Урок литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Палченкова Виктория Вениаминовна

Урок литературного чтения по теме "Кукушка"

(ненецкая народная сказка). 2-й класс УМК «Перспектива».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "Кукушка"

(ненецкая народная сказка). 2-й класс УМК «Перспектива».

Виктория Вениаминовна Палченковаучитель начальных классов

Цели и задачи урока: 

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; 
  • формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
  • воспитывать чувство патриотизма, дружбы, товарищества, любовь и уважение к близким.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова “Литературное чтение” 2 класс I часть, аудиозаписи сказки, голос кукушки, детская песня “Кукушка”, презентация.

Планируемые результаты образования:

предметные

личностные

метапредметные

- соотносят иллюстрации с содержанием произведения;

- выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

- проявляют положительное отношение к процессу познания:

- оценивают собственную учебную деятельность;

- выражают положительное отношение к процессу познания.

-умение применять правила здорового образа жизни

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывать своё предположение (версию) на основе работы  с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам: ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим;  умение работать в паре, в группе, распределять роли.

ХОД УРОКА

1.  Орг.момент (звучит мелодия «В гостях у сказки»)                      (слайд 1)

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

– Веселья Вам да радости!

– Давно мы Вас ждем поджидаем, новую сказку не открываем.

2.  Актуализация знаний

– А знаете ребята, я очень люблю сказки. Мне часто их рассказывала моя мама. И сейчас, когда за окном дует холодный ветер, тоскливо и мрачно, а нам тепло и уютно, хочется читать и рассказывать сказки.

- Поднимите руку те, кто любит сказки.

- Почему вы любите сказки?

- Конечно, в сказках столько разных чудес! Хотя некоторые чудеса из сказок уже давно стали былью. Например, помните, яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Сегодня его заменяет телевизор, или ковёр-самолёт, который в наше время заменяет настоящий воздушный транспорт. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но, тем не менее, даже взрослые люди любят сказки, так как в них добро всегда побеждает зло.

- А кто является автором сказок? (Автором сказки может быть один человек, тогда сказка является авторской, а может рассказываться всем народом, передаваться из поколения в поколение, тогда эта сказка будет называться народной.)

- На какие группы можно разделить все существующие сказки? (Выделяют сказки волшебные, о животных и бытовые)

-  Какие сказки называют волшебными? О животных? Бытовыми? (Волшебными называют такие сказки, в которых есть доля волшебства, выдумки. Героям волшебных сказок всегда помогают волшебные предметы: шапка-невидимка, ковёр-самолёт и т.д. Бытовые сказки – это те сказки,  главными героями которых являются люди. Герои сказок о животных – животные.)

3.  Постановка учебной задачи. Работа в группах. Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним  прочитанные ранее сказки и поиграем  в игру ``Угадай", за каждый правильный ответ группа получает жетон.

По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, а козлёночек будет жить с нами” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)           (слайд 2)


б) “Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)                                                                        (слайд 3)

в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)                                                             (слайд 4)

г) “ Плавает и кричит: - Ах, какая я красивая! Го-го-го-го! Ах, какая я красивая.”         (“Айога” –нанайская народная сказка.)                                                                                (слайд 5)

д) “Жили – были дед, бабка да внучка Алёнушка. И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка ” (“Пых” – белорусская сказка.)                                   (слайд 6)

е) “Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.”             (“У страха глаза велики” – русская народная сказка.)                                                        (слайд 7)

- Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные) 

4.  Открытие нового знания.

- Ребята, наша страна большая, огромная, но у каждого человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос. Скажите, пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Урал, Челябинская область п. Бреды). 

- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. Вот сейчас мы с вами  отправимся на север нашей страны в заснеженную тундру.

А что такое тундра?  (выступление подготовленного учащегося)                               (слайд 8)

1-й ученик.  Тундра  это холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.                              

Коренные жители Севера - это ханты, манси, ненцы, чукчи, якуты.                          (слайд 9) 

2-й ученик.  Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.  Их основное занятие  оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население Тундры.

