Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 32.32 КБ |
prilozhenie.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: С.А.Есенин. «Лебёдушка»
Тип урока:освоение нового материала.
Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения.
Задачи:
-продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.А. Есенина, работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору, обобщить знания об образных средствах языка;
-развивать речь, творческое воображение, используя приём словесного рисования;
-воспитывать самостоятельную творческую активность, бережное отношение ко всему живому.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная
Материально- техническое оснащение: учебный кабинет, ИКТ (проектор, экран, компьютер), модель земного шара, иллюстрации с изображением животных, птиц, цветов, свеча, сундучок, музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», выставка книг.
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности учащихся |
I. Организационное начало урока. Эмоциональный настрой.
| Из глубокого колодца Солнце медленно взойдёт. Луч его нам улыбнётся. Новый день он принесёт. С наступлением нового дня. Пусть он будет для вас добрым, как ваши улыбки. - В каком жанре я прочитала вступление к уроку? - В каком разделе учебника находятся произведения? - Какой темой объединены стихотворения в разделе, над которым мы работаем? | 1.Встают из-за парт. 2.Выполняют движения руками, 3.Организация внутренней речи. Ответы детей. | Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации. УУД (личностные): - внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения; - мотивационная основа учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. III. Введение в тему урока. Определение целей урока. IV. Работа над содержанием текста. V. Первичное чтение произведения. VI. Анализ текста. Словарная работа с толковым словарем. VII. Работа с текстом. 1)Читается 3 часть (10-14 четверостишие) 2)Читается 4 часть (15-23 четверостишие) 3)Читается 5 часть (24-28 четверостишие) Зрительная зарядка для глаз. VIII. Работа над главными образами IX. Обобщение. «Сундучок рассуждений». X. Домашнее задание. XI. Итог урока.Рефлексия.
| Проверка домашнего задания, - Над каким произведением работали на предыдущем уроке? - Какое задание вы выбрали для подготовки к уроку? - Повторите домашнее задание в парах .Расскажите стихотворение в парах. Оцените своих товарищей «Проблема на ладошке» - На столе карточки с заданиями. Каждой группе нужно прочитать отрывок , определить название произведения, тему. (см.приложение) - Назовите основную тему произведений С.Есенина. Какой одной большой темой их можно объединить? Кто автор? - Предположите , чему будет посвящён наш урок. Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? - Вначале поговорим о биографии поэта. - Чтобы узнать над каким произведением мы будем работать на урок, разгадайте ребус. Прочтите его название. О чём может идти речь в произведении? -Слушаем аудиозапись. Следим по учебнику, отмечаем «непонятные места» -Какие чувства вы испытали, слушая произведение Сергея Есенина? -Прочитайте первые три четверостишия. Какие слова не-понятны? Багровый – тёмно-красный Есенинская палитра широка и разнообразна. Красный - цвет жизни. С помощью него он описывает восход. - Какое чувство у вас возникло? Почему? Чтение текста цепочкой. - Какие картины вы увидели? Какой мы видим природу? Как просыпалась природа? - Зачем Есенин показывает нам эти картины? -Где найти объяснение лексического значения слова? Ватага – шумная толпа (словарь). Изумрудный – ярко-зелёный (синоним). Заводь – небольшой залив на реке с замедленным течением (словарь). Затон – речной залив, вдавшийся в берег (словарь). - Как поэт описывает лебёдушку? Видно ли, что он любуется этой прекрасной птицей? Докажите. -Как поэт описывает место, где плыла лебёдушка со своими лебежатами? Зачем поэт так подробно рисует этот пейзаж? Куда повела лебёдушка детушек? Обычный ли это был луг? Подтвердите ответ словами текста. Лазоревый – светло-синий (это любимый цвет Есенина) -На каких уроках вы встречались с названием цветов? Пряный – ароматный, острый по вкусу, запаху (синонимы). Дозорила – сторожила, охраняла (слова-синонимы). Хорониться – прятаться (синонимы). - Как описана мать – лебедь? - Как вела себя лебёдушка? -Назовите слова, которые показались непонятными. Доблестный – мужественный, отважный (синонимы). Расщелина – глубокая щель, трещина в камне (словарь). - Какая беда приближалась? - Как автор описывает орла? Сразу ли орёл увидел лебёдушку? Что он увидел сначала? Почему же лебёдушка его не увидела? Как он показывает, что опасность близка? Как повела себя лебёдушка, увидев тень орла? Колыхалось – колебалось, мерно покачивалось - Что вы чувствуете? -Выскажите своё мнение, могла ли она спастись? - Почему она этого не сделала? - Как автор оценивает произошедшее? - Что смогла ещё сделать мама-лебедь для своих детушек? - А если бы она этого не сделала? - Удалось ли деткам спастись? - Почему из глаз лебёдушки катились «слёзы горькие»? - Ребята, как вы думаете, могут ли животные плакать? -Зачем поэт «очеловечивает» птицу? - Прочитайте последнюю строфу. Что вы заметили? - Зачем автор дважды их использует? -Что хотел сказать С.А.Есенин своим произведением? -Чему оно нас учит? - Можем ли мы сказать, что это произведение о родине? -Почему? -Постарайтесь сформулировать главную мысль этого произведения. Работа по группам. 1группа - олицетворения 2 группа – эпитеты 3 группа - сравнения Защита группы своего решения. Кто является главными героями произведения? - Дайте характеристику Лебёдушке. Составим кластер.
