Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Малгатаева Елена Антоновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учителя начальных классов- Малгатаева Елена Антоновна

МБОУ Хоготовская СОШ им. Бороноева А. О.

УМК «Школа России»

Тема:   «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».

Класс 1

Цель:

  • Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  

  • формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения  через открытие новых знаний;
  •  развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;
  • способствовать  расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;          
  • формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
  • готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;

      Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные:  способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                  

 Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания:  общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах,  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.                                                                                          

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы)  на определенные жизненные ситуации.                                                                                                                                      

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:                                       

1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.

2. Портрет Л.Н.Толстого.

3. Выставка книг для детей Л.Толстого

4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого

5. Смайлики для самооценки.

Тип урока:  урок открытия  новых знаний.

Структура  урока.  

Этапы:

  1. Организационный этап.  Мотивация.
  2. Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
  3. Постановка учебной задачи и определение темы урока.
  4. Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
  5. Этап первичного закрепления знаний и способов действия.
  6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Ход  урока

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

       Организацион-ный  этап. Мотивирова-ние к учебной деятельности.

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Приветствие учащихся.

Всем-всем добрый день!

Я рада встрече с вами!

Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.

А с каким настроением вы пришли на урок?

Я назвала день «добрый»?

- А что это значит?

- Подойдите, пожалуйста, ко мне, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу что-нибудь доброе, хорошее.

Напоминает  главное правило на уроке:

А у кого ушки будут слушать, глазки будут широко открыты, те сегодня на уроке узнают секрет, как жить в мире и согласии с окружающими.

 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Добрый – это хороший, удачный.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Быстро включаются в деловой ритм.

Регулятивные:

Организация рабочего

 места под  руководством учителя, учатся самоорганизации

Личностные:

Развитие

 самостоятельности.

Коммуникативные: учатся  совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

2

Актуализация знаний. Этап подготовки к  активной учебно-познавательной деятельности.

2. Работа с выставкой книг.

- Что общего у книг нашей выставки?

- А чем они отличаются?

- Ребята, а что ещё вы заметили?

Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке?

А теперь в толстой?

- Для кого предназначены книги с яркими иллюстрациями и в тонкой обложке?

 - Такие книги написаны для детей. А вот книги для взрослых, как правило, не имеют картинок.

- Найдите эти книги на выставке.

Отвечают на вопросы учителя.

- У них один автор.

- У них разное название, в них разные рассказы.

- Большинство книг в тонкой обложке и с картинками. А две книги толстые.

Активно  и заинтересованно участвуют в обсуждении, рассматривают книги.

 По внешнему виду распознают детскую книгу, определяют отличительные признаки детских книг.

Личностные

Формирование познавательного мотива.

Формирование ценности «чтение».

Регулятивные.

Постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные.

Умение договариваться, находить общее решение.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.

Познавательные:

Различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия.

Находят ответы на вопросы.

3

Постановка учебной задачи и определение темы урока

- Книги, какого писателя представлены на нашей выставке?

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

-  Книги Л.Н.Толстого.

 

Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

- Будем читать рассказы Л.Толстого для детей.

На доску вывешивается тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей»

Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.

Формировать умения 

выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.  

Коммуникативные:

умения  слушать и

 понимать речь других

4.

Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности

1.Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя с опорой на презентацию.

 - Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. У Льва Николаевича была большая семья. Свою жизнь Л.Н.Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал  более 20 школ для детей из бедных семей. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали. За одной партой, а точнее, столом сидели дети от 8лет и до 15.

   Но книг для детей  тогда было очень мало. И тогда Л.Н.Толстой  пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

- О каком животном говорится в этой скороговорке?

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном.

3. Работа с рассказом. с.94 учебника

Рассмотрите картинку.

Прочитайте рассказ про коня.

- У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

-Найдите слово, говорящее о ссоре.
Ученики: -Стали рвать.
Учитель: -Что оно значит?
/Ученики высказывают свои мнения./
Учитель:  -А если бы Толстой написал просто «отбирать»?  
-Да, было бы не так звучно. Это говорит о том, что писатель умел подбирать очень точные слова для своих произведений.

