Люби живое. И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Раздел "Люби живое".

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Люби живое. И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек".

Предметные цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по структурированию текста, выделению главного, характеризовать персонажей, находить аналог в пословицах;
  • Способствовать научению детей работать с текстом, пересказывать текст;
  • Обеспечить закрепление представлений о народных и литературных сказках.

Цели, направленные на развитие личности ребёнка:

  • Создать условия для формирования информационной грамотности: умение работать с текстом, структурировать, выделять главное;
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры: умению общаться, обеспечить развитие  диалогической и монологической речи;
  • Обеспечить развитие у учащихся рефлексивной культуры;
  • Содействовать развитию у учащихся умению осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
  • Воспитывать заботливое отношение к качеству своей речи и речевого поведения;
  • Способствовать развитию у учащихся интереса к русской литературной сказке, уважения к природе.

Оборудование:

  • Мультимедийное сопровождение;
  • Чайковский «Осень»(портрет, музыкальное сопровождение);
  • Сюжетные иллюстрации к сказке
  • Карточки со словарными словами, опорными словами;
  • Карточки для групповой работы (тест, пословицы)

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

II. Речевая разминка.
- Урок начнём с речевой разминки:

  1. Работа над загадкой.

Слайд «речевая разминка»

- Прочитайте загадку медленно.

- Тихо.

- Прочитаем быстро.

Мальчики

-        Прочитайте с сердитой интонацией.

Девочки

—        Прочитайте с веселой интонацией.

Все вместе.

-        Прочитайте очень быстро.

III.Сообщение темы урока

- О ком эта загадка?  Слайд «листопадничек»

- А почему вы так решили?

- Почему на речевую разминку была предложена загадка о зайце?

- Какие же цели стоят перед нами на урок? Слайд «цели урока»

 Продолжить работу над произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек», составить план для пересказа, проверить знание содержания сказки, учиться самостоятельно работать с текстом и тестом.

-Почему автор дал такое название произведению? (это произведение о зайчике, который родился осенью, а таких зайчат называют листопадничками).

-Давайте уточним, это сказка или рассказ? Почему? (это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют).

- А какая это сказка? Авторская или народная?

 - Ребята, в чём сходства и различия русских народных и литературных сказок? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. Записывать и печатать их в книгах стали гораздо позже. У литературных сказок немало общего с народными сказками. Например, в авторских сказках так же, как и в народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, оригинальная, индивидуальная и необычная. Например, Пушкин писал свои сказки в стихах. Он рассказывает сказки просто и интересно. Их легко запоминать.)

IV.Основная часть

  1. На улице  лежит  снег, приближается зима, наступила поздняя осень,  но сегодня мы  еще раз вспомним осеннюю пору Слайд «картина осени», а поможет нам в этом  произведение русского композитора Перта Ильича Чайковского «Осень». Прослушайте музыкальное произведение и скажите, какие картины осени возникают перед вашими глазами? Чтобы увидеть, представить музыку нужно слушать в абсолютной тишине.

Слушание «Осень» Чайковский.

- Ребята, что вы представили, слушав эту музыку? Ответы детей.

- Что общего у сказки «Листопадничек» и данного музыкального произведения?

- Откройте учебники  стр. 147 и  прочитайте предложения из текста, отрывки о том, как быстро менялось время осенью, изменялась жизнь животных?

Осыпался золотой лист… В лесу скучно и холодно… Журавли прощаются с милой зелёной родиной…  Улетели в далёкие страны крикливые журавли… Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи… Стало ещё скучнее в лесу… Скоро вырастет на зайцах густая, тёплая шёрстка

  1. Чтобы вспомнить содержание сказки, ответим на несколько вопросов, которые вы подготовили для своих одноклассников? Какие вопросы по тексту составили вы для своих одноклассников?

(устные ответы по сказке, один задает вопрос, другие отвечают)

 Пример:

    - Когда родились у зайчихи зайчата?

    - Какая мечта была у маленького зайчика?

    - Как готовились к зиме животные?

    - Что решил сделать самый маленький зайчонок, боясь зимы?

    - Кого встретил зайчонок во время путешествия?

    - Какой была бобровая хатка?

    - Как стал зайчонок для бобрят нянькой?

    - О чём часто вспоминал он?

3) А теперь дополнительные задания, чтобы проверить как вы внимательно читали сказку. Слайды 

Слайд № - Рассмотрите иллюстрацию. Найдите в тексте отрывок к ней.

Слайд №. - Рассмотрите следующую иллюстрацию. Зачитайте отрывок к ней.

  1. Физ. Минутка.

5) Составление плана.

- Вот мы и вспомнили с помощью предыдущих заданий содержание произведения. Теперь мы можем составить план? Давайте подумаем на какие части можно разделить эту сказку? О чем будет говориться в первой части? Второй? Третьей? Четвертой? (двое детей работают  у доски с картинным планом)

- Хорошо. Теперь каждую часть озаглавьте самостоятельно. Эту работу вы выполните в группе. Для работы у вас лежат на столах листы бумаги. Обсудите в группе, как вы озаглавили и выберите наиболее удачный заголовок.

