Роль чтения в обретении одаренности
статья по чтению на тему

 Валентина Алексеевна Плетнева

Чтение уходит из детского досуга. Беседы о пользе чтения, рекомендательные списки литературы не помогают. Для восстановления упавшего престижа чтения в глазах учеников, для  формирования читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения мы стали проводить в школе читательские конференции. Цель конференций – создание условий для активизации читательской деятельности через привитие интереса к чтению и развитие коммуникативных навыков. В этой статье мы попытаемся ответить на такие вопросы: Что дают читательские конференции ученикам? Почему читательские конференции необходимы педагогам? Как читательские конференции влияют на школьную жизнь? Как планировать читательскую конференцию? Какие есть правила участников конференции? Как могут проявить себя одаренные дети на читательских конференциях? В конце статьи мы знакомим с нашим опытом проведения читательских конференций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_chteniya_v_obretenii_odarennosti.rar61.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль чтения в обретении одаренности

Валентина Алексеевна Плетнева

МКОУ СОШ с. Биджан Ленинского района ЕАО

Книга делает свое дело, разумеется, не тогда, когда стоит на полке. Вся суть в том, чтобы она там не стояла. Умение пускать книги в читающую публику и пускать их планомерно, упорно и по всем направлениям — это своего рода практическое искусство…. Николай Александрович Рубакин, русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель

Читая, люди представляют себя «сверхчеловеками» или добрыми волшебниками, роковыми красавицами или спасителями мира. Человеческая фантазия необъятна, а мозг нуждается в постоянной подпитке и пище для размышлений. Ведь так чудесно после совсем обычной обстановки в совсем обычном доме представлять иные миры, улетать в космические странствия, совершить удивительные приключения и подвиги с героями романов. Именно такую возможность каждому дает удивительный мир книг. С любимыми книгами мы можем прожить сотни жизней, побывать в тех местах, куда вряд ли попадем в реальности,  оказаться в сложных жизненных ситуациях и с честью из них выйти.

А ведь привычка много читать, в особенности хорошую литературу, – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Чтение уходит из детского досуга. Беседы о пользе чтения, рекомендательные списки литературы не помогают. Педагоги-предметники, говоря об учебных достижениях учащихся по учебным предметам, часто жалуются на то, что дети не умеют и не хотят читать. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи или упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

К сожалению, этому способствует и научно-технический прогресс. Слушание музыки, многочасовое сидение у телевизора, компьютерные игры, экранизация литературных произведений, аудиокниги - все это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным.

Для восстановления упавшего престижа чтения в глазах учеников, для  формирования читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения мы стали проводить в школе читательские конференции.

Какие образовательные и воспитательные цели и задачи мы ставим в процессе формирования читательской культуры?

Цель – создание условий для активизации читательской деятельности через привитие интереса к чтению и развитие коммуникативных навыков.

Что дают читательские конференции ученикам?

  • Помогают ориентироваться в огромном книжном пространстве, получать информацию о книжных новинках, таким образом расширять читательский кругозор.
  • Развивают способности самостоятельно анализировать прочитанное.
  • Формируют у школьников навыки публичных выступлений; учат правильно логически выстроенной и грамотно оформленной устной речи.
  • Развивают навыки и умения аудирования.

Почему читательские конференции необходимы педагогам?

  • Читательские конференции позволяют ненавязчиво руководить детским чтением, пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, помогают выстраивать систему воспитательной работы на основе книги.
  • Читательские конференции дают интересные материалы для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов.
  • Участие педагогов в конференции наравне с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской и мировой культуры.

Как читательские конференции влияют на школьную жизнь?

  • Улучшается психологическая атмосфера, уменьшается число конфликтных ситуаций, общение старших и младших школьников, взрослых и детей становится более интеллектуальным, увлекательным.

Планирование читательской конференции в нашей школе включает следующие этапы:

  1. Определение темы читательской конференции.
  2. Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими  участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)    
  3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции. Важно, чтобы вопросы активизировали воображение читателей, вызывали желание размышлять. Участники хорошо подготовленной конференции выступают заинтересованно, их выступления вызывают эмоциональную реакцию слушателей, желание включиться в обсуждение вопросов.
  4. Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя (для  школьников постарше).          
  5. Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.      
  6. Подготовка пространства помещения, ведь оно станет сценой, где будет разворачиваться все действо. Правильное оформление может усилить эффект, неверное – испортить впечатление от разговора.
  7. Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции.

При проведении конференции на всех участников действуют следующие правила:

  • В конференции участвует все школьное сообщество — учащиеся, педагоги, администрация, родители.
  • Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции.
  • Задача выступающего — показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы ее захотели прочитать.
  • Задача слушающего — прослушать информацию о книге, выбрать книги для чтения на ближайший период времени.
  • Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть “не мои” книги.