- Живут ненцы в чумах. А что такое чум?  (чум – это палатка  из оленьих шкур)    (слайд 10)                                                                                                                                                           

- Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками)  Найдите и прочитайте, что означает слово малица                                                                          (слайд 11)                                                                            (верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами). Пима – обувь из оленьего меха.

- С какими новыми словами вы познакомились?                                                           (слайд 12)

– Название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, вы узнает, если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает?
 (Кукушка.)       (слайд 13)  

- Кто из вас видел кукушку? Слышал?  (Аудиозапись голоса птицы)

Ребята нам приготовили сообщения о кукушке. (Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик  (слайд 14)  Но есть у неё и другая особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него своё яйцо.

3-й ученик  (слайд 15)  За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

4-й ученик (слайд 16)  Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы.  Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей. 

 Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка” (гиперссылка)

Зеленая опушка идем по холодку, 
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку, 
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,

Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.                                                                          
 (Слайд 17)

–  Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви  человека, птицы и зверю к своему дитя)                                                     
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?                                            
 – Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

5. Целепологание.                                                                                                                      Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись. Первичное восприятие текста.

- Сейчас мы послушаем ненецкую народную сказку «Кукушка» (Слайд 18, 19, 20,21,22,23,24,25)

- Кто главные герои этой сказки?                                                                                                              - Какие чувства вызвала у вас эта сказка?                                                                                                - Почему так названа эта сказка?

6. Первичное закрепление. Работа по содержанию с выборочным чтением.                                                                  - Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?       (Слайд 26)                 Обсудите  в  группах  предложенные  варианты,   докажите  правильность   или неточность утверждений:

-  мать не любила своих детей;

-  мать хотела птицею долететь до воды;

-  матери   было   тяжело   видеть,   что   ее   дети   растут   чёрствыми   и   равнодушными;

- Как вы думаете, отчего заболела мама? Подтвердите словами из текста. 

-  что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?  Подтвердите словами из текста. 

- Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными) 

 - Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? (Сожаление, страх)

- Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели - извиниться.)

7. Обобщение.                                                                                                                                             - Как заканчивается эта сказка?  (грустно)                                                                                                   -  Чему учит вас  сказка? (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)

Групповая работа.

- А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».

На  партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Соберите пословицу из этих слов.

Пословица 1 группы:  Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

Пословица 2 группы: При солнышке светло, при матери добро. 

Пословица 3 группы: Сказка ложь, да в  ней намёк добрым молодцам урок.                                 (Сказки - это вымысел, но мы многому можем научиться, читая их.)

- Какие пословицы у вас получились?
- Объясните, как вы понимаете их смысл.

8.  Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложения:

Мы познакомились со сказкой....

Она заставила нас  задуматься о (об)....

Сказка нас  научила…..

– Понравился ли вам урок?                                                                                                                                              

9. Самооценка (подсчитайте количество заработанных жетонов)

10. Домашнее задание.                                                                             (Слайд 27)                                    

Мальчикам подготовить пересказ сказки от лица детей

( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..)

Девочкам пересказ от лица матери ( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)

– Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами, с которыми нам предстоит познакомиться.            (Слайд 28)                 

Урок окончен, всем спасибо за работу!

Почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?                 

-  мать не любила своих детей;

-  мать хотела птицею долететь до воды;

-  матери   было   тяжело   видеть,   что   ее   дети   растут   чёрствыми   и   равнодушными;

Почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?                 

-  мать не любила своих детей;

-  мать хотела птицею долететь до воды;

-  матери   было   тяжело   видеть,   что   ее   дети   растут   чёрствыми   и   равнодушными;

Почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?                 

-  мать не любила своих детей;

-  мать хотела птицею долететь до воды;

-  матери   было   тяжело   видеть,   что   ее   дети   растут   чёрствыми   и   равнодушными;

Нет  на свете

 лучше

дружка,  чем

родная

матушка.

 При солнышке светло,  при матери  добро.

Сказка  ложь, да   в  ней намёк  добрым молодцам урок.                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...