- Что чувствовали мальчики?

- Кто решил их спор?

- Почему мама отобрала коня?

-Какое настроение было у мамы?

-Давайте придумаем , как могла закончится эта история?

-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.

Физкультминутка.

4.Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94 учебника

- О чём этот рассказ?

-Кто герой рассказа?

- Почему вы так решили?

 Зачитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?

-А какое состояние души было у девочки?

- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях.

 - Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

Дети слушают рассказ учителя и смотрят слайды презентации.

Скороговорка напечатана на доске.

Дети быстро и четко произносят скороговорку.

- О конях.

Чтение рассказа.

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы.

Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Правильно строят ответы на вопросы.

- Спор,  чуть не драка.

Выбирают нужные слова в тексте.

- Стали друг у друга рвать коня.

- Надо уметь играть вместе, дружно, сообща, не жадничая или играть по очереди.

Обсуждают проблему

Определяют главную мысль текста. Соотносят поступки героев со своими поступками.

- Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее.

Выполняют движения согласно тексту.

Осуществляют профилактику переутомления.

Читает рассказ,  хорошо читающий ученик.

находят ответ в тексте, выборочное чтение.

- Девочка.

Найти в тексте

-Помню, я была мала.

-Сумка была плоха.

- Она ещё не умеет хорошо шить.

- Сшила её сама.

- Взрослой, старательной, умной, настойчивой.

Высказывают своё мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступков героев.

Коммуникативные:

Формирование умения

 слушать и слышать,

ясно и чётко  отвечать на вопросы.

Познавательные.

Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес и задают вопросы

Личностные.

 Помочь детям осознать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала,  ценность

совместной деятельности;  

Коммуникативные:

вступают в учебное сотрудни-чество с учителем и одноклас-сниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимают чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций.

Регулятивные: учатся ориенти-роваться в своей системе знаний, отличать новое, от уже известного,  с помощью учителя.

Осуществляют профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.

Познавательные.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Ориентация в  учебнике,

Умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы  речевого поведения, культуры речи; задавать  вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.

Личностные.

помочь учащимся осознать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала, нравственный смысл поступков

5.

Этап закрепления знаний и способов действия

1. Творческая работа. Работа в группах.

Работа с пословицами:

-у вас на партах лежат пословицы:

Была б лишь охота - наладится каждая работа.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба и братство дороже всякого богатства.

- какая пословица подойдет к каждому из рассказов?

2. Обобщающая беседа «Чему учат нас произведения Толстого?»

- Чему же  учат нас произведения Л.Толстого?

- Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н.Толстой?

Значит все рассказы Толстого поучительные.

Высказывают своё мнение, аргументируют его примерами из прочитанных произведений.

- Учат быть добрыми, не жадничать, вместе дружно играть, не бросать друзей в беде, быть трудолюбивыми, не лениться.

.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров,

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; придумывать рассказы на определенные жизненные ситуации, слушать и понимать речь других, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные.

 осознать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала,  ценность

совместной деятельности;  осознание нравственного смысла поступков.

6.

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Подводим итоги работы на уроке.

- Что интересного  вы узнали на уроке?

-  Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какая тема урока была? О каком писателе мы говорили на уроке?

- Какую цель ставили?

- Что вызвало затруднение?

 -Какие произведения вам понравились?

- Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого и прочитать ещё что-то?

- Выставка рисунков детей к произведениям Л.Н.Толстого.

- Оцените свою деятельность на уроке

( с помощью смайликов)

- Спасибо за урок.

Отвечают на итоговые вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.

- Познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

-Узнать о чём писал Толстой.

Рассматривают рисунки детей к произведениям Толстого, узнают произведения.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения

Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия,  анализируют работу на уроке, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.Регулятивные: соотносят задачу, план урока и совершенные операции, учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...