В условиях нашей малокомплектной сельской основной школы, где в 1-4 классах учится в 2 раза больше учеников, чем в 5-9 классах (демографическая яма конца 1990-х), ориентироваться мы можем в основном на младший школьный возраст. Отсюда своя специфика форм читательских конференций – «Презентация книги», «Турнир литературных героев», «Праздник встречи с любимой книгой» и тому подобное. Предлагаем познакомиться с нашим опытом проведения читательских конференций.

        Читательская конференция в форме «Презентация книги» под девизом “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.

Цель  читательской конференции - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.C:\Users\Главный\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC01508 - копия.jpg

Задачи:

  1. Познакомить учеников с мыслями известных людей о пользе чтения и поразмышлять по этому поводу.
  2. Вспомнить народную мудрость о книге и чтении, закончив пословицы и поговорки.
  3. Популяризировать творчество немецких писателей–сказочников.
  4. Формировать у школьников навыки публичных выступлений.
  5. Развивать навыки и умения аудирования.
  6. Развивают способности самостоятельно анализировать прочитанное.
  7. Учить оценивать выступления товарищей.

        План конференции:C:\Users\Главный\Desktop\турнир лг\DSC01503 - копия.JPG

  1. Вводное слово.
  2. Знакомство с изречениями известных людей о пользе чтения и детские размышления по этому поводу (см. Приложение 1).
  3. Развитие догадки  при заполнении пропусков в пословицах и поговорках о книге, о чтении (см. Приложение 2).
  4. Подведение итогов заочной викторины «Знаешь ли ты немецкие сказки и немецких сказочников? (см. Приложение 3).
  5. Презентация книг, публичные выступления читателей.
  6. Оценка выступлений слушателями.
  7. Рефлексия. Поощрение учеников. 

Выявление одаренных детей через организацию читательских конференций является важным процессом в школьной жизни. Отличительные черты одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству, могут и должны реализоваться через участие таких детей в читательских конференциях, начиная с младшего школьного возраста. Именно там одаренные дети могут научиться

  • высказывать собственные идеи и отстаивать их;
  • рассказывая о чем-либо, придерживаться выбранного сюжета, не терять основную мысль;
  • фантазировать на тему действительного события, придавать событию что-то новое и необычное;
  • выбирать в своих выступлениях такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображать персонажи живыми и интересными.

Использование читательских конференций может стать одним из механизмов развития системы выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей и на практике реализовать основные элементы общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.

Приложение 1.

  • Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты, это правда, но я узнаю тебя лучше, если ты скажешь мне, что ты перечитываешь. Франсуа Мариак.
  • Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Бернард Вербер
  • Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Фрэнсис Бэкон.
  • Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. А. Дюма-сын.
  • Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Лев Николаевич Толстой.
  • Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. Сухомлинский.
  • Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. А.И. Герцен
  • Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности. Сэмлоэл Смайлс
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро

Приложение 2

  • Хлеб питает тело, а книга питает разум.
  • Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
  • Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
  • Книга не пряник, а к себе манит.
  • Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
  • Сказанное слово – было, да нет, а написанное живёт век.
  • Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • С книгой поведешься – ума наберешься.
  • Книга – твой друг, без нее как без рук.
  • Книги не говорят, а правду сказывают.

Приложение 3

Викторина «Знаешь ли ты немецкие сказки и немецких сказочников?»

