Открытый урок по теме "Сказка о жабе и розе"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Ковалёва Антонина Робертовна

конспект урока, презентация, приложение, а также физминутка и мелодия, используемая на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Урок литературного чтения по теме "Поединок добра со злом» в произведении В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе". 4-й класс 

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Задачи урока:

  1. Предметные:

 -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

-пополнять словарный запас учащихся;

- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

- учить анализировать поступки и характер героев;

2.  Метапредметные:   

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3.   Личностные:     

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

- воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • каточки;
  • тест для учащихся

Ход урока.

I.Организационный момент. (Слайд 2)

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II.Сообщение темы  и постановка целей урока:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте вместе их поприветствуем.

- Дома вам было предложено найти и рассказать о жизни Всеволода Михайловича Гаршина. (Слайд 3)

- Какие интересные факты из его жизни вы запомнили? (ответы детей)

- Теперь я предлагаю вам послушать музыку.(щелчок) 

(Звучит музыка «Мелодия» А.Г.Рубинштейна)(выключить проектор)

- Понравилась ли вам эта мелодия? Что представили?

- Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость — композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

- О какой сказке идёт речь?

-Действительно, это Сказка о жабе и розе, с содержанием которой мы познакомились с вами на прошлом уроке. (Слайд 4)

- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, чему будем учиться?

- Определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

- Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны осознать главную мысль сказки и сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.

III. Самоопределение к деятельности (Слайд 5)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». 

IV. Постановка проблемного вопроса.

- Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать нам В.М Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце нашего урока. (Слайд 6)

 - А сейчас я предлагаю вам прочесть стихотворение на экране:

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

  -  Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.

 - Что такое добро, по вашему мнению?

- Что такое зло?(заслушиваются ответы детей) (Слайд 7)

- Давайте прочтём, как эти два слова трактуются в толковом словаре С.И.Ожегова

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

V. Работа по теме урока.

- Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…)

- Вспомните героев сказки. Назовите их.  (Слайд 8)

(выключить проектор)

- Где происходили события?

- Найдите описание цветника. Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили- Чей это был цветник?

- Почему он был так запущен?  

- Что росло в цветнике? Перечислите.  

-  Что можем сказать, каким стал цветник?  

-  Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.

-  Что придало красоту этому запустению?  

- Попробуем выразить свои представления о розе и жабе. Для этого каждая группы получит своё задание.

- Найдите в учебнике:

1 группа –описание розы, отношение автора

2 группа –описание внешнего вида жабы, отношение автора

3 группа – мир, в котором живёт роза

4 группа – мир, в котором живёт жаба

5 группа – чем похожи мальчик и роза

-  Выберите слова и словосочетания, характеризующие розу и жабу.

Мир   розы:   цветник,  всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно,  спокойно,  тонкий свежий аромат  …

-   О чём говорит описание розы?  

-   Какие чувства испытывает роза?  

-   Разве роза может плакать?  

Какой  литературный  приём использует автор?

-   Что помогает нам понять счастье розы?  

-   О чём могла молиться роза?  

-   Какой показывает нам автор розу?   Как  автор  к  ней  относится

- Выберите слова, характеризующие розу (прикрепить на доску)

- А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?  

- Какой это образ – положительный или отрицательный?

Значит, роза –  это символ чего?  (прикрепить на доску слово «добро»)

-  А какое слово противоположно слову добро? 

-  Какой персонаж в этой сказочной истории изображает зло?

Поговорим о жабе.

Внешний вид жабы: жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).

-  Что делает жаба?  

-  Оцените  действия жабы.

-  О чём мечтает жаба?  Что она чувствует?  

-  Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?

-  Как вы понимаете фразу: «Что – то странное зашевелилось в жабьем сердце?»

-  Что могло  зашевелиться?

-  Какой вывод о жабе мы сделаем?  

-  Опишем мир, в котором жила жаба?

- Выберите слова, характеризующие жабу (прикрепить на доску).

-   Как чувствует себя жаба в такой обстановке?  

-  А как человек  может чувствовать себя там?  

-  Какой показывает нам жабу автор?  Как он к  ней относится?  

-  Какой это образ – положительный или отрицательный?

-  Значит, жаба – это символ чего? (прикрепить на доску слово «зло»)

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

-  В чём счастье для жабы и розы?  (Жаба –  лень, роза – жизнь).

IV. Физ.минутка. (Слайд 9)

V. Продолжение работы по теме урока.

-  Скажите, кто из персонажей  похож на розу?

- Чем? Какая у них душа? Что же  сближает мальчика и розу?

-   Когда в сказке наступает кульминационный момент?

-   Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?(стр.177-178)

-  Зачем мальчику нужна была роза?

-   А что чувствовала роза, когда её срезали?

-  Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

VI. Проверка знаний. Тест.

-  Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет проверить знания содержания и идеи сказки. Работа в парах.

Тест по проверке  знания  содержания  и  идеи  сказки:

1. О  чём  думает  роза  в  период  цветения?

А. Быстрей бы распуститься.

Б. Умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.

2. Что  в  жабе  самое  омерзительное?

А. Грязно - серые бородавчатые бока.

Б. Скверные липкие лапы.

В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза  не  жалеет о преждевременной  гибели,  потому  что…

А. она не досталась жабе.

Б. её гибель была   неизбежна.

В. она  украсила  последние минуты жизни мальчика.

4. Символом  света,  добра,  красоты  в  сказке  является:

А. роза

Б. жаба

 -  Составьте небольшой текст, используя слова в вопросе и ответе.

- А теперь давайте вернёмся к словам Всеволода Михайловича Гаршина (Слайд 10)

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

-Могут ли эти слова стать эпиграфом к нашему произведению?

- Какова же главная мысль сказки?

-  Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

-  О чём заставляет задуматься это произведение?  

VII. Рефлексия. (Слайд 11)

VIII. Домашнее задание. (Слайд 12)

IX. Итоги урока. (Слайд 13)

- Заканчивая урок, мне хочется сказать «Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!»

Благодарю за работу.

Приложение

любовь к окружающему миру

наслаждение жизнью

красота

дарение радости окружающим

нежность

понимание своей жизни в создании радости другим

лень

зависть

смысл  жизни в еде

злость

ненависть к окружающему миру

неумение выражать нежные чувства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок  помогает   учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Гаршин "Жаба и роза"

Презентация по литературному чтению...

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

"Жаба и роза" 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа Росии"...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...