Презентация по литературному чтению по программе "Гармония" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

мушиц оксана александровна

Тема конспекта: Дж.Родари "Солнце и туча"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-1.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение   УМК «Гармония»

 Класс: 3 «б»

Тема:  Дж.Родари  «Солнце и туча»

Тип урока – открытие новых знаний 

Технология: личностно-ориентированный подход

Основные дидактические методы:

  • словесный
  • наглядный
  • частично-поисковый
  • проблемный
  • объяснительно-иллюстративный

Формы работы:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Цель: 

-  Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором..

Задачи: 

- Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
               - Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического   ударения для передачи точного смысла высказывания.
              - Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.
              - Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Вырабатывать способность  к нравственной оценке.

- Регулятивные УУД: Развивать способность к самооценке. Принимать и удерживать учебную задачу.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Учитывать  мнение  сверстников. Формировать навыки сотрудничества. Пересказывать   эпизоды  произведений.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в  тексте.  Ориентироваться в  группе текстов.  Ориентироваться в  книгах.  

Анализировать произведение с целью  характеристики  персонажей. (П-2.) Сравнивать персонажей.   Анализировать произведение с целью определения его   идеи.  Сопоставлять разные произведения общей тематики.  Обобщать прочитанные произведения одного раздела. Классифицировать      книги по жанрам,  подтемам.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь: определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.  

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Техническое обеспечение

Телевизор;  презентация, карточки с заданиями для групп.

Ход урока

I.Орг.момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый,
Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели
.

1.Проверка домашнего задания

Вначале нашего урока мы проверим домашнее здание.

1.Учащиеся демонстрируют свои рисунки, из них выбираются лучшие – те, на которых халат выглядит наиболее сказочным, волшебным, необычным.

2. Задание 7 учебника: Закончи «Если бы у меня был волшебный халат, то …»

(дети зачитывают свои мини-сочинения)

Итог и оценивание проверки домашнего задания.

II. Формулирование темы урока, постановка цели      

 

Цели: формулирование темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися.

1. Создание проблемной ситуации.

-
Я читаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
(Слайд 2)
Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

                                                                 (солнце)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

                                              (туча)

                 

- Кто может сказать название произведения с которым мы будем знакомиться?
(«Солнце и туча»)

- Я попросила вас нарисовать солнце или тучу по собственным представлениям. Посмотрим, что из этого получилось.

(Учитель обращает внимание детей на получившиеся рисунки, которые висят на магнитной доске. )

2.Усвоение новых знаний и способов действия.

-Попробуем подобрать эпитеты к словам  солнце и туча? Что такое эпитет?(ответ подготовленного ученика)

Эпитет – это чаще слово-признак, помогающее ярко представить явление или предмет.

Работа со слайдом презентации. (работа со слайдом 3)

-Солнце какое?

-Туча какая? (ответы учеников)

-Прочитайте эпитеты, которые мы подобрали .

   Солнце                                         Туча

       Доброе                                       Злая

       Тёплое                                       Холодная       

     Ласковое                                      Грубая               

      Щедрое                                       Скупая   

                          

-Сравните каждый эпитет первого столбика с эпитетом из второго.

- Что заметили?

-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы) 

Посмотрим на иллюстрацию в учебнике на стр.127

-Чем она отличается от ваших рисунков?      

- Что могло произойти между тучей и солнцем? (предположения детей)  


3. Актуализация знаний.

Сказку какого автора мы будем читать? (Дж.Родари)

(слайд4)

                         

– Назовите того, кто пел песенку: «У отца – детишек куча, шумная семья: Чиполлетто, Чиполлучча, Чиполлотто, Чиполлоччьо и

последний – я».

– Кто придумал этого героя? - (Дж.Родари)

Какие ещё произведения итальянского писателя Джанни Родари вы знаете? («Джельсомино в Стране Лжецов», «Путешествие «Голубой стрелы»...) 

- Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке. (работа со слайдом5)

                           
- Что вы о нём знаете?
 

(Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)
В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.
-
Какова цель нашего урока? (слайд6)

                         

 (Познакомиться с произведением и понять, почему эта сказка включена в раздел "Много хватать - своё потерять")

III. Обучение выразительному чтению

   

Цель: упражнение в выразительном чтении по ролям с передачей интонации произведения.

1. Подготовка к выразительному чтению.

-Сколько здесь действующих лиц?

-С какой интонацией будем читать слова, относящиеся к солнцу?(радостно, торжественно )

-Это авторские слова или солнца?(авторские)

-Как будем читать слова, относящиеся к туче?(надменно, насмешливо, с укоризной…)

- Чьи это слова? (тучи). 