Какой же мамой была лебёдушка? Как автор относится к лебёдушке? Как вы относитесь к Лебёдушке? В чём же сила есенинской лирики в стихотворении? Чему учит стихотворение? Нет Лебёдушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебёдушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников. Французский композитор Шарль Камиль Сен Санс посвятил этой птице музыку, которую назвал «Лебедь». Русский композитор написал музыку к балету «Лебединое озеро». Художник М.Врубель написал картину «Царевна Лебедь». - Обратимся к тексту и прочитаем строфы о лебёдушке. Я предлагаю вам поразмышлять Людей, размышляющих о жизни, называют философами. Давайте и мы на несколько минут превратимся в философов. Зажжём свечу, пусть её пламя осеняет нас, дарит нам мысль – ведь свеча_ это символ вечной мысли. Достаньте вопросы из сундучка и дайте на них ответ. -Лебедь погибает, но не погибает добро, Трепетная глубокая нежность. Не погибает любовь матери к своим детям – это вечный закон природы. Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное, если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.
- Наша планета в наших с вами руках. Давайте озеленим, оживим этот земной шар. И пусть не по – настоящему мы пока это делаем, но я верю, что вы посадите настоящее живое дерево и не дадите в обиду зверей и птиц. - Я желаю доброты и сострадания ближнему! - Вернёмся к целям, которые мы ставили в начале урока. Выполнили мы их? . 1 ряд – выучить отрывок наизусть; выписать слова, характеризующие лебёдушку 2 ряд – выучить отрывок наизусть; выписать слова, характеризующие орла; придумать другую концовку 3 ряд – читать выразительно; выписать слова, характеризующие лебёдушку и орла Организация подведения итогов урока. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. - Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания. Спасибо за работу на уроке. . | Ответы детей. Чтение стихотворения наизусть в парах. - Работа в группах. 1 группа ПО: стихотворение называется «Берёза». Тема: берёза, природа, родина. 2 группа ПО: стихотворение называется «Поёт зима - аукает» Тема: время года, природа, родина. 3 группа ПО: стихотворение называется «Заколдован невидимкой»Тема: лес, природа, родина. Тема природы, родины. С,А,Есенин. Ответы детей. Показ слайдов из презентации к уроку(ученик читает факты из биографии ) Лебёдушка. Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы. ПО:1)Я думаю, что речь пойдет о лебеде, которая превратилась в царевну. 2)Мне кажется, о лебедях, которые жили парой и были преданы друг другу. 3)Я считаю, что это произведение о верности и красоте этой птицы. Дети читают про себя. ПО: чувства грусти, печали, так как лебедь погибла и дети остались сиротами. ПО: Чувство покоя, красоты окружающего мира, пробуждения природы. ПО: Картина восхода солнца. Природа пробуждается от ночного сна постепенно. ПО: Он показывает нам эти картины для того, чтобы мы любовались окружающим миром. ПО: В толковом словаре. Дети зачитывают отрывки. Дети подтверждают словами текста. ПО: На уроках изобразительного искусства (багровый, изумрудный, лазур-ный). Дети работают с текстом. ПО: Орёл. Дети зачитывают отрывки из текста. ПО: Жалость, грусть, печаль, страх за судьбу лебедят. ПО: Вероятно да, но тогда бы погибли ее дети. ПО: Она не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей. ПО: Оттолкнуть своих детушек. ПО: Возможно, дети погибли. ПО: От боли, от страха за судьбу лебедят. ПО: Да, конечно. ПО: Все осталось в природе, но лишь нет лебедушки. Материн-ское крыло заменено «кочками зелеными». Этим эпитетом С.Есенин подчеркивает чувство тоски, одиночества малышей. ПО: Образ Родины в творчестве С.Есенина неразрывно связан с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты, любви, добра. ПО: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей. Она погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.
