Урок-игра по внеклассному чтению во 2 классе "А.С. Пушкин и искусство"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Макеева Татьяна Юрьевна

Игра по станциям позволяет  учащимся познакомиться с тем, как произведения поэта отразились в музыке, изобразительном искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie_pushkin_2_klass.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Макеева Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Предмет: Литературное чтение. Внеклассное чтение

Класс: 2-й класс

Тип урока: урок-игра

Технологическая карта урока

Тема

« А.С. Пушкин »  Внеклассное чтение

Цели

Сформировать представление о взаимосвязи разных направлений в искусстве: литературе, живописи, архитектуре, музыке;

Осознание себя как грамотного читателя, способного  к использованию читательской деятельности как средства самообразования;

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

- знакомство с культурным наследием России (поэты, художники, композиторы)

- способность к самоанализу на основе критериев успешной учебной деятельности

- развития чувства прекрасного, доброты, и эстетическо-нравственных отзывов?

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные:

- уметь формулировать  цель урока и сохранять поставленные учебные задачи;

-уметь высказывать свое мнение на основе предложенного материала, корректировать свою деятельность после завершения работы на основе самооценки и взаимооценки;

Предметные:

- понять творчество А.С. Пушкина  как явления национальной и мировой культуры;

- осознание значимости чтения, искусства  для личного развития, формирования потребности в ежедневном чтении художественной литературы;

Коммуникативные:

- развитие умения строить диалог со сверстниками при рассуждениях и обсуждениях заданий;

- осознание значимости работы в группе и освоение правил работы в группе;

Основные понятия

Искусство, живопись, музыка, театр, литература

Ресурсы: основные

Дополнительные:

- произведения А.С. Пушкина с иллюстрациями  разных художников;

- музыка Н.А. Римского Корсакова

- Портреты А.С. Пушкина О.А.  Кипренского и И.Я. Билибина

презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Межпредметные связи

Урок литературного чтения, музыки, ИЗО, русского языка

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-  создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.

Вспомним , что необходимо, чтобы урок был интересным, увлекательным и познавательным?

- Прочитаем, что для этого нужно.

- Сегодня не просто урок, а урок-путеществие, поэтому нам нужен маршрутный лист, где будем отмечать остановки, давать им названия. Для успешного путешествия создадим команды и вспомним правила работы в команде

Будем мы читать, писать,

На вопросы отвечать.

Чтобы все запомнить смог,

Включайся сразу же в урок!

 Дети делятся на мини-команды постоянного состава с  руководителем группы (консультанты, которые знакомы с заданиями)

Озвучивают правила работы в группе

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний

 (3 мин)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу оживления жизненных впечатлений детей, необходимого для восприятия нового материала на уроке

Музыкальное сопровождение иллюстраций  к сказкам А.С. Пушкина

Слайд № 1

- О чем вам напомнили  иллюстрации?

- Правильно, о прочитанных сказках А.С. Пушкина. Почему именно сегодня мы вспоминаем на уроке внеклассного чтения его произведения?

- Кто встречался в этот день и где?

В

Вспоминают по иллюстрациям сказки А.С. Пушкина

- 19 октября, День Лицея

Сообщения консультантов учителя об экскурсии в Лицей г. Пушкина

Выявление уровня читательской компетенции

Умение выступать перед небольшой аудиторией с сообщением

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

III. Постановка задачи урока(3 мин)

Цель:

Цели:

организовать формулировку темы и постановку цели урока.

Иллюстрации Муз

Прием «Застывшая фигура»

Слайд № 2

«Маршрут»- слово из словаря

Слайд № 3

- Знакома ли вам музыка, которая сопровождает эти иллюстрации?

- Чтобы узнать, почему эта музыка звучит сегодня, мы и отправимся в Путешествие в страну Поэзия. А помогут нам музы – покровительницы разных видов искусств: Мельпомена, Эвтерпа, Талия, Терпсихора

- Сегодня мы узнаем, почему так зовут  их и как они связаны с именем А.С. Пушкина.

Какие вы построите предположения?

- Итак, начинаем путешествие в страну Поэзия. Возьмите Маршрутный лист и отметьте начало маршрута.

- нет

-А.С. Пушкин – поэт. Поэзия и музы связаны легендами Древней Греции.