  1. Год спустя взял король себе другую жену. Эта была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой. Было у неё волшебное зеркальце, и когда становилась перед ним и гляделась в него, то спрашивала: Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей во всей стране?
  2. – Ох, там, в доме страшная ведьма засела, как дохнёт она мне в лицо, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснёт он меня по ноге; а на дворе лежит чёрное чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше, на самом верху, судья сидит и кричит: «Тащите вора  сюда!» Тут я еле-еле ноги унёс.
  3. Покинув город, он из страха перед старухой бежал все дальше, что было сил. Никогда в жизни он не бегал так быстро, и ему показалось даже, что он просто не может остановиться. Его несла, казалось, какая-то невидимая сила. Наконец он заметил, что с туфлями этими творится что-то странное: они все время стремились вперед и тащили его с собой. Он на все лады пытался остановиться. Но это никак не удавалось. Тогда в отчаянии он крикнул самому себе, как кричал лошадям: - Эй, эй, тпру, эй! И тут туфли остановились, и … в изнеможении повалился на землю.
  4. Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова глубоко ушла в плечи, и он почти совсем не мог повернуть. А ростом он был такой же, как семь лет назад, - совсем маленький.
  5. Великан прочитал: «Побил семерых одним махом» - и подумал, что речь идёт о людях, которых убил …, и почувствовал к этому маленькому человечку некоторое уважение. Но ему захотелось сначала его испытать. Он взял камень в руку и сдавил его так, что из него потекла вода.
  6. А правил в том городке король; и была у него дочка, такая строгая да мрачная, что ни один человек не мог её никак рассмешить. И потому королём был объявлен указ, что кто, мол, её рассмешит, тот на ней и женится. Услыхал … об этом и отправился со своим гусем и целой ватагой спутников к королеве. Увидела та семерых, бегущих друг за дружкой, и так начала смеяться, что и остановиться ей было трудно.
  7. Кто понюхает порошок из этой коробочки и произнесет при этом слово "мутабор", тот превратится в любое животное и будет понимать язык животных. А если он пожелает вернуть себе человеческий облик, пусть трижды поклонится на восток и произнесет это же слово! Но бойся рассмеяться, когда превратишься в животное! Волшебное слово выскочит у тебя из памяти, и ты так и останешься животным".
  8. В лес – охранять свои сокровища от злых карликов, - ответил медведь.- Зимой, когда земля накрепко замерзает, они не могут выкарабкаться наверх и поневоле сидят в своих глубоких норах. Но сейчас солнце обогрело землю, растопило лёд, и они уже, верно, проложили дорогу из своего подземелья на волю, вылезли наружу, всюду шарят и тащат к себе что приглянется. А уж что попадёт к ним в руки и окажется у них в норе, то не скоро выйдет опять на дневной свет.
  9. Она взяла её за руку и привела к большим воротам. Открылись ворота, и, когда девушка оказалась под ними, вдруг пошёл сильный дождь, и всё золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.
  10. Время шло, а малыш всё не рос и оставался таким же маленьким. Но зато был он такой понятливый, весёлый и прилежный, что родители в нём души не чаяли. По утрам брал он скорлупку от грецкого ореха, набирал в неё капельки, сбегавшие по травинкам и листикам, и пил свежую росу.
  11.  Когда ей исполнилось двенадцать лет, колдунья  заперла её в башню, что находилась в лесу; в той башне не было ни дверей, ни лестницы, только на самом верху было маленькое оконце. Когда колдунье хотелось забраться на башню, она становилась внизу и кричала: …, …, проснись, Спусти свои косоньки вниз.
  12. Так жили они до тех пор, пока все чашки и плошки до последней не были распроданы. А потом муж снова закупил целый воз глиняной посуды. Королевна уселась на рыночной площади, возле дороги, расставила вокруг свой товар и приготовилась торговать. Как вдруг, откуда ни возьмись, какой-то пьяный гусар на горячем коне вихрем вылетел из-за угла и пронесся прямо по горшкам, оставив за собой облако пыли да груду битых черепков.
  13. - Ах! - воскликнула, наконец, Мари. - Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой ёлкой?

- Он, милая деточка, - ответил отец, - будет усердно трудиться для всех вас: его дело - аккуратно разгрызать твёрдые орехи, и куплен он и для Луизы, и для тебя с Фрицем. С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и - щёлк! - человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко.

  1. – А знаешь что, - отвечала  жена, - давай-ка пораньше утром, только начнёт светать, заведём детей в лес, в самую глухую чащу; разведём им костёр, дадим каждому по куску хлеба, а сами уйдём на работу и оставим их одних. Дороги домой они не найдут, вот мы от них и избавимся.

Библиография

  1. http://constructorus.ru/aforizmy/tsitaty-i-aforizmy-o-chtenii.html
  2. http://lukoshko.net/storyList/bratya-grimm.htm
  3. http://oskazkax.ru/
  4. http://posloviz.ru/category/kniga/
  5. https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/v-pomos-kollegam/aforizmy-o-knigah-i-ctenii
  6. Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению // Школьная библиотека.-2007.-№ 4.с.12-16.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в воспитании одаренных детей

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка....

Роль чтения в развитии ребенка

Чтение в развитии ребенка имеет очень важную роль. Прочитав этот материал, вы сами в этом убедитесь....

Роль чтения в образовательном процессе и личностном развитии младшего школьника"

В статье приводятся примеры тренировочных упражнений, которые помогаю ребёнку правльно и грамотно научиться читать (под руководством учителя и родителей). Упражнения помогают правильно дышать при чтен...

Статья "Роль чтения в обретении одарённости"

Данная статья поможет педагогам ещё раз взглянуть на одарённых детей и привлечение литературного чтения для развития одарённости.Работа включает не только теоретическую, но и практическую части в виде...

Роль семьи в развитии одаренных детей

Рекомендиции для родителей по созданию условий для развития одареных детей...