Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | – Дети, вам тепло? – В классе светло? – Хотите учиться? – Значит можно всем садиться! Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … 2. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … 3. Если хочешь отвечать – Надо … | - Да! - Да! - Да! - Да!
внимательным.
понятно.
руку поднимать. | Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
| Начнем наш урок чтения. Предлагаю такой девиз урока: «Один за всех, все за одного». Вам он нравится? Как вы его понимаете?
Сначала подготовим наш речевой аппарат к работе. - Летела муха около уха:
Летела оса около носа: Летел комар и зудел: Сел на лоб, а мы его:
2.Прочитайте предложения с нужной интонацией:
|
- Мы должны работать дружно, помогать друг другу, делать все сообща. И тогда у нас все получится!
Произносят звуки и показывают нужные действия: … ж – ж – ж. … с – с – с. … з – з – з. … хлоп! И поймали! (кулачок прижимаем к уху) З –з – з –пусть летит! А. А! А? О. О! О? У. У! У? Я. Я! Я? А я? И я!
| Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)
Познавательные (умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)
|
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности
| - Мы приступаем к работе. - Какой раздел мы сейчас изучаем? - Что такое «семья»?
Работа в парах - С какими по жанру произведениями мы познакомились в этом разделе? Вспомним материал, поработав в парах. - О чем нужно помнить при работе в парах?
- Прочтите задание и приступайте к работе. Задание. Прочтите отрывки произведений левого столбика и соедините с жанром в правом столбце.
При солнышке тепло – при матери добро. | Рассказ | Малиночка сладенька, Спи, доченька маленька. | Авторская песня | Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» | Народная песня | Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю! | Пословица | - А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! | Быль |
- Вспомните название и автора произведений. Прочитайте пословицу. - Как вы понимаете значение пословицы? |
- «Семья и я» - Семья – это дом, папа и мама, бабушка и дедушка, брат и сестра, труд и забота, любовь и радость, счастье и печаль, привычки и традиции…
Уважать чужое мнение, не обижать и не обижаться, быть внимательным, соблюдать тишину, слушать друг друга.
Работают в парах.
Проверка и оценивание.
- 1 – пословица, 2 – русская народная песня, 3 – Л.Толстой «Лучше всех», 4 – М.Лермонтов «Колыбельная», 5 – В.Осеева «Сыновья».
- Без солнца невозможна жизнь на Земле. Мама дала нам жизнь и заботится о нас.
| Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)
Коммуникативные (умение понимать других, работать в паре) |
Постановка учебной задачи | Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сформулируйте цель и задачи урока.
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
Да, мы познакомимся с новым произведением и новым героем. Давайте расшифруем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся Читайте буквы в порядке увеличения цифр Как называется произведение??
- Кто написал?
- Судя по заглавию, о чём будет этот текст?
![](https://lh4.googleusercontent.com/hWIP4JKDdWwBi7q5IAxwjKArk2WdiLcExNXzCcTTH_BVthtMtd9UBAxuGjDi4oJsTxvKqc_BhsYbzypmdvbv__L3Pqu0A1uGP-lYKGKxT0PLwKJySymknJaDZfHnqotg--7gzL7hZvrN74455w)
| Мы познакомимся: - с новым произведением; - с новым автором; - с новыми героем или героями; Мы научимся: - понимать смысл произведения - определять последовательность событий; Мы будем учиться: - характеризовать героев; - определять особенности текста (жанр, тема); - рассказывать о героях, выражать свое отношение к ним; - объяснять поступки героев
- Е. Пермяк.
Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование). | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)
|
Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового») | Чтение ключевых слов - В тексте встретятся такие слова. Прочитайте их. Всем понятны их значения? Кошелка, выронила, растеряха, честность, обязанность, благодарность, заслуга.
Работа с иллюстрацией. - Кто изображен на иллюстрации? Почему так думаете? - Прочитайте название текста.
Определение имени автора. Рассмотрите обложки книг. Вам они знакомы? («Две пословицы», «Самое страшное», «Смородинка», «Торопливый ножик») - Кто может назвать героев этих произведений?
- А что их объединяет?
- А какое отношение это может иметь к нашему тексту? Вы правы. Автором текста является Евгений Андреевич Пермяк (Виссов). Он родился в 1902 году в г.Пермь на Урале и прожил там более 30 лет. Ещё в детстве Е.А. познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Умер писатель в 1982 году в возрасте 80 лет.
