Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e_permyak_sluchay_s_koshelkom.docx54.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Войтинцева Оксана Игоревна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Пугачева имени П.А.Столыпина».

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Учебник: - Литературное чтение: 2 класс: учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /авт.-сост.: Л.А.Ефросинина/. – 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. -176 с.: ил.

- Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради №1 и 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.А.Ефросинина. – 5-е  изд., дораб. -  М.: Вентана-Граф, 2014. – 80с.: ил.

Тип урока: урок «открытия» нового.

Цель  урока:  создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о произведении Е. Пермяка  «Случай с кошельком».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение анализировать поступки главных героей произведения;

- обогащать читательский опыт детей;

-формировать умение понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Развивающие:

- создать условия для развития мышления, речи, умения анализировать и обобщать.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной и индивидуальной работе,

- воспитывать доброе отношение к пожилым людям.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности

 – Дети, вам тепло?

 – В классе светло?

 – Хотите учиться?

 – Значит можно всем садиться!

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
         1. На уроке будь старательным,
             Будь спокойным и … 
         2. Говорите чётко, внятно,
             Чтобы было всё … 
         3. Если хочешь отвечать –
             Надо … 

- Да!

- Да!

- Да!

- Да!

внимательным.

понятно.

руку поднимать.

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Начнем наш урок чтения. Предлагаю такой девиз урока: «Один за всех, все за одного». Вам он нравится? Как вы его понимаете?

Сначала подготовим наш речевой аппарат к работе.

                 

  1. Летела муха около уха:

                     Летела оса около носа:

                     Летел комар и зудел:

                     Сел на лоб, а мы его:

2.Прочитайте предложения с нужной интонацией:

- Мы должны работать дружно, помогать друг другу, делать все сообща. И тогда у нас все получится!

Произносят звуки и показывают нужные действия:

… ж – ж – ж.

… с – с – с.

… з – з – з.

…  хлоп!

И поймали! (кулачок прижимаем к уху)

З –з – з –пусть летит!

А. А! А?

О. О! О?

У. У! У?

Я. Я! Я?

А я? И я!

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Познавательные (умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

- Мы приступаем к работе.

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

- Что такое «семья»?

Работа в парах

- С какими по жанру произведениями мы познакомились в этом разделе? Вспомним материал, поработав в парах.

- О чем нужно помнить при работе в парах?

- Прочтите задание и приступайте к работе.

Задание. Прочтите отрывки произведений левого столбика и соедините с жанром в правом столбце.

При солнышке тепло – при матери добро.

Рассказ

Малиночка сладенька,

Спи, доченька  маленька.

Авторская песня

Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?»

Народная песня

Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю!

Пословица

- А где же они? – отвечает

старик. – Я только одного сына вижу!

Быль

- Вспомните название и автора произведений.

Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете значение пословицы?

- «Семья и я»

- Семья – это дом, папа и мама, бабушка и дедушка, брат и сестра, труд и забота, любовь и радость, счастье и печаль, привычки и традиции…

 Уважать чужое мнение, не обижать и не обижаться, быть внимательным, соблюдать тишину, слушать друг друга.

Работают в парах.

Проверка и оценивание.

-

 1 – пословица, 2 – русская народная песня,

   3 – Л.Толстой «Лучше всех», 4 – М.Лермонтов «Колыбельная», 5 – В.Осеева «Сыновья».

- Без солнца невозможна жизнь на Земле. Мама дала нам жизнь и заботится о нас.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Коммуникативные (умение понимать других, работать в паре)

Постановка учебной задачи

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сформулируйте цель и задачи урока.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

 Да, мы познакомимся с новым произведением и новым героем. Давайте расшифруем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся

Читайте буквы в порядке увеличения цифр

Как называется произведение??

- Кто написал?

- Судя по заглавию, о чём будет этот текст?

Мы познакомимся: - с новым произведением;

 - с новым автором;

 - с новыми героем или героями;

Мы научимся: - понимать смысл произведения - определять последовательность событий;

Мы будем учиться: - характеризовать героев;

 - определять особенности текста (жанр, тема);

  - рассказывать о героях, выражать свое отношение к ним;

 - объяснять поступки героев

- Е. Пермяк.

Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового»)

Чтение ключевых слов

 - В тексте встретятся такие слова. Прочитайте их. Всем понятны их значения?    