1 группа – подымалась зорюшка, рассыпала огоньки – лучи, камыши шепталися 2 группа - лебёдушка белоснежная, лебедь белая, ноги помертвелые, родимой матушки, слёзы горькие, тело нежное 3 группа – выплывала, словно зоренька, Рассыпала радугой, словно жемчуг, как точка чёрная
Лебёдушка добрая внимательная смелая жертвенная заботливая Ответы детей. Стихотворение учит любить природу, всё живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы. Чтение строф о лебёдушке (выборочно по тексту) Дети дают ответы на вопросы. (см. приложение с вопросами) Дети читают наизусть стихи о добре, мире. (см.приложение ) Дети наклеивают картинки зверей, птиц, цветов на модель земного шара . Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. 1.На уроке я работал… (активно/неактивно) 2.Своей работой я… (доволен/недоволен) 3.Моё настроение… (стало лучше/хуже) 4.Материал урока был… (понятен/непонятен) | Обеспечивает высокий уровень вовлечённости обучающихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств. УУД (познавательные, регулятивные, личностные): -учебно-познавательный интерес к учебному материалу; -выбор оснований для классификации; -самостоятельное формирование познавательной цели данного этапа урока; -анализировать работу одноклассников. УУД: познавательные, регулятивные, личностные): - формирование умения рациональной работы с текстом; - формирование самооценки, уровня собственных знаний; - осуществление контроля; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Определение темы произведений. УУД (личностные, регулятивные, познавательные): -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -самостоятельно формулировать тему; -устанавливать причинно-следственные связи. УУД (коммуникативные, познавательные): -высказывать свою точку зрения; -умение извлекать информацию. Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции УУД (личностные, познавательные, ком-муникативные): -чувствовать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; -пользоваться разными видами чтения; - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные коммуникативные Коммуникативные Познавательные Коммуникативные( дети переживают за судьбу лебежатушек) УУД: Коммуникативные, познавательные (умение извлекать информацию из текста) Способствует снятию зрительного напряжения. коммуникативные, познавательные, личностные УУД: Познавательные, коммуникативные. Коммуникативные . УУД: Коммуникативные, познавательные, личностные. УУД: коммуникативные личностные УУД: коммуникативные Осознать, принимать, сохранять учебные задачи. Определение психо-эмоционального состояния обучающихся к концу урока УУД: (коммуникативные, личностные) - формулировать собственное мнение; -выявление учебно – познавательного интереса, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Список литературы
С. А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. - М.: «Художественная литература»,1985
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Учебник «Родная речь», 4 класс 2 часть. – М.: «Просвещение»,2014
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык»,1989
Предварительный просмотр:
Приложение
«Сундучок размышлений»
- Могла ли Лебёдушка поступить иначе?
- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
3.Зачем поэт рассказал нам эту историю?
4.Какое чувство раскрылось в поступке Лебёдушки?
5.Только ли образ птицы автор имел в виду?
6.Восхищает ли нас Лебёдушка своим поступком?
7. Вызвало ли стихотворение у вас чувство милосердия?
8. Почему мама готова отдать жизнь за своих детей?
Пусть миру будет хорошо У дома каждого в саду
Пусть наша вертится планета Цветут пусть яблони весною.
И солнца тёплые лучи И пусть дающего рука
Всегда ласкают землю эту. Вдруг не окажется пустою.
Земля – наш мир!
Земля – наш дом1
Кораблик в океане звёздном
Возьмёмся за руки друзья Спасём наш дом
Спасём наш мир Пока не поздно.
Он так любил, что мы
Забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль
Ведь главная любовь его – Россия-
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По – прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя
России – стихотворная душа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку математики "Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток" 1 класс.
Данный урок проводится в виде путешествия в космос. Дети останавливаются на планетах и решают различные задания...
Презентация " М. Ю. Лермонтов .Страницы из жизни." Литературное чтение 4 класс. УМК " Школа России".
Содержит биографические данные о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова....
Презентация "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество."Литературное чтение 4 класс. УМК "Школа России".
Презентация содержит биографические данные из жизни Л. Н. Толстого....
Презентация Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.Литературное чтение 4 класс УМК Школа России.
Презентация содержит биографические данные о жизни и творчестве великого писателя Л. Н. Толстого....
Презентация. М. Ю. Лермонтов. Страницы из жизни. Литературное чтение 4 класс. УМК Школа России.
Презентация содержит биографические данные о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова....
Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))
Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения. Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....
Урок-открытие по литературному чтению 4 класс Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Цель урока: -дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают, а , осмотревшись, ув...