Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Фанина Эльвина Равилевна

    Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chtenie.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по чтению

    Тема:  А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»

    Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать краткую биографию А. Блока, С. Маршака; уметь прогнозировать содержание произведения, уметь представлять картины весенней природы; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;  уметь понимать авторское слово, настроение, читать выразительно.

    Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию, потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова ,В.Г. Горецкий «Литературное чтение» УМК «Школа России»  2 класс(2 часть), презентация; раздаточный материал.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Психологический настрой:

    Организация урока, рифмованное начало урока

    1 мин

    Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Я желаю Вам, продуктивной работы на нашем уроке!

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс,

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво,

    Тихо сели, спинки прямо.

    Все с улыбочкой вздохнём

    И урок скорей начнем.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Р: саморегуляция

    II. Актуализация знаний и мотивация

    Практический;

    Упражнение

    Словесный:

    беседа

    Создание проблемной ситуации

    Практический:

    выступление

    10 мин.

    - Ребята, посмотрите на экран, на нём вы можете видеть имена поэтов и строчки из их произведений, но они перепутаны, вам необходимо сопоставить их:

    Ф. Тютчев                      «Чиста небесная лазурь

                                              Теплей и ярче солнце стало

                                              Пора метелей злых и бурь

                                              Опять надолго миновала»

    А. Плещеев                    «Облака бегут быстрей,

                                              Небо стало выше.

                                              Зачирикал воробей

                                              Веселей на крыше. »

    А. Блок                           «Взбесилась ведьма злая

                                              И, снегу захватя,

                                              Пустила убегая

                                              В прекрасное дитя»

    С. Маршак                     «Весна идёт старонкой,

                                              Да где ж сама она?

                                              Чу, слышен голос звонкий.

                                              Не то ли весна?»

     

    - Давайте проверим, что у вас получилось.

    - Какие строки принадлежат Ф. Тютчеву?

    - Замечательно! Какие строки были написаны А. Плещеевым?

    - Молодцы! Ребята, а можете ли определить, какие строки принадлежат А. Блоку и С. Маршаку?

    - Сегодня на уроке нам предстоит узнать это.

    - А есть ли те ребята, которые хотят сегодня рассказать нам наизусть стихотворения уже известных нам поэтов?

    - Так как у нас много ребят, готовых выступить, мы послушаем не всех.

    - Ребята, а как же мы будем оценить выступающих?

    - Молодцы, приготовьтесь слушать внимательно, и выставлять свою оценку выступающему.

    К доске выходит один учащийся и рассказывает стихотворение.

    - Замечательно, ребята, и какую же оценку мы поставим? Все ли требования к выступлению были соблюдены?

    Выступает 3-4 человека.

    Учитель выставляет оценки.

    Слушают учителя

    Выполняют задание

    - «Взбесилась ведьма злая

        И, снегу захватя,

        Пустила убегая

        В прекрасное дитя»

    - «Чиста небесная лазурь

         Теплей и ярче солнце стало

         Пора метелей злых и бурь

         Опять надолго миновала»

    - Нет, мы не знаем

    Слушают учителя

    - Да, есть

    - Выразительность, эмоциональность, четкость изложения, грамотность, интонация…

    Слушают выступающего

    - Отлично, да, все

    Анализируют каждого выступающего.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

    III.Постановка учебной задачи

    Частично-поисковый

    2 мин.

    - Замечательно, ребята, вы большие молодцы! Посмотрите на экран, на нём изображены портреты великих писателей.

    -Знакомы ли они вам?

    - Кто может сказать, кто изображен на экране?

    Появляются имена поэтов.

    - Ребята, это знаменитые отечественные поэты Александр Блок и Самуил Яковлевич Маршак.

    - А знаете ли вы историю их жизней (биографию)? И произведения, которые они написали о весне?

    - Сегодня на уроке нам и предстоит это узнать.

    - Сформулируйте тему урока.

    - Замечательно, тема нашего урока « Стихотворения о весне А. Блока и С. Маршака»                                

    - Попробуйте  сформулировать цели урока.

    -Молодцы, ребята! Давайте прочитаем еще раз цели урока.

    Рассматривают  портреты поэтов.

    - Нет

    - Не знаем

    Слушают учителя

    - Нет

    - Произведения о весне  А. Блока и С. Маршака.

    - Узнать биографию поэтов, познакомиться с их произведениями.

    - Познакомимся с биографиями писателей; познакомимся с  произведениями о весне А. Блока и С. Маршака; научимся выразительно читать стихотворения.

    Р: целеполагание

    П: планирование своих

    действий в соответствии с поставленными задачами

    Р: принятие и сохранение учебной задачи

    IV.Открытие нового знания

    Словесный:

    Рассказ

    Наглядный :

    Показ презентации

    7-8 мин.

    Послушайте небольшой рассказ о

    - Александр Александрович Блок — русский поэт (годы жизни и портрет на слайде). Родился в дворянской семье в Санкт- Петербурге. Его отец был профессором Варшавского университета. Родители Блока расстались вскоре после его рождения, и он воспитывался в семье матери.

    Бабушка, мать и две тети Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею — первые стихи написал лет в пять. А в 13 лет стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. Он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором — помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки. Повзрослев поступил на историко-филологический факультет. Стихотворение «На лугу » было написано в 1912 году.