      Кошелка, выронила, растеряха, честность, обязанность, благодарность, заслуга.

Работа с иллюстрацией.

- Кто изображен на иллюстрации? Почему так думаете?

- Прочитайте название текста.

Определение имени автора.

 Рассмотрите обложки книг. Вам они знакомы?

(«Две пословицы», «Самое страшное», «Смородинка», «Торопливый ножик»)

- Кто может назвать героев этих произведений?

- А что их объединяет?

- А какое отношение это может иметь к нашему тексту?

          Вы правы. Автором текста является Евгений Андреевич Пермяк (Виссов). Он родился в 1902 году в г.Пермь на Урале и прожил там более 30 лет. Ещё в детстве Е.А. познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. Умер писатель в 1982 году в возрасте 80 лет.

- Обратите внимание на настоящую фамилию автора – Виссов. А почему мы говорим тогда «Пермяк»?

- Да, когда Е.Андреевич занялся литературой, он взял себе псевдоним по названию города, где он родился.

Постановка цели

        Прочитаем текст и проверим наши предположения.

Кошелка – сумка, небольшая корзинка.

Выронила – роняя, дала упасть.

Растеряха – тот, кто постоянно что-то теряет, забывает.

Честность –  избегание обмана в отношениях с другими людьми.

Обязанность –  действия, которые подлежат обязательному выполнению.

Благодарность – чувство признательности за сделанное доброе дело.

Заслуга – поступок, который достоин уважения.

«Случай с кошельком»

….-Да, читали на уроках. Это поучительные рассказы о труде и детях.

В «Двух пословицах» - Федя и Костя, в «Самое страшное» - Вовка, в «Смородинке» - Таня, а в «Торопливом ножике» - Миша.

- Их написал Е. Пермяк. Они посвящены труду и детям

- Возможно, его написал тоже Е.Пермяк.

- Это псевдоним – вымышленная фамилия

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Первичное чтение текста

2.Первичное восприятие

- Что понравилось?

- Какой момент вам показался самым волнующим?

- Кто написал?

- Как озаглавил?

- Какой жанр этого произведения?

3.Самостоятельное моделирование

Составьте модель обложки к данному произведению самостоятельно.

- Что мы читали?

- О чём этот рассказ?

- Сравните свои модели с моделью на доске.

- Кто выполнил верно?

- У кого есть ошибки, исправьте их.

-Почему вы взяли прямоугольник?

- Что такое рассказ?

-Почему прямоугольник желтого цвета?

4. Анализ по вопросам к тексту.

- Кто главный герой?

- Как звали его сестру?

- Какой вы представляете Катю?

- Каким вы представляете Костю?

- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю

жизнь?

-Какой вывод мы сделаем?

Чтение текста хорошо читающими детьми (остальные следят по учебнику)

Учащиеся выполняют модель обложки:

                         И.Ф. автора

                         

                         жанр и тема

                                         

                          заголовок

Самопроверка.

Самоанализ.(сигналы)

-

-

Мальчик Костя.

- Катя.

- Строгая, справедливая.

- Честный, умный, маленький.

Добро совершается безвозмездно.

Познавательные (умение ориентироваться в  учебнике)

Физкультминутка.

 

Выполняют действия.

Танцуют танец

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1) Выборочное чтение.

- Перечитай 1-ый абзац текста.

- Какой была старушка?

- Прочитай 2-ой абзац.

- Что произошло?

Прочитайте что сделал Костя.

- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?

- Какова главная мысль произведения?

2) Деление на части и составление плана 

- Сколько будет частей?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.

3)Пересказ по плану.

- О чём будете рассказывать в 1-ой части?

во 2-ой части? в 3-ей части?

4)  Чтение по ролям.

- Давайте определим действующих лиц.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5)Индивидуальная работа

– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Что дано человеку?

- Для чего?

- Для каких дел?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Для чего дана жизнь человеку?

- Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).

5).Смысловая беседа по тексту

- В каких словах заключена основная мысль?

- Какой это рассказ?

- Так чему же он учит нас рассказ?

- Как вы думаете, каким человеком вырастет Костя? Найдите и прочитайте подтверждающее предложение.

- Какими вы представляете родителей детей, ведь автор о них ничего не говорит?