- Что должно отражать заглавие каждой части? (Ее основную мысль).

  Обсуждение плана. Сравнение с примерным планом на слайде.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.

- Ребята, а чей план очень близко совпал с примерным планом на слайде? (просмотреть, оценить)

5) Перескажите  сказку по составленному плану.

- Кто являются главными героями этой сказки?

-Давайте дадим характеристику зайчонку и бобрам. Какими качествами наделены эти герои. (работа в парах)

                             Зайчонок

                       - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)

                       - упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)

                       - любознательный (задаёт вопросы бобрам)

                       - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)

                       - старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)

                       - иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)

                       - любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя

                                                                                   в хатке у бобров)

                               Бобры

                        - трудолюбивые мастера (строят плотину, хатку в два

                                                                      этажа; хвостом работают, как

                                                                      штукатуры)

                        - запасливые (готовят корм на зиму)

                        - гостеприимные (приютили зайца)

                        - заботливые и внимательные (волнуются за бобрят, помогают  

                                                                                  зайчику при наводнении)

                        - смелые (бобр выгнал выдру из хатки)          

                        - чистоплотные (бобры прибирают свою хатку)  

слайд

- Определите, к какому персонажу подходит каждая пословица.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Была бы охота, заладится всякая работа.

6)  

Жизнь животных, перемены , которые происходят осенью писатель рисует правдиво, а историю Листопадничка рассказывает как сказку, где персонажи наделены человеческими мыслями и поступками.

Какой заяц в начале и в конце?

-Ребята, зачем автор придумал сказку «Листопадничек»? Какие качества характера украшают человека?

  • - Как вы думаете, какая главная мысль выражена в произведении И.С. Соколова-Микитова?

7) При подготовке к уроку, ребята попробовали себя  в роли художников, где нарисовали рисунки к понравившимся  эпизодам (какой рисунок вы нарисовали, почему выбрали именно этот эпизод), а также попробовали себя и в роли писателей,  придумали продолжение этой сказки, о приключениях главного героя. Некоторые  работы мы представляем в форме презентаций.

Дети читают свои истории.

  • 8) Проверим, как вы хорошо  вы запомнили содержание сказки. (Покажите знание  содержания сказки,  выполнив задание в виде теста).

 В тесте каждый ответ на вопрос обозначен буквой. Вам нужно записать букву на желтый листок, обозначающие правильные ответы:

  1. У старой зайчихи родились:

(а) зайчонок

 (о) 2 зайчонка

 (у) 3 зайчонка  

  1.  Листопадничками называют:

(с)  упавшие листья

 (п) лесные поляны

 (м)  осенних зайчат

  1. Листопадничек побежал в теплые страны за:

(к)  утками

(н)   журавлями  

(л)   аистами

  1. Бобры строили на реке:

(и)  плотину

(у)  мост

(а) забор

  1. В хатке у бобров было:

(ф) 1 этаж

(ц) 2 этажа

(х) 3 этажа

  1. Выход из хатки бобров находится

(э) на крыше

(а)) под водой

(я)  под землей

Если на вопросы теста вы ответили правильно, то узнаете оценку своей работе на уроке.

9) С творчеством И.С. Соколова-Микитова и его произведениями мы будем не раз еще встречаться на уроках литературы. На слайдах и выставке вы видите его знаменитые рассказы и сказки, которые , наверняка , уже читали или  обязательно прочитаете.

V. Домашнее задание. 

Слайд.

С. 150 №3.

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни. Ведь вдали от родных жить очень трудно).

XI. Рефлексия

- Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке?

У вас на партах лежат зайцы, отпустите их на поляну гулять.(на доске две поляны-одна - весёлая, другая грустная)

- Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились?

VI. итог. Вы сегодня очень хорошо поработали. Скажите спасибо нашим гостям. Спасибо вам. Урок окончен.


И.С.Соколов-Микитов

Листопадничек.

                      План.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.

И.С.Соколов-Микитов

Листопадничек.

                      План.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.

И.С.Соколов-Микитов

Листопадничек.

                      План.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.

И.С.Соколов-Микитов

Листопадничек.

                      План.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.

И.С.Соколов-Микитов

Листопадничек.

                      План.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.

И.С.Соколов-Микитов

Листопадничек.

                      План.

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Встреча с семейством бобров.
  5. Зайчонок в хатке бобров.
  6. Пришлось остаться на зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Люби живое" 3 класс ("Школа России")

Данный материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЮБИ ЖИВОЕ"...

Презентация для обобщающего урока по разделу "Люби живое"

Урок-конференция "Земля - наш дом родной" - это обобщающий урок литературного чтения по разделу "Люби живое" в 3 классе. Программа "Школа России". Учителю помогают корреспонденты "Лесной газеты"....

Обобщение по разделу "Люби живое"

Нестандартный урок литературного чтения в 3 классе, разнообразные виды деятельности обучающихся на уроке...

Литературное чтение "Люби живое"

конспект урока пронрамма "Школа России" 3 класс...

Тест "Люби всё живое" (И.С. Соколов-Микитов, М.М. Пришвин, В.И. Белов, В. В. Бианки)3 класс

Тестовая работа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"...