А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Цель: закрепление знаний   биографии и творчества А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: закрепление знаний   биографии и творчества А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в произведении.

Познавательные УУД: определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстраций к сказке.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Прозвенел звонок для нас

Стали все у парт красиво

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем,

улыбнемся и урок начнем

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Кроссворд.

На прошлых уроках мы познакомились с вступлением из поэмы « Руслан и Людмила». Разгадаем  кроccворд и ключевое слово поможет нам  вспомнить материал прошлого урока.

*Писатель, который сочиняет литературное произведение в стихах (ПОЭТ)

*Сказочный персонаж, который сидит на ветках (РУСАЛКА)

*Устоять в сказочном лесу ей помогают куриные ножки (ИЗБУШКА)

*Морской залив – это… (ЛУКОМОРЬЕ)

*Их было 30 и они были прекрасны (ВИТЯЗИ)

*Ее исполнял кот, когда шел направо. (ПЕСНЯ)

Кодовое слова Пушкин.

2. Тестирование.

Тест

*Кто занимался воспитанием будущего поэта?

*Как звали няню А.С. Пушкина?

*Где любил отдыхать  поэт в детстве?

*За чем наблюдал маленький Сашенька находясь в деревнях?

*Что регулярно рассказывала поэту бабушка?

*Сколько сказок написал А.С. Пушкин?

*Определите сказку по цитате?

*Определите сказку по цитате?

*Определите сказку по цитате?

*Определите сказку по цитате?

Физкультминутка.

III. Определение темы. Постановка цели и задач.

- Определите тему урока по опорным картинкам (корыто, невод, рыбка, землянка,  кичка,  терем).

- Давайте определим цель этого урока?

- Цель урока: закрепить … (свои знания по содержанию сказки).

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Задачи урока: (Научиться выразительно читать, доказывать свою точку зрения. Повторить словарные слова, содержание сказки. Сравнивать героев и их поступки, сказки. Воспитывать культуру общения, взаимоуважения, любовь к чтению, характер, интерес к сказкам.)

IV. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

- В сказке нам встречались новые  слова.  А  где мы можем узнать лексическое значение слов? (В словаре.)

- Давайте вспомним их и  проведем словарную работу.

- Правило: отвечать быстро, кратким ответом поясните мне лексическое значение слов.

Корыто -  емкость для стирки белья.

Ветхая – старая.

Чупрун – чуб, хохолок.          

Землянка – дом в земле.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – выплата.                    

Пуще – сильнее.

Корысть – выгода.

Столбовая дворянка – дворянка старинного рода.

Душегрейка – теплая кофта без рукавов.

Кичка – женский праздничный головной убор.

Пряник печатный – пряник с рисунком.

2. Поясните значение выражений.

Белены объелась – сошла с ума.

Быть на посылках  - подчиняться.

Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем.

3. Характеристика главных героев.

- Вспомните главных героев сказки (Старик, старуха, рыбка.)

- Составьте портрет каждого героя. Откройте конверт. Достаньте лист-таблицу и слова-характеристики. Посоветуйтесь со своей парой подберите слова-характеристики к каждому герою. Приклейте их. Свою готовность покажите «домиком».

- Перечислите  черты старухи (старика, рыбки).

- У кого другое мнение?

- Докажите свою мысль.

Старуха

Старик

Рыбка

Жадная

Бесхарактерный

Терпеливая

Злая

Добрый

Добрая

Корыстная

Вежливый

Щедрая

Ненасытная

Почтительный

Справедливая

Сварливая

Скромный

Завистливая

Трудолюбивый

Физминутка.

V. Отработка содержания сказки.

1. Вопрос-ответ.

- Продолжим работу и  вспомним виды  сказок. (Бытовые, волшебные, о животных.)

- Кто был первым автором сказок? (Народ.)

- И когда А.С. Пушкин создавал свои сказки он использовал основные признаки сказки.

- Назовите признаки сказки и приведите примеры:

*Зачин (жили - были).

*Тройное повторение (3 раза кидал невод).

*Чудеса (рыбка говорит, изба в палаты).

*Сказочные герои (рыбка).

2. Выборочное чтение. Восстановление содержания сказки.

VI. Рефлексия.

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Давайте проведем самооценку.

- Если вы довольны своей работай на уроке, возьмите зеленый овал,

- Если Вам было сложно или скучно на уроке - желтый

- Если Вам не понравился урок и то как Вы работали на нем - красный.

- Я уверенна, что каждый из Вас захотел хоть на секундочку встретиться с рыбкой и загадать свое волшебное желание.

- Напишите на своем  овале  желание и прикрепите его  к дну моря, украсьте царство морское. Ведь мечты должны сбываться!

- Я уверенна, что и у наших гостей есть мечта. Давайте подарим им золотых рыбок, пусть гости тоже загадают желание.

VII. Итог урока.

- Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой.

- Повторим и дополним, что мы все-таки выполняли.

- Начнем, как всегда с фразы  

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за ...

- Сегодня отлично работали…

- Хорошо участвовали в уроке…

«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда,- вот вам подсказка,

и пронесете сквозь года вы радость сказки!»

VIII. Домашнее задание: стр.93-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Содержит вопросы по содержанию сказки...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...