- Соотнесите содержание рассказа с разделом, который мы изучаем. Правильно ли авторы учебника включили данный рассказ в этот раздел? Почему?

6)Работа с иллюстрацией

Вернемся к иллюстрации к рассказу.

- Как вы думаете, какой момент изобразил художник?

-Откуда это видно?

- Прочитайте подтверждающее предложение из текста.

Седенькая, хроменькая.

- Старушка выронила кошелёк с деньгами.

Чтение отрывка

 

«Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».

- Три.

Чтение по частям.

План:

1. Старушка выронила кошелёк.

2. Обида мальчика.

3. Быть честным – долг каждого.

(запись в тетрадь)

- Автор, старушка, Костя, Катя.

- «Жизнь дана на добрые дела».

- Жизнь.

- Жизнь дана для дел.

- Для добрых.

Ответы детей.

- Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга.

- Поучительный.

- Учит, чтобы мы выросли добрыми, честными, заботливыми, трудолюбивыми, всегда были бы готовы прийти на помощь другим, не были глухи к чужому горю и чужой беде.

- Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь этот случай с кошельком.

- Честные, заботливые… Они привили детям самые важные качества.

- Момент, когда сестра объясняет Косте его поступок.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы)

7).Творческое задание. Групповая работа

Вспомним правила работы в группах.

Сейчас в группах выполните следующие задания.

- Назовите эти понятия одним словом.

- Назовите «лишнее» слово.

- Почему вы так решили?

- Какое слово оказалось «лишним»? Почему?

- Какое задание вы выполняли?

- Какая пословица подходит к нашему произведению?

- Какую бы вы из них выбрали для себя? Почему?

1 группа

Составить слова из данных слов:

         ОДОРБАТ – доброта

         ВИЧОТЗЫОВСТЬ – отзывчивость

         ВЖИЛОСТЬ – лживость

         НОЕЧСТСТЬ – честность

- Качества человека.

- Лживость.

- Есть положительные качества человека. Они украшают его. А это отрицательное качество, которое позорит любого человека.

2 группа (работает у доски)

Распределить слова так, чтобы они характеризовали конкретного героя произведения - старушку, Катю, Костю: честная, честный, старенькая, внимательный, заботливый, хроменькая, чуткий, благородная, рассудительная, седенькая, строгая, заслуживает уважения, вежливый, умная, достоин уважения, подлый.

- Подлость – нехороший, грязный поступок по отношению к другому человеку.

3 группа

Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

Как аукнется,                                  а давши – держись.

Не давши слова-крепись,                 хозяин.

Не по виду суди,                               так и откликнется.

Будь своему слову                            а по делам гляди.

- Восстанавливали пословицы.

- Не по виду суди, а по делам гляди. Костя хоть и маленький, но честный – помог старушке.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия

- Какую цель мы ставили перед уроком?

- Достигли ли поставленной цели?

- Какое открытие вы сделали для себя?

- Где можно использовать полученные знания?

1.Закончите начатые предложения…

2.Самооценка по «Лесенке успеха»

     Подумайте, на какую ступеньку вы поставите себя за работу на уроке?

     Вот такие оценки вы и получаете за урок.

3.Оценивание «Давайте говорить друг другу комплименты»

   - А кому за урок вы хотите сделать комплимент?

4.Домашнее задание

  1. Написать письмо Косте.
  2. Составить отзыв о тексте в газету
  3. Обсудить историю с родными.
  4. Спросить у старших, что они думают о тебе, какой ты?
  5. Прочитать рассказ Е.Пермяка «Бумажный змей»

 Рекомендации для прочтения: 

- Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время.

- Поняли, что быть честным – это наша обязанность, а не заслуга.

- В жизни.

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Расскажу дома, что …

- Я могу похвалить себя за …

Дети поднимают руки.

Регулятивные (умение осуществлять позна-вательную, личност-ную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)

Я бы хотела закончить урок замечательным стихотворением С.Баруздина «Бревно»

-Совершайте всегда только такие поступки, от которых вам не будет стыдно.

Девочка читает стихотворение наизусть.

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

- Нехорошо!

Сказал, и знай себе пошел.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник

Промолчал.

Он с виду был

И хил, и мал.

Он молча

Скинул полушубок

И в сторону

Бревно убрал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...