- Обратите внимание на настоящую фамилию автора – Виссов. А почему мы говорим тогда «Пермяк»? - Да, когда Е.Андреевич занялся литературой, он взял себе псевдоним по названию города, где он родился.
Постановка цели Прочитаем текст и проверим наши предположения. | Кошелка – сумка, небольшая корзинка. Выронила – роняя, дала упасть. Растеряха – тот, кто постоянно что-то теряет, забывает. Честность – избегание обмана в отношениях с другими людьми. Обязанность – действия, которые подлежат обязательному выполнению. Благодарность – чувство признательности за сделанное доброе дело. Заслуга – поступок, который достоин уважения.
«Случай с кошельком»
….-Да, читали на уроках. Это поучительные рассказы о труде и детях.
В «Двух пословицах» - Федя и Костя, в «Самое страшное» - Вовка, в «Смородинке» - Таня, а в «Торопливом ножике» - Миша.
- Их написал Е. Пермяк. Они посвящены труду и детям - Возможно, его написал тоже Е.Пермяк.
- Это псевдоним – вымышленная фамилия | Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника) |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Первичное чтение текста
2.Первичное восприятие - Что понравилось? - Какой момент вам показался самым волнующим? - Кто написал? - Как озаглавил? - Какой жанр этого произведения?
3.Самостоятельное моделирование
Составьте модель обложки к данному произведению самостоятельно.
- Что мы читали?![](https://docs.google.com/drawings/d/sWNBZb6vP_-HUh-fl0RwugQ/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=51&w=96&ac=1) - О чём этот рассказ?
- Сравните свои модели с моделью на доске. - Кто выполнил верно? - У кого есть ошибки, исправьте их.
-Почему вы взяли прямоугольник? - Что такое рассказ? -Почему прямоугольник желтого цвета?
4. Анализ по вопросам к тексту. - Кто главный герой? - Как звали его сестру? - Какой вы представляете Катю? - Каким вы представляете Костю?
- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?
-Какой вывод мы сделаем?
| Чтение текста хорошо читающими детьми (остальные следят по учебнику) … … …
… Учащиеся выполняют модель обложки:
![](https://docs.google.com/drawings/d/sAuQlaEFJ43bSKz2Tg4AXzQ/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=128&w=94&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/sC41sZV9Ut2ae4mu_KdSnew/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=25&w=76&ac=1)
И.Ф. автора![](https://docs.google.com/drawings/d/sxsO6uTZevMd_ne6dZUqD0w/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=1&w=26&ac=1) ![](https://docs.google.com/drawings/d/s_yMUa0hj9DXmm344C_oPWg/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=31&w=61&ac=1) жанр и тема![](https://docs.google.com/drawings/d/smNsAw4Gn66dhvvkJv0Qc0Q/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=1&w=26&ac=1) заголовок![](https://docs.google.com/drawings/d/sxitYASjGNgg5scvTbeY4JQ/image?parent=1rpn_2RB8sSSIDPtBNGyccQT4ZNpYD5tWrdg1-CRLrsE&rev=1&h=1&w=26&ac=1)
Самопроверка. Самоанализ.(сигналы)
- …
- Мальчик Костя. - Катя. - Строгая, справедливая. - Честный, умный, маленький.
Добро совершается безвозмездно. | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике) |
Физкультминутка. |
|
Выполняют действия. Танцуют танец |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
1) Выборочное чтение. - Перечитай 1-ый абзац текста. - Какой была старушка?
- Прочитай 2-ой абзац. - Что произошло?
Прочитайте что сделал Костя.
- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?
- Какова главная мысль произведения?
2) Деление на части и составление плана - Сколько будет частей? Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.
3)Пересказ по плану. - О чём будете рассказывать в 1-ой части? во 2-ой части? в 3-ей части?
4) Чтение по ролям. - Давайте определим действующих лиц.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
5)Индивидуальная работа – Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Что дано человеку? - Для чего? - Для каких дел?
- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему? - Для чего дана жизнь человеку? - Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).
5).Смысловая беседа по тексту
- В каких словах заключена основная мысль?
- Какой это рассказ?
- Так чему же он учит нас рассказ?
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Костя? Найдите и прочитайте подтверждающее предложение.
- Какими вы представляете родителей детей, ведь автор о них ничего не говорит?
