Конспект урока обучение грамоте + презентация по теме «Звуки [й'] [а], Буквы [Я], [я]»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Представлен конспект для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа".

Цели деятельности учителя:

  •  ознакомление со звуками [й'] [а];
  • печатными буквами Я я;
  • совершенствование навыка чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_y_a_bukvy_ya_ya.docx42.35 КБ
Office presentation icon zvuki_y_a_bukvy_ya_ya.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Дата:13.11.18                                                                                        ФИО учителя: Залялова Н.А._________________

Школа: 148         ФИО студента: Самбирская А.

Класс: 1 «М»                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.________________

Кабинет: 209

КОНСПЕКТ УРОКА (Обучение грамоте)

Тема: Звуки [й'] [а], Буквы [Я], [я]

Цели деятельности: Ознакомление со звуками [й'] [а]; печатными буквами Я я; совершенствование навыка чтения

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: характеристику звуков [й'] [а]; печатные буквы Я я;

Уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками  [й'] [а]; устно выражать мысли в связной речи

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник «Азбука», УМК «Перспективная Начальная Школа», 1 класс, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный.

Психологический настрой

Артикуляционное упражнение, скороговорка

3 мин

- Доброе утро, дорогие ребята! Меня зовут Алена Евгеньевна. Сегодня я проведу у Вас урок обучения грамоте. Я очень рада видеть Вас, и хочу поскорее  начать работу с Вами. Прошу Вас присаживайтесь.

-Ребята, послушайте скороговорку

Ямки буква Я копала,
Я в них яблоньки сажала.

-Давайте проговорим эту скороговорку вместе.

-Кто желает произнести данную скороговорку?

-Ребята, это ведь скороговорка, значит, как ее нужно произносить?

-Верно, ребята. А кто попробует это сделать?

 –Молодцы!

Приветствуют учителя

Слушают скороговорку

Проговаривают хором

Очень быстро

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Метод проблемного изложения

6 мин

-На какие 2 группы делятся все звуки?

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?

-Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке?

-Что вы узнали?

-Верно. А что вы узнали про звук [й']

Охарактеризуйте его

 -Правильно, молодцы!

Как вы считаете, почему мы с вами говорим об этом звуке?

Это мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

Узнаем работу звука [й’] в словах с буквой я.

 Отвечают на вопросы учителя

-Гласные и согласные.

-Ударные и безударные.

-Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.

- обозначает мягкий звук [й']

- звук согласный, т.к. при произношении звука воздух встречает припятствие; мягкий, звонкий

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

ІІІ. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, послушайте стихотворение:

Яблоко большое Я сорвал в саду, 
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу. 
Потому и Яблоки ем частенько Я, 
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я») 

-Ребята, какие звуки звучали чаще в этом стихотворении?

-Верно. Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Да. А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Что узнаем?

Чему научимся?

-Верно, ребята.

Слушают стихотворение

[й'] [а]

Звуки [й'] [а], Буквы Я я

познакомимся со звуками [й'] [а]; ['а] и буквами  Я,я

 будем учиться определять звуки [й'] [а] в слогах и словах

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

ІV. Открытие нового знания

Практический:

артикуляция, звуковой

анализ слова

Словесный: учебный диалог

8 мин

А сейчас мы откроем учебники, на странице 37.

Обратите внимание на первую звуковую схему.

Что показывает голубая дуга?

Сколько слогов этом слове?

Дайте характеристику слогу.

Сколько звуков в слове?

Сколько букв?

Что вы заметили?

Верно! Звуки [й’][а] обозначаются одной буквой на письме.

Назовите, пожалуйста, местоположение буквы я.

Посмотрите на вторую звуковую схему.

Что показывает голубая дуга?

Сколько слогов этом слове?

Назовите первый слог.

Дайте характеристику звуков.

Назовите второй слог.

Дайте характеристику звукам.

Сколько звуков в слове?

Сколько букв?        

Назовите местоположение буквы я.

Буква я стоит в конце слова.

После какой буквы?

Верно! После гласной.

Что вы заметили?

Почему?

Верно! Потому что буква я обозначает два звука.

Обратите внимание на третью звуковую схему.

Что вы видите на картинке?

А вы знаете, что это такое?

Маяк- башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

Что показывает голубая дуга?

Сколько слогов этом слове?

Назовите первый слог.

Дайте характеристику звуков.

Назовите второй слог.

Дайте характеристику звукам.

Сколько звуков в слове?

Сколько букв?        

Что вы заметили?

Назовите местоположение буквы я.

Верно! Буква я стоит после гласной.

Так какой же вывод мы можем сделать?

Когда буква я обозначает 2 звука?

Буква я обозначает 2 звука, когда стоит после гласной и вначале слова.

Слушают учителя.

-слоги

-1

-один слог состоит из 3 звуков: [й’]-согласный, мягкий,звонкий

[а]-гласный ударный

[н]- согласный, твердый, звонкий

-3

-2

-что звуков больше, чем букв

- Звуки [й’][а] обозначаются одной буквой а письме.

-в начале слова

-слоги

-2

-ли

- [л']-согл.,мягкий, звонкий

[и]- гласный, ударный

[й’]-согласный, мягкий,звонкий

[а]-гласный ударный

-4

-3

-буква я стоит в конце слова

-после гласной

-что звуков больше, чем букв

-маяк

-слоги

-2

-ма

[м]- согласный, твердый, звонкий

[а]- гласный, безударный

- як

[й’]-согласный, мягкий,звонкий

[а]-гласный ударный

[к]- согласный, твердый, глухой

-5

-4

-звуков больше, чем букв

-буква я стоит после гласной

Буква я обозначает 2 звука, когда стоит после гласной и вначале слова.

