Урок-открытие по литературному чтению 4 класс Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Горбунова Лариса Михайловна

 

Цель  урока:

 

-дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают, а , осмотревшись, увидеть необычное в обычном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

Урок-открытие по литературному чтению 4 класс

Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

                                                    Подготовила учитель начальных классов

                                                     Горбунова Л.М.

2013-2014 учебный год

                                           

.

                                             

                                             Ход урока:

   

                         (В классе присутствуют родители)

У: Как часто в жизни бывает, что мы - взрослые -не всегда понимаем своих детей. Да и дети зачастую не понимают нас. Почему так происходит? Давайте постараемся вместе найти ответ на этот сложный вопрос. Наверное, каждому из нас в трудные моменты жизни хочется вернуться в своё детство, хотя бы во сне. Закройте глаза, попробуйте мысленно вернуться в детство.

  Если взрослый живёт разумом, то ребёнок -душой и    интуицией, которую , взрослея ,к сожалению, утрачивает.

  Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей,  обратиться к детскому мировоспитанию, и многие вещи предстанут перед нами в ином свете.

  Живёт на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Сегодня наши родные, наши взрослые помогут нам разобраться в этих вопросах.

  Давайте вспомним, кому посветил Экзюпери эту сказку. Прочитайте. (Дети читают посвящение).

-Какая фраза заставила вас задуматься? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них помнит об этом»).

-Почему? (Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребёнка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

-Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

-Почему вы так решили?

-Поняли ли его взрослые?

-Почему взрослые не поняли ребёнка? (Вопрос к детям и родителям).

-Подтвердите ваше мнение словами из текста. (Взрослые никогда не понимают ничего сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать).

-Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? Зачитайте. («Взрослые посоветовали  мне не рисовать. А заняться арифметикой и правописанием»).

-К чему привел совет взрослых? (Ребёнок утратил веру в себя).

-Какую профессию приобрёл автор? (Лётчика).

-Пригодился ли совет взрослых?

-Изменилось ли его мнение о людях? Как он пишет об этом? («На своём пути я много встречал серьёзных людей, но не стал думать о них лучше»).

-Заметили ли вы, что Антуан де Сент-Экзюпери став взрослым сам себя таковым не считает? Из его слов видно, что он не принадлежит к миру взрослых людей. Для него взрослые -«они»,это мир, в котором он не живёт, хотя и общается, соприкасается с ним. Итак, Экзюпери-«взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.

-Как вы думаете, легко ли было автору жить в таком положении. (Ответы).Почему?(«Так я жил в одиночестве, не с кем было поговорить по душам»).

   Учитель читает начало второй части. («И вот шесть лет тому назад…»).

   В исполнении детей звучит колыбельная песня «Лунный кораблик» (муз.Синявского).Затем - чтение по ролям отрывка: «Вообразите же мое удивление…серьёзно меня разглядывает».

   У: Почему мальчик показался автору необыкновенным? Вам помогут ответить на этот вопрос:

-портрет Маленького принца (рассмотрите его);

-то, что ребёнок понял рисунки автора;

-слова из текста «Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление вдалеке от всякого жилья».

   Так Экзюпери познакомился с Маленьким принцем.

-Что ещё вы не знаете о Маленьком принце? (Он живёт на маленькой планетке астероид Б-612.Там росла прекрасная роза, за которой Маленький принц ухаживал. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).

-Как вы думаете, зачем он отправляется путешествовать?

-Действительно , поссорившись с розой, Маленький принц почувствовал себя очень одиноко. А ведь он мечтал о настоящем друге, который бы всегда его понимал. И он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.

   Дети исполняют песню «Волшебный цветок» (муз. Ю.Чичикова, сл. Пляцковского).

У: Прежде, чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звёзд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю.

   Ласково встретила малыша наша планета. И, увидев её, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга. Смогут ли наши взрослые увидеть то, что увидел Маленький принц?

   Дети показывают, как просыпается Земля. Используется музыка Х.Берне «Жизнь идёт», оркестр Поля Мориа.

У: Что же вы увидели? (Раскрываются и тянутся к солнцу цветы, от легкого ветерка колышутся деревья и травы).

-Какое настроение было у Маленького принца? (Ему было грустно).

-Почему? (Он облетел много планет и звёзд, но друга так инее нашёл).

-Кого же он встречает? (Лиса).

-О чём они говорят? (Лис просит, чтобы малыш его приручил).

-Как вы понимаете, что значит «приручить»? (Вопрос к детям и родителям).

-Как ответил мальчику Лис? Прочитайте. («Это давно забытое понятие…один в целом свете»).

-Зачем Лис хотел, чтобы его приручили? Зачитайте. («И живётся мне скучновато…приручи меня»).

-Сразу ли согласился Маленький принц? Почему ? (Нет. «У меня мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи»).

-Как ответил ему Лис? Зачитайте. («Узнать можно только те вещи, которые приручишь…приручи меня»).

-Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? (Вопрос детям и родителям).

У: «Слова только мешают понимать друг друга». Понять другого нужно не только умом, но душой, сердцем, научиться сопереживать».

   Так Маленький принц приручил Лиса. И настал час прощания.

-Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца? Почему?

-Что понял Маленький принц, глядя на розы? (Высказывания детей и грамзапись соответствующего отрывка текста).

   И Маленький принц возвратился к Лису.

   Дети инсценируют прощание Маленького принца с Лисом (часть IV) с использованием музыки Р.Шумана «Первая утрата».

   («И Маленький принц возвратился к Лису…Я в ответе за мою розу…» -повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить»).

-Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (На доску вывешивается плакат: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»).

У: Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня «Маленький принц», муз. М.Н.Таривердиева – до проигрыша. На фоне музыки). Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды, и среди них та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия.

   И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костёр любви. Маленький принц и Лис выносят светящееся сердце – «музыкальную шкатулку». (На фоне звучащей шкатулки), а по Земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы.

   Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Продолжение песни «Маленький принц»).

    Я верю: в каждом навсегда

    Добро поселится и радость.

    Взойдёт любовь, отступит старость,

    Найдутся новые друзья.

   И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди,способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить своим детям.

   «Ты в ответе за тех, кого приручил…» - так сказал Антуан де Сент – Экзюпери. Обнимите свою маму или папу и тихонечко скажите друг другу эти слова: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили» (окончание песни «Маленький принц»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зорко одно лишь сердце" по сказке Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Занятие способствует развитию  умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь....

Тема: «Уроки истины в сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц»

Философия Экзюпери безгранична, как вселеннаяю. А  каждое новое прочтение этого произведения открывает для нас взрослых , что-то новое и неизведанное. Для детей  моего класса это первое знак...

Тест по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

2 класс. Образовательная система "Школа 2100"...

Вопросы к сказке Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц"

Викторина для школьников по сказкам с ответами....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц».

Цели урокаобразовательные:·        организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке  "тайны особого зрения"; в осознании и осмысл...

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....