Образ Бабы-Яги в славянских мифах и сказках.
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ильченко Ольга Геннадьевна

Образ Бабы-Яги в славянских мифах и сказках.Материал предназначен для работы на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока933