Контрольные работы по литературному чтению
материал по чтению (4 класс) на тему

Лубсандоржиева Наталья Бимбацыреновна

Здесь представлены контрольные работу по литературному чтению для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольные работы по литературному чтению для 4 класса

  1. Проверочная работа 1

— Прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ.

  1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а)        многие тысячи лет назад

б)        когда появилось устное народное творчество

в)        с появлением письменности

г)        когда стали печатать первые книги

2. Откуда пошло это название — летописи?

а)        от слова записи        в) от слова лето

б) от слова год        г) от слова летать

3. Что такое книга? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Переписчики книг — кто они? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. О каком произведении идет речь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Узнайте пословицы.

Книги не говорят,...        .                                                                 а ума придала.

                                                                                                  ...а правду сказывают

Книга в счастье украшает,...                                                ...да и своим умом двигай..

                                                                                                 ...а в несчастье утешает.

……………………………………………………………………………………………………………

Проверочная работа 2

— Выберите правильный ответ.
1. Былина — это:

а) сказка о богатырях

б) летопись о богатырях

в) быль

4) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях

2. Богатырь — это:

а)        богатый человек

б)        древнерусский князь

в)        завоеватель чужих земель

г)        воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой мужеством и удалью

— Перечислите истоки литературного творчества. Подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

— Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

— Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того села да Карачарова Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

Ответ_____________________________________________________________________

— Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова. Кого из русских богатырей представил художник. Напишите текст «Былинные богатыри - защитники земли Русской».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверочная работа 3
  2. Выполните задания.
  3. 1.Запишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову Родина.

2.Какие произведения о Родине вам запомнились?

3.С какими именами связаны эти исторические события:

  1. а)        с юга набеги кочевников — Золотая Орда, Куликово поле ____________________________________
  2. б)        с запада шведы, немцы — Ледовое побоище на Чудском озере ________________________________
  3. в)        Отечественная война 1812 г. — Бородинская битва ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. 4.К какому времени относятся события в рассказе А. Приставкина «Портрет отца»? 

__________________________________________________________________________________

5.Пословицы - особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.

  1. Родина - мать,...                                         ...что соловей без песни.
  2. Человек без Родины,...                             ...своя сторона.
  3. На чужбине родная землица...                .. .умей за нее постоять.
  4. Для Родины своей ни сил,...                ...ни жизни не жалей.
  5. Всякому мила...                                       .. .во сне снится.
    6. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверочная работа 4

Вариант 1

Прочитайте текст. Выполните задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.

-Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Г. Юрмин

Вопросы и задания

  1. Определите жанр произведения.

а) рассказ        в) сказка

б) басня                  г) стихотворение

  1. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а)        он отличался от всех внешним видом

б)        он всегда гулял с собакой

в)        он гулял в одном и том же месте

  1. По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете значение слова «поводырь»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто стал верным другом бывшего летчика? ___________________________________________

  1. Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

__________________________________________________________________________________

  1. Подберите синонимы к слову «выбоина». _____________________________________________
  2. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а)        лаял на молодого человека

б)        тыкался носом в колени пассажира помоложе

в)        начинал рычать на пассажира

  1. Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, a, б, д.)

а)        вместо палочки он держал за поводок собаку

б)        Джек ведет к автобусу

в)        каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г)        он лишился одной руки и обоих глаз

д)        бывший летчик доволен другом

  1. Определите главную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитайте текст. Выполните задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

-  Мама, мы тебе водички принесли.

-  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

         Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

         Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

  1. Определите жанр произведения.

а) рассказ        в) сказка

б) басня        г) стихотворение

  1. Сколько детей было у матери?

а)        трое

б)        двое

в)        четверо

г)        ___________________(запишите свой вариант ответа)

  1. Почему заболела мать?

а)             простыла

б)        заразилась

в)        от тяжелой жизни

г)        ... (запишите свой вариант ответа)

  1. О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подберите синонимы к слову «чум». __________________________________________________
  2. В какую птицу превратилась мать? _________________________________________________
  3. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

а)        русские

б)        азербайджанцы

в)        ненцы

г)        _______________(запишите свой вариант ответа)

  1. Где происходили события?

а)        в степи        в) в пустыне

б)        в лесу        г) в тундре

  1. Восстановите деформированный план прочитанного текста.
  • а)        превращение в птицу
  • б)        навсегда бросила детей мать-кукушка
  • в)        мать просит пить
  • г)        не слушались дети матери
  • д)        тяжело заболела мать
  • е)        мать улетает
  • ж)        дети просят вернуться

10.          Определите главную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверочная работа 5

 Прочитайте текст. Выполните задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо- таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она радом, рукой подать до веранды, — и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверно, не подложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками — хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:

— Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

  1. Определите тему текста.___________________________________________________
  2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайтесь точнее ответить на этот вопрос.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему закончилась дружба с Манькой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы поняли значение слов и выражений: рукой подать, реагировать, смородинки глаз?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

— Прочитайте текст. Выполните задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили ее яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нем птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его из яйца? Кто вскормит?

Я знал неподалеку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки. Она только что отложила свое четвертое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем непохоже на яички пересмешки: те - розовые с черными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только еще дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на березе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать ее гнезда.

Я положил голубое яичко к ее, отошел и спрятался за куст.

Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но все-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приемышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошел к березе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула ее в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Все кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.

Тогда я догадался, что приемыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел ее яички — высиживал ей птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приемыша, приемыш высиживал ее птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

В. Бианки

1.             Определите жанр произведения._______________________________________________

  1. С какого события началась эта история?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете название рассказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кем, по мнению автора, стал подкидыш в чужом гнезде?

__________________________________________________________________________________

  1. Что испугало В. Бианки на седьмой день?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

__________________________________________________________________________________

  1. Что удивило в этом произведении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые контрольные работы по литературному чтению 2 - 4 классы

Представлены варианты итоговых контрольных работ по литературному чтению УМК " Школа - 2100"  для 2 - 4 классов....

Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие. Работа с текстом. 3 класс

Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие. Работа с текстом.3 классПрочитай текст, выполни задания, ответь на во­просы.  Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Цент...

Контрольная работа по литературному чтению 3 класс по разделу "Литературная сказка".

Контрольная работа по разделу "Литературная сказка" 3 класс....

Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»

Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»...