Статья " Внеклассное чтение"
статья

Паутова Татьяна Владимировна

Цель и задачи уроков внеклассного чтения.

О пользе внеклассного чтения в формировании интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_urokah_vneklassnogo_chteniya.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда он приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную дома.

Круг произведений постепенно расширяется, усложняется. Начинается работа в читательском дневнике. Это трудное и кропотливое дело. Для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.

Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное.

И тут-то появляется внеклассное чтение. Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы. В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы.

Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Задача учителя — помочь учащимся стать заинтересованными, вдумчивыми и размышляющими читателями. Необходимо научить их получать удовольствие от чтения, соотносить художественный мир с реальным, выходить за рамки заучивания, размышлять о тексте.

На первом году обучения работа с книгой, которую организует учитель на занятиях внеклассного чтения, является в значительной мере пропедевтикой самостоятельного чтения. Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать имеющийся у детей запас знаний и жизненных наблюдений, помочь им накопить минимальный коллективный и индивидуальный читательский опыт и своевременно подготовить сознание и чувства детей к самостоятельному выбору и чтению небольших художественных произведений: сказок, рассказов, стихов.

Во втором классе цель обучения чтению состоит в том, чтобы, постепенно расширяя читательский кругозор учащихся, приучить детей без помощи учителя самостоятельно настраиваться на чтение новой детской книги и сознательно прочитывать названное учителем произведение, опираясь на все читательские и общеязыковые знания, умения и навыки, полученные к моменту работы с детской книгой.

Цель внеклассного чтения в третьем  и четвёртом классе не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.

На уроках внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется тремя существенными признаками: 
- умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями;

- знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
- умением найти нужную книгу и освоить ее содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом. 

В начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы.

 Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внеклассное занятие - современный "двигатель" в создании дружного коллектива"

Статья и конспект внеклассного занятия по теме: "Дружба" + презентация...

Статья "Внеклассная работа по математике"

В статье предлагается различные олимпиадные задания. Решение и ответ....

статья "Внеклассное чтение"

Как привить ребёнку любовь к чтению? Несколько советов....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья о внеклассном чтении в начальной школе.

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется , отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и про...

Статья на тему «Использование дидактических игр на занятиях по внеклассному чтению»

Речь  – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие мышления в значительной мере зависит от развития...

Статья "Внеклассное чтение в 1 классе"

Статья о том,как организовать уроки внеклассного чтения в 1 классе....