    А теперь ребята, я расскажу вам немного о биографии С. Маршака:

    Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака.
    Повзрослев, поступил в университете в Лондоне.
    За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев» , которая была написана в 1942-1943 годах. (иллюстрации на слайдах)

    Откройте учебники на странице 114, посмотрите на иллюстрацию к стихотворению, что на ней изображено?

    - Какое настроение передает данная картина?

    Слушают рассказ учителя.

    Анализируют информацию.

    Просматривают презентацию

    - Весенний лес, солнечная погода

    - Радость, веселье, тепло

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Р: принятие и сохранение учебной задачи

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Словесный:

    Беседа

    Словесный: рассказ

    Динамическая пауза

    Метод аналогии

    7 мин.

    1 мин

    - Замечательно, прочитайте стихотворение про себя, и определите, соответствует ли иллюстрация содержанию стихотворения?

    - Встретились ли вам незнакомые слова? Какие?

    - Давайте посмотрим их определения (на слайде):

     Пашня — это вспаханное поле. Чу - чувствовать.

    - Как вы понимаете выражения «весна идет сторонкой» ?

    - Как называется такое художественное средство выразительности?

    - Ребята, это олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать (на слайде). Например: лес проснулся, камыш шепчет (на слайде). Именно олицетворение является выражение «весна идёт сторонкой».

    - Как вы понимаете выражение «слышен голос звонкий»?

    - Выражение "слышен голос звонкий" говорит об обязательном приходе весны. Она еще не вступила полностью в свои права, но уже проявляет себя, что чувствуется в журчании ручья.

    - Кто может сказать, из скольких строф состоит произведение?

    -Замечательно, ребята, что увидел поэт весной? Прочитайте.

    - Нарисуйте весеннюю словесную картину.

    - Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту?

    -Замечательно. Послушайте стихотворение.

    Учитель зачитывает стихотворение.

    - Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение? Подумайте, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Меняется ли настроение?

    Показ учителем движений.

    - Пашня

    - Не показывая полностью себя

    - Мы не знаем

    Слушают учителя

    - Голос детей, ручья, весны

    - Двух

    - Солнце, журчание ручья,

    - Когда лед еще растаял на ручье, вода ударяется о лёд, и поэтому мы можем услышать «песенку ручья»

    - С радостью, нет не меняется

    Повторяют за учителем.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Р: саморегуляция

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический:

    упражнение

    4 мин.

    - А теперь, ребята, ваша задача, это стихотворению вашему соседу по парте, оценивать будет ваш напарник, замечая все ошибки, и поставит вам оценку за чтение.

    - Приступайте к выполнению задания.

     Читают стихотворения.

    Анализируют чтение напарника.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    VII.Включение в систему знаний

    Практический:

    упражнение

    .

    Словесный: беседа

    8 мин.

    - Ребята, сейчас ваша задача самостоятельно разобрать стихотворение С. Маршака, следуя алгоритма нашей работы над первым произведением. Вам необходимо рассмотреть иллюстрацию, и постараться определить при чтении стихотворения, соответствует ли она изложенному. Прочитать стихотворение, определить главную мысль (о чем оно), разобраться со всеми непонятными вам словами. Пронаблюдать за изменением настроения, и увидеть, какие средства выразительности речи поэт употребил в своём произведение.

    - Приступайте к выполнению, у вас 3 минуты.

    - Давайте проверим, что у вас получилось.

    - Кто хочет выступить? И получить оценку?

    - Отлично, послушайте внимательно стихотворение (аудиозапись). Постарайтесь определить, на каких словах автор делал акцент, с каким настроением читал.

    - А сейчас, вы работаете в группах, выступают все поочерёдно, вам необходимо выразительно прочитать стихотворение , группа оценивает выступающего, и ставит ему оценку.  У вас 5 минуты.

    Обсуждение результатов работы в группах, выставление оценок.

    Слушают учителя

    Выполняют задание.

    - На картине изображена верба, после прочтения стихотворения я понял, что иллюстрация полностью соответствует теме произведения, главная идея стихотворения - таяние льда и снега с приходом весны. Автор использовал такие средства выразительности речи как олицетворение и метафора…

    Работают в группах.

    Анализируют выступления одноклассников.

    Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия

    К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный:

    Беседа

    1 мин.

    -Ребята, скажите, какие цели мы ставили на этот урок?

    -Смогли ли мы их достичь?

    - С какими авторами мы познакомились?

    - С какими произведениями?

    - У вас на партах лежат смайлики, раскрасьте их в красный цвет  если – было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание, желтый  – хорошо поработал, но не все получилось, зеленый – на отлично поработал, все получилось.

    Выставление оценок.

    Ребята, вы молодцы! Спасибо за урок!

    Отвечают на вопросы.

    Проводят рефлексию.

    П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    С. Маршак. Снег уже теперь не тот...

    Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Школа России"...

    ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»

    Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...

    Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема : А. Блок "Ветхая избушка"

    Целью данного урока является познакомить учеников 3 класса с жизнью и творчеством А. Блока, обучать выразительному и правильному чтению стихов....

    Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»

    Конспект урока по литературному чтению      2 класс   Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»Планируемые ре...

    Конспект урока литературного чтения на тему «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»» (УМК «Школа России», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о весне; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов, ...