- Соотнесите содержание рассказа с разделом, который мы изучаем. Правильно ли авторы учебника включили данный рассказ в этот раздел? Почему?
6)Работа с иллюстрацией Вернемся к иллюстрации к рассказу.
- Как вы думаете, какой момент изобразил художник? -Откуда это видно? - Прочитайте подтверждающее предложение из текста. |
Седенькая, хроменькая.
- Старушка выронила кошелёк с деньгами. Чтение отрывка
«Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».
- Три. Чтение по частям.
План: 1. Старушка выронила кошелёк. 2. Обида мальчика. 3. Быть честным – долг каждого. (запись в тетрадь)
- Автор, старушка, Костя, Катя.
- «Жизнь дана на добрые дела».
- Жизнь. - Жизнь дана для дел. - Для добрых.
Ответы детей.
- Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга.
- Поучительный.
- Учит, чтобы мы выросли добрыми, честными, заботливыми, трудолюбивыми, всегда были бы готовы прийти на помощь другим, не были глухи к чужому горю и чужой беде. … - Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь этот случай с кошельком.
- Честные, заботливые… Они привили детям самые важные качества.
…
- Момент, когда сестра объясняет Косте его поступок.
… | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы)
|
| 7).Творческое задание. Групповая работа
Вспомним правила работы в группах. Сейчас в группах выполните следующие задания.
- Назовите эти понятия одним словом. - Назовите «лишнее» слово. - Почему вы так решили?
- Какое слово оказалось «лишним»? Почему?
- Какое задание вы выполняли? - Какая пословица подходит к нашему произведению?
- Какую бы вы из них выбрали для себя? Почему? |
1 группа Составить слова из данных слов: ОДОРБАТ – доброта ВИЧОТЗЫОВСТЬ – отзывчивость ВЖИЛОСТЬ – лживость НОЕЧСТСТЬ – честность
- Качества человека. - Лживость. - Есть положительные качества человека. Они украшают его. А это отрицательное качество, которое позорит любого человека. 2 группа (работает у доски) Распределить слова так, чтобы они характеризовали конкретного героя произведения - старушку, Катю, Костю: честная, честный, старенькая, внимательный, заботливый, хроменькая, чуткий, благородная, рассудительная, седенькая, строгая, заслуживает уважения, вежливый, умная, достоин уважения, подлый. - Подлость – нехороший, грязный поступок по отношению к другому человеку. 3 группа Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Как аукнется, а давши – держись. Не давши слова-крепись, хозяин. Не по виду суди, так и откликнется. Будь своему слову а по делам гляди. - Восстанавливали пословицы. - Не по виду суди, а по делам гляди. Костя хоть и маленький, но честный – помог старушке. … | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия | - Какую цель мы ставили перед уроком? - Достигли ли поставленной цели? - Какое открытие вы сделали для себя?
- Где можно использовать полученные знания?
1.Закончите начатые предложения…
2.Самооценка по «Лесенке успеха» Подумайте, на какую ступеньку вы поставите себя за работу на уроке? Вот такие оценки вы и получаете за урок. 3.Оценивание «Давайте говорить друг другу комплименты» - А кому за урок вы хотите сделать комплимент? 4.Домашнее задание - Написать письмо Косте.
- Составить отзыв о тексте в газету
- Обсудить историю с родными.
- Спросить у старших, что они думают о тебе, какой ты?
- Прочитать рассказ Е.Пермяка «Бумажный змей»
Рекомендации для прочтения: - Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время.
| … … - Поняли, что быть честным – это наша обязанность, а не заслуга.
- В жизни.
- Меня удивило… - Мне захотелось… - Расскажу дома, что … - Я могу похвалить себя за …
Дети поднимают руки.
| Регулятивные (умение осуществлять позна-вательную, личност-ную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) |
| Я бы хотела закончить урок замечательным стихотворением С.Баруздина «Бревно»
-Совершайте всегда только такие поступки, от которых вам не будет стыдно. | Девочка читает стихотворение наизусть. Лежало на пути бревно. Мешало путникам оно. Один сказал: - Нехорошо! Сказал, и знай себе пошел. Второй взглянул, Потом вздохнул И то бревно Перешагнул. А третий путник Промолчал. Он с виду был И хил, и мал. Он молча Скинул полушубок И в сторону Бревно убрал. |
|