Статья "Роль чтения в обретении одарённости"
статья по чтению на тему

Изянина Юлия Владимировна

Данная статья поможет педагогам ещё раз взглянуть на одарённых детей и привлечение литературного чтения для развития одарённости.

Работа включает не только теоретическую, но и практическую части в виде приложения ( стихотворение моего ученика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx940.7 КБ

Предварительный просмотр:

Роль чтения в обретении одарённости

Автор Ю.В. Изянина

Учитель начальных классов

 МАОУ СМТЛ

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно не только узкопредметные решать задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Особенно важное значение на уроках чтения -  является создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся. Уроки литературы в начальной школе воспитывают у ученика сознание чутко, интеллигентно воспринимать мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту.

Уроки чтения, построенные по принципам развивающего обучения, ставят учащихся на новые уровни развития, помогают учителю увидеть творческие способности ребёнка, дать возможность проявить свой талант в реализации различных проектов, заданий, творческих решений и т.п.

Сейчас родители учащихся стараются, как можно раньше научить их читать, считая, что тем самым они предугадывают дальнейший успех у своих детей. Такие дети приходят в наше учебное заведение, имея за плечами умение читать, но зачастую плохо ориентируясь в прочитанном. Высокоинтеллектуальные дети имеют проблемы в связной речи, коммуникативном общении.

Работая в таком учебном заведении, как лицей, я столкнулась с такой проблемой, как  реализация техники чтения у учащихся (порой  часто высокий уровень) в практическом умении работать с материалами  печатных статей по различным предметам.

Хорошо читающие дети часто не могут ответить на вопросы по содержанию, проанализировать прочитанное произведение. Тогда я обратилась к технологиям продуктивного чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребёнок может открыть в нём что-то новое, чего раньше не заметил.

Цель учителя: создать благоприятное условие для работы над содержанием, разбором текста, подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, уделять большое внимание словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

По данной проблеме я работаю уже много лет и считаю, что многое зависит от личности учителя. В наш лицей приходит очень много талантливых детей, но имеющих различные проблемы, поэтому задача учителя – увидеть, направить, поддержать, помочь раскрытию творческих возможностей учащихся.

 Учащимся  регулярно предоставляется   возможность   выступать   на уроке в  роли учителя.  Широко  применяются  разного  рода   творческие,   в том  числе  конкурсные задания,   ролевые  тренинги,  групповые   дискуссии. Часто на уроки приглашаются родители учащихся.

Поскольку  классы  имеют   лишь   относительно   однородный состав,   учебный  процесс  во   многих    случаях   строится    на   основе внутриклассной  дифференциации. Это предполагает   использование   групповых форм   организации  учебной  работы, возможность   для    одаренных   детей самостоятельно, работать по индивидуальному  плану. Большое  значение  придается самостоятельному   чтению   художественной  и

научно-популярной  литературы.

Дети, увлекающиеся чтением, ведут читательские дневники (хотя в последнее время в педагогической литературе ругают учителей за это, но мои ученики с удовольствием занимаются с дневниками), устраивают праздники читательских удовольствий, где рассказывают о своих любимых книгах, тем самым «заражают» чтением других учеников.

В учебном плане нашего учебного заведения прописаны дополнительные часы уроков развития речи, внеклассного чтения, где мои ученики с удовольствием занимаются не только программными заданиями, но и самостоятельно, по выбору, учат стихи (при этом выбирают их из творчества М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина и др.).

Осенью прошлого года мои третьеклассники принимали участие во Всероссийском литературно - творческом конкурсе «Восхождение к образу», где трое из них были удостоены званий лауреатов 1 и 2 степеней.

 Недавно в нашем лицее проходил конкурс чтецов. Предложенная тема «Семья» никого не оставила равнодушным. Дети самостоятельно искали стихи по заданной теме, старались искать стихи незнакомые широкой аудитории, готовили к ним презентации, репетировали дома с родителями.   Чтецы выступали сначала внутри класса, затем по желанию – среди учащихся начальной школы. А лучшие чтецы, по мнению голосовавших, были представлены на районный конкурс чтецов. В данном проекте так же участвовали дети поэты собственных произведений.

А сейчас дети с большим вниманием отнеслись к предложенному заданию областного конкурса письма - написать письма по темам, предложенным на конкурс по выбору. Учащиеся с глубоким чувством воодушевления прониклись к проблеме возрождения эпистолярного жанра, погрузились в возможность написания конкурсных сочинений, приобретая при этом большой опыт практического навыка грамотно излагать свои мысли, основываясь на ценностях родного языка и культуре письменной речи. Особенно радует, что моих учеников не оставила равнодушным тема современной культуры общения, этикета речи, «волшебных» слов.

Благодаря такой работе, я думаю, у моих учеников формируются не только художественные ценности, но и ценности настоящих человеческих чувств и отношений. Ради этого и стоит работать учителем, развивать одарённых детей, способствовать становлению личностей учеников.



120

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение

Самарский Медико – технический лицей

Автор

Прасковьин Арсений

ученик 3-1 МБ класса

МАОУ СМТЛ

Научный руководитель

Изянина Юлия Владимировна


IMG_8498

А с братом мы живем довольно дружно,

Хотя дерёмся, правда, иногда.

Но если только брату будет нужно,

Я буду рядом  всюду и всегда.

  23311

Ах, как приятно, с папой на диване

Усесться и смотреть на биатлон!

Готовит мама или даже в ванной,

Но слышится наш крик со всех сторон.

IMG_8497

Люблю я с мамой долгие беседы,

Когда мы остаемся с ней вдвоём.

Уходят все болячки, даже беды,

Согретые особенным теплом.

23311IMG_8501

Когда встречаемся порой после разлуки,

Я говорю, что всех их так люблю!

И вы не думайте, что это просто звуки,

Желаю всем такую же семью!

                                        23133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Крещение Руси - обретение истории"

Урок "Крещение Руси - обретение истории"...

Крещение Руси - обретение истории.

От язычества к вере православной. Материал для детей начальной школы....

Классный час "Крещение Руси -обретение истории!"

Разработка классного часа "Крещение Руси - обретение истории" нацелено на привлечение внимания учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть исто...

Планирование и организация жизнедеятельности по программе «Обретение надежды» в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома за 2018-2019 учебный год

В этом учебном году продолжим работу по программе «Обретениенадежды»,третьего обучения, создавая  условия для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечел...

Роль чтения в обретении одаренности

Чтение уходит из детского досуга. Беседы о пользе чтения, рекомендательные списки литературы не помогают. Для восстановления упавшего престижа чтения в глазах учеников, для  формирования читатель...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...