Толстой Л.Н. "Старый дед и внучек"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Открытый урок во 2 лкассе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1konspekt_uroka_staryy_ded_i_vnuchek.docx150.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ямальскиая школа-интернат имени В.Давыдова»

Открытый урок во 2 классе по программе «Школа России»

Л. Н. Толстой

        Учитель: Ваганова Л.Н.

с.Яр-Сале

2018

Задачи:

Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат        

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по  выставке книг и  и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).  

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;   (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока

I.Мотивация  (самоопределение  к учебной деятельности)

 Разрешите начать мне урок
Я хочу, чтобы был он вам впрок,
Предлагаю вам размышлять,
Доказывать, думать и рассуждать.
Сегодня на уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова и рассмотрим очень интересную и важную мысль ,  я надеюсь, что вы будете активно и дружно работать и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.

Мы начинаем наш урок.  У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но, волноваться не стоит,  ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне и нашим гостям.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню  И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.

 II. Актуализация знаний. Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку  

 Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?

                                     Семья  в куче,   не страшна  и туча.

– Как вы понимаете эту пословицу?

                (если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока

  Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
– Как вы думаете, почему?
 Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

В каждой группе лежат конверты с рассыпанными пословицами. Соберите их и объясните, как вы понимаете их смысл.

III. Постановка учебной задачи             работа   в группах

  -1группа объяснит смысл пословицы под №1; Вся семья вместе…    и душа на месте.      (1) когда все члены семьи  в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.

2) когда в семье  все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)

-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;

 Кто родителей  почитает…    тот вовек не погибает.

(Когда человек почитает своих родителей и  прислушивается к их советам, это  помогает ему избежать многих ошибок.)

-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.

 Детки  -  радость…      детки же и горе.

(Это значит что дети   приносят родителям  как  радость так и горе. Смысл в том что если  ребенок радуется, то радуются и родители,  а вот  если случилось   горе, то родителям горе.

 Какой одной темой объединены эти пословицы? (Семья) https://open-lesson.net/uploads/files/2017-02/_4.png

Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
– Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер 
«Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья».

Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

 Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье.

Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении  вам встретятся  слова, которые в наше время практически не употребляются.

  -Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

                                                                                                                                   (грустное) 

-Почему вы так решили?    

  -Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко)

- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)


  1. – Понравилась ли вам эта семья?
    – 
    Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.
    – Хотели бы вы быть членом такой семьи? 
  2.                                                   Физминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Организует вторичное знакомство с текстом.

– Давайте прочитаем это произведение и подумаем, есть ли здесь то, что нас удивляет, заставило задуматься?   (подводит детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.

 Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?
– Он притворялся и делал нарочно так?

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

 -Возьмите  в руки карандаши,  отметьте  незнакомые вам слова.

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10

ЛОХАНКА

НЕВЕСТКА

БРАНИТЬ

СЛАЖИВАЕТ

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

-  Почему деда стали кормить за печкой? слад11

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

 - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким        беспомощным? 

                                            Выборочное чтение 

  - Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

-  Как он повёл себя?

- Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

  - Почему родители Миши заплакали?

- Как изменилась жизнь дедушки после этого   случая?

  - Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?

( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши) Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

                                                 Чтение по ролям.

  • Найдите в тексте диалог сына и отца.

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? -

 - А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.
– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

Итоги урока. Рефлексия

 - Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

 Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.
– Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты

А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

1.обещаю любить бабушку и дедушку

2. я постараюсь видеть чужую боль

3. Не буду грубить маме и папе

4.Буду  добрым,

5.хочу быть терпимым   

 6. я постараюсь быть милосердным

 7.  буду уважать права других

 8. постараюсь принять другого таким, какой он есть

9. я хочу  быть любящим, помогать своим друзьям

10. я постараюсь быть заботливым  

11. буду почитать старших

12. постараюсь быть великодушным

(Дети зачитывают и крепят ладошки  к дереву)

                                                   Семья в куче, не страшна и туча.

Домашнее задание.      Составьте кластер своей семьи

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку                            

«Советы детям»

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»                                           

        Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

                                                                  - И всё это вам поможет жить в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой

УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...

урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

урок литературного чтения  2 класс  Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»   УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек" 2 класс. "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по  теме "Старый дед и внучек"...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"...

Открытый урок "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»

Цели: 1) Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.             2) Создать условия для осознанного, беглого и ...