой себе нашел,

Чтобы быть везучим.

Повторю сто раз его-

Разойдутся тучи.

У меня все хорошо. (3 раза )

А будет еще лучше!

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Проговаривают вполголоса

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Наблюдение учителя.

II. Речевая разминка

Совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; 

Фронтальная

1)Проводит дыхательную гимнастику с детьми

Дыхательная гимнастика

« Свечи» 

-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

-Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

-Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2) Просит уч-ся  прочитать скороговорку  в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро, с вопросительной  интонацией, с восхищением, с грустью).

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.

Читают скороговорку в разном темпе, с различной интонацией

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

Наблюдение учителя.

  1. Актуализация опорных знаний

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Фронтальная

Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.    

 - Ребята, какой раздел мы изучаем? (Сказки).

- Какую сказку читали дома?

- А вот, как вы внимательно работали со сказкой мы узнаем, выполнив тест.  

Приложение ( № 1)

Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

 Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  -У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета.

Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.                     

Слушают и отвечают на вопросы .

Выполняют тест самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения задания

Самооценка

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Ответы детей на поставленные вопросы. Наблюдение учителя

  1. Формулирование темы и целей урока

Организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

Фронтальная

Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.

 -На партах у вас конверты с пословицами.  Работая в  парах, соберите пословицы и определите, о каких качествах человека мы будем говорить сегодня на уроке.

 В конвертах пословицы:

Трус и таракана принимает за великана.

Трусливому зайке и пенек — волк.

Трус и тени своей боится.

Кто дрожит —тот и бежит.

- Оцените свою работу в парах.

- О каких качествах человека будем говорить?

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

  • Познакомиться с новым произведением
  • Дать характеристику главным  героям произведения
  • Определить главную мысль сказки
  • Совершенствовать читательские навыки
  • Развивать речь

Слушают и выполняют задания учителя (в парах собирают пословицы)

 Самооценка

(Эти пословицы о смелости и трусости. Значит об этих качествах человека мы и будем говорить)

Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока

Предметные:

- работают с содержанием текста пословиц;

Познавательные:

-высказывают в соответствии с учебной задачей;

Регулятивные:

--контролируют свои действия в коллективной работе;

Контроль учителя.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Фронтальная

1.- По названию произведения попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этой сказке.

- Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были вы в своих предположениях? (читает сказку)

- Понравился ли вам сказка?

- Выразите  своё впечатление одним из слов: смешная, страшная, грустная.

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

  1. Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

Обратитесь к тексту и заполнить таблицу

У каждой пары таблица.

Приложение № 2

- Оцените правильность выполнения задания, сравнив с шаблоном.

Прогнозируют содержание сказки, высказывают свои предположения

Внимательно слушают учителя

Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному.

Объясняют лексическое значение слов с опорой текст, заполняют таблицу

Сравнивают, оценивают

Личностные: имеют представление о чертах характера человека

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Физминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная.

(Читает текст и выполняет движения)

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели)

Выполняют действия, повторяя за учителем

Наблюдение за действиями детей

  1. Закрепление знаний и способов действий

Организация деятельности  с применением новых знаний.

Фронтальная

Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами.

1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Во-до-но-сам  - водоносам

Схо-ро-ни-лась – схоронилась

Ку-дах-чет –кудахчет

На-тер-пе-лась –натерпелась

 

- Прочитайте сказку самостоятельно.

2) Осмысление содержания прочитанного

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1-белая – шляпа информации

-Как называется сказка?

-Кто герои этой сказки?

За чем они ходили каждый день?

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

- Необходимо продолжить предложение.

Плохо……что они боялись .

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что…    они каждый день все вместе носили воду.

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к героям?

5-зелёная-шляпа идей

-Как бы вы поступили, если бы вы были на месте героев?

6-синяя-шляпа

Дайте совет герою или читателю

- Определите основную мысль сказки.

Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами

Читают текст самостоятельно

Высказывают свою точку зрения

Определяют основную мысль сказки

(Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.)

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

Наблюдение за действиями детей

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

Организует фиксирование темы и цели урока. Организует рефлексию.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.

Организует самооценку учебной деятельности

- Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.

-У вас на партах лежат смайлы трех цветов. Вы должны выбрать один смайл.

Зелёный - я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Жёлтый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Красный - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Называют задачи, которые ставили перед уроком.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Наблюдает

  1. Домашнее задание

Умение осуществлять свой выбор.

Фронтальная

Даёт домашнее задание, объясняет 

2)Задание на выбор:

-Перечитать сказку и заполнить таблицу (Приложение № 2)

- Пересказать сказку.

- Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

Наблюдение за действиями детей

Приложение № 1

Тест по русской народной сказке

«Петушок и бобовое зёрнышко», 2 класс

                                             Фамилия, имя_____________________________

1.Кто не является героем этой сказки?

А) курочка                 В) лиса

Б) кузнец                    Г) петушок

2. Что случилось с петушком?

А) утащила лиса                      В) подавился бобовым зёрнышком

Б) подавился фасолью             Г) заболел

3. Кто предупреждал петушка не торопиться и клевать медленнее?

А) хозяйка                           В) хозяин

Б) коровушка                       Г) курочка    

4. Что попросила курочка у хозяйки?

А) молока                          В) маслица

Б) сливок                            Г) сметаны

5. К кому хозяйка сказала бежать курочке?

А) к корове                      В) к кузнецу

Б) к хозяину                     Г)  к петушку

6. Как обратилась курочка к корове?

А) Коровушка - матушка

Б) Коровушка - сестричка

В) Коровушка - голубушка

Г) Коровушка - бурёнушка

7. У кого курочка попросила травы?

А) у хозяйки                          В) у кузнеца

Б) у хозяина                           Г)  накосила сама

8. К кому хозяин сказал бежать курочке?

А)  к петушку                  В) к коровушке

Б) к хозяйке                     Г) к кузнецу

9. Что кузнец  дал курочке?

А) травы                  В) маслица

Б) косу                     Г) совет

10. Закончи пословицу: «Друзья познаются  …»

А) в работе                       В) в беде

Б) в радости                     Г)  в сказке

Приложение №2

Обратитесь к тексту и объясните значения слов.

Слово

Значение слова

Колода 

http://festival.1september.ru/articles/606638/img2.jpg

Колодец 

http://festival.1september.ru/articles/606638/img4.jpg

Наперсток 

http://www.thimble.ru/pict5/rab45.jpg

– укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды
– род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой
– колпачок, надеваемый на палец при шитье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Урок Литературного чтения 2 класс _У страха глаза велики. УМК Начальная школа 21 век

Урок Литературного чтения 2 класс _У страха глаза велики. Учебно-методический комплект "Начальная школа 21 век"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...