К.: построение речевого высказывания

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Гимнастика для глаз

1 мин

Выполняют задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный:

 презентация

Практический: многократное чтение слогов

Практический: слого-звуковой анализ слов

7 мин

А как вы думаете, для чего нам нужно у меть читать слоги?

Сейчас мы с вами и потренируемся читать слоги.

Давайте прочитаем хором.

Что вы заметили в этих слогах одинакового?

А сейчас мы прочитаем слова в столбике. Слова, которые выделены голубыми дугами, читаем отчетливо, по слогам. Слова, в которых стоит ударение, читаем с ударением.

Сначала прочитаем вместе.

А теперь все слова нам прочитает каждый ряд.

А сейчас прочитайте слова, в которых 2 слога; 3 слога.

А сейчас зачитайте слова, в которых буква я стоит первой.

А теперь прочитайте слова, в которых буква я стоит после гласной.

Какова работа буквы я в этих словах?

Когда буква я стоит вначале слова и после гласной, она обозначает два звука.

-чтобы хорошо читать

Читают хором.

В этих слогах яр, ям, буква я обозначает 2 слога.

Читают слова.

-ярый, яма; линия, молния, армия

-ярый, яма

-линия, молния, армия

Отвечают на вопрос.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: частичный звуковой анализ слов.

5 мин

Игра со звуками  [й'][а]; [а]

Сейчас мы будем работать в парах.

Я вам раздам конвертики с заданием.

Вам нужно будет распределить слова в два столбика.

В первый столбик, вы должны отнести слова, в которых буква я обозначает два звука [й’][а].

А во второй столбик слова. В которых буква я обозначает звук [а].

А теперь сравните выполненное вами задание с доской.

А помните в начале урока мы говорили про работу звука [й’]?

Какова его роль?

Верно!  Он входит в состав буквы Я. Звука [я] нет, есть звуки [й’а]. Эти звуки произносятся, когда я стоит вначале слова и после гласной.

Маляр [а]

Баян [й'][а]

Бряк [а]

Мяч [а]

Мария [й'][а]

Яблоко [й'][а]

Ярмарка [й'][а]

- Звука [я] нет, есть звук [й’]. Этот звук произносится когда я стоит вначале слова и после гласной.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Динамическая пауза

(видеофрагмент)

1 мин

Выполняют задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с учебником

Наглядный: работа с иллюстрацией

Практический: слого-звуковой анализ слов

4 мин

Посмотрите на иллюстрацию, над вторым столбиком слов.

Что на ней изображено?

А что вы заметили?

Лилия-луковичное растение с прямым стеблем и крупными красивыми цветами в виде колокола.

Посмотрите на слайд, на нем представлены разные виды лилий.

Давайте прочитаем слова во втором столбике.

Слоги, которые выделены голубыми дугами, читаем отчетливо, по слогам. Слова, в которых стоит ударение, читаем с ударением.

А как вы думаете, почему слова написаны с большой буквы?

Верно! Эти слова- имена собственные, поэтому они всегда пишутся с большой буквы.

Прочтите, пожалуйста, предложение

Сколько в этом предложении слов?

В парах составьте схему предложения.

Сверьте с доской.

-Мария с лилиями.

- Лилия- растение

Лилия -имя

Читают слова.

-потому что это имена

У Марии лилии

-3

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный анализ, самооценивание

 

2 мин

-Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог урока.

-Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-Расскажите, чему учились на уроке

-Расскажите всё, что узнали о звуках которые обозначает буква Я

- Какая буква обозначает звуки [й'][а]

Я научился … Я понял, что … Было трудно …

Буква я. Звуки [й'][а]

Определять, когда буква Я обозначает 2 звука

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ямки буква Я копала, Я в них яблоньки сажала

Слайд 3

Тема урока: «Звуки [й'] [а]. Буквы Я я»

Слайд 4

Цели урока: познакомимся со звуками [й'] [а]; ['а] и буквами Я,я будем учиться определять звуки [й'] [а] в слогах и словах

Слайд 6

[й’][а] [а] Баян Мария Яблоко Ярмарка Маляр Бряк Мяч

Слайд 8

Я научился… Я понял, что… Было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Звуки [н] [н`], буквы Н, н

Тема: Звуки [н] [н`] , буква Н, нОсновные цели:познакомить учащихся с согласными сонорными звуками и буквамиформировать умение характеризовать звуки, составлять предложения и схемы;развивать внимание,...

Конспект урока Обучение грамоте 1 класс. Тема "Звуки з и з/.Буквы З,з."

Данный урок интересен тем, что здесь используются активные формы работы:стройка домиков для звуков разных групп, составление слов  с помощью  табло из одного слова, работа с сигальными свето...

Урок обучения грамоте - чтение по теме "Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х"

Конспект урока и технологичекая карта урока обучения грамоте - чтения...

Конспект урока обучения грамоты (чтения) на тему: "Звук [ э ]. Буквы Э, э.

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоты в 1 классе (УМК "Перспективная начальная школа"). Данный урок содержит интерактивные упражнения, направленные на ст...

Конспект урока по грамоте (1 класс). Тема: Звуки [Л], [Л`] Буква Лл. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [л], [л,], их характеристикой и буквами Лл.Планируемые результатыПредметные:знать: зрительный образ буквы Л,л, характеристику з...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. Тема: "Звук [ч’], буква Ч, ч" УМК "Школа России"

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. Тема: "Звук [ч’], буква Ч, ч" УМК "Школа России"...

Урок обучение грамоте , 1 класс, тема:«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова»....