Работа в парах: рассматривание: подобрать иллюстрацию – объяснение имен муз. Работа консультантов

 Ориентировка в литературных понятиях: художественный образ

Постановка задач на соответствие, что я уже знаю и что не знаю (Регулятивные УУД)

Постановка проблемного вопроса для умения отличить новое  от известного (Познавательные УУД)

Поиск информации и интерпретация результатов (Познавательные УУД)

 Умение выслушивать ответы сверстников, строить свои предположения

(КоммуникативныеУУД)


III. Открытие нового знания

(15 мин.).

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Проговорить последовательность действий на уроке.

Маршрут:

№ 1 Музыка А.Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Сценка с героями сказок:

  • Белочка
  • Шмель
  • Царевна Лебедь

№ 2 Живопись

Иллюстрации к сказкам художников

И.Я. Билибин, В.М. Конашевич, Маврин

№ 3Литература

«Хитрые вопросы»

№ 4 Скульптура

«Ожившие фигуры»

Прием театрализации

– Какой наш следующий шаг?

- Что поможет в составлении маршрута и названии станций?

- Дайте названия станций.

- Итак, на первую станцию нас провожает……

Произведение можно оживить, для этого есть опера и балет

Произведение можно оживить с помощью красок. У каждого художника свой почерк. Найдите соответствие

Художники нарисовали портреты героев. Назовите их и ответьте на их вопросы:

Рыбка: почему не исполнила последнее желание?

Петушок: кто подарил и зачем?

Царевна: Какими чудесами я помогла Гвидону?

Заочное путешествие по Санкт-Петербургу:

Назвать места, связанные с именем А.С. Пушкина (пл. Пушкина, пл. Искусств, г. Пушкин, М «Пушкинская»

- Выбрать станции и дать им названия.

- Рисунки – подсказки

- Музыкальная, театральная, ИЗО, литература.

- Эвтерпа, муза музыки

 Работа в группах:

Находят картинку «Опера», «Балет», объясняют отличие

Отметка в маршрут

Работа в группах:

Находят соответствие художник – книга – другие произведения художников (манера исполнения)

Отметка в маршрут

Работа в парах:

Обсуждение и выбор ответа

Узнают по застывшим фигурам сценку из сказки

Отметка в маршруте

Ориентируются в понятиях

Сравнение, анализ, классификация

Сравнение и анализ

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (коммуникативные УУД).

Высказывать своё предположение (регулятивные УУД).

 IV. Первичное закрепление

(10 мин.).

Цели:

– организовать первичное применение нового знания.

Закончить оформление маршрутного листа и сдать Музам

- Назовите по каким станциям мы прошли?

Какая станция вам больше понравилась? Создайте  смайл

Восстанавливают по памяти что узнали на каждом этапе.

Прикрепляют смайл. Обосновывают выбор

Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Фиксирование нового содержания урока.

– Какие новые знания  открыли?

- Руководители, оцените работу своей группы по алгоритму.

Слайд  алгоритм самооценки

Руководители оценивают работу всей группы по алгоритму.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).

VI. Домашнее задание

(2 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Подготовка к конкурсу стихов

Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.

Слушают инструктаж по выполнению и оформлению.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

Урок- игра по литературному чтению в 3 классе на тему: "Сказка о царе Салтане..."- А С Пушкин"- "Начальная школа XXI века" ФГОС

Если в вашей школе есть мобильная тележка- сейф МТК с ноутбуками или компьютерный класс, то это урок для вас. Все дети любят компьютерные игры. На моём уроке у ребят появилась возможность проверить св...

Нетрадиционный урок Игра-путешествие" по литературному чтению (обучение грамоте)

Выбор нетрадиционной формы проведения уроков в начальной школе, особенно в первом классе, считаю первостепенным, для достижения главной задачи учителя: развития интереса ребёнка учиться. Чтобы школа д...

Нетрадиционный урок "Игра-путешествие" по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс

Выбор нетрадиционной формы прведения уроков в начальной школе, особенно в первом классе, считаю первостепенным, для достижения основной задачи учителя:  развивать интерес и желание ребёнка учитьс...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"

На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...

Урок внеклассного чтения «Сказки А.С. Пушкина» 2 класс

Предлагается конспект урока по внеклассному чтению для второго класса. Тема урока - Сказки А.С.Пушкина....