Физминутка для глаз.

                           

2. Первичное чтение по цепочке.

- Кто из них был счастливее – солнце или туча? - Солнце.

- Почему?

- У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива.

А туча только злилась. Она была одинока.

IV Работа с текстом во время чтения.

Цель: проверка качества усвоения содержания прочитанного на основе выборочного чтения

  1. Продуктивное чтение.
    (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

    Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.
    И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.(слайд7)
    Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка

                 

Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня
-  Какой вопрос возник к автору?
-  Почему?
-  Ваши предположения?
-
И неудивительно- у неё было грозовое настроение.

Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх

- Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
-
Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!


Транжира- тот, кто тратит деньги без разбора. В сказке в переносном значении.

Щедрый- тот, кто охотно помогает другим, тратится на друг их, не скупой.

 Горделиво – выражающий гордость и достоинство, надменный. . .  

Дырявые руки - (высказывание детей)

Встречались ли вы с таким выражением?
А солнце послушает тучу?

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Бултыхнулось –упало, бросилось в воду

- Чему удивилось туча?
- Что с ней случилось?
- Каким было солнце в конце дня? Почему?


Физкультминутка

                         
2. Работа в группах.
1 группа
-Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце .
(слайд15)

                         
2 группа
-Найдите словосочетания и предложения, характеризующие тучу .

(слайд 16)

                               

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_6/42/d-41564/41564_html_m8d8e157.png

Зачитайте характеристики, выбрав нужную информацию.


3 группа

- Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом.

Добро век не забудется. Не зазнавайся.

Не подымай носу : споткнёшься. Меньше говори, больше делай.

Жизнь дана на добрые дела. Делай добро

Не спеши языком, торопись делом. Добро долго помнят.

4 группа

- Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют солнце – подчеркните их красным карандашом.

Добро век не забудется. Не зазнавайся.

Не подымай носу : споткнёшься. Меньше говори, больше делай.

Жизнь дана на добрые дела. Делай добро

Не спеши языком, торопись делом. Добро долго помнят.

(слайд17)

                             

Заслушиваем ответы групп.

V. Итог урока.

- Какую цель ставили? 

(Познакомиться с произведением и понять, почему эта сказка включена в раздел "Много хватать - своё потерять")

 Достигли цели?

На чьей стороне симпатии автора? А ваши? 

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью?

 (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча .

-Кто был счастливее: солнце или туча?

- Какой же секрет счастья открывает Джанни Родари?

(Счастье в том, чтобы быть щедрым по отношению к окружающим. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим. Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.)

(читают слайд)


Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?
Заключение

Помните всегда ребята о том, что
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ.

Домашнее задание: (по выбору) слайд 18

                         

1. Пересказ с опорой на ключевые слова.

2. Составить словесный портрет одного из героев по плану.

3. Сочинить сказку на тему «Розы и шипы», «Вода и огонь».

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.

                     

- Кто в нашем классе похож на солнышко?

- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?

- Комфортно ли вам было на уроке?

-  Давайте оценим свою деятельность на уроке.

- Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, выберите яркое солнышко; если ПОКА не все удавалось, выберите хмурую тучку.

Спасибо за урок!

Приложение 1.

- Выбери из данных слов выражения,

относящиеся к туче.

(весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

СОЛНЦЕ

________________________

________________________                             _________________________

_________________________                            

С какой интонацией ты будешь читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)

- Выбери из данных слов выражения, относящиеся к солнцу.

(весело, горделиво, злилась, ворчала, хмурилась, не унималась, раздаривало, удивилась, рассыпалась, бултыхнулось)

ТУЧА

_______________________                             _______________________

_______________________                             _______________________  

С какой интонацией ты будешь читать эти строки?

(плавно, напевно, сердито, зло, резко, быстро, спокойно, неторопливо, удивлённо, радостно)                                                  

Урок литературного чтения

по учебнику О.В. Кубасовой

УМК «Гармония»

Класс: 3 «б»

Тема: Дж.Родари "Солнце и туча"

Учитель: О.А. Мушиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...

Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему:  Даниил Хармс. «Веселые чижи»....

конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".

Презентация урока литературного чтения Леонид  Пантелеев "Две лягушки"....

Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами ..., Сквозь волнистые туманы ...

Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами ..."....

Презентация урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И,З, Сурикова "Детство"

Данная презентация поможет учителям начальных классов провести интересный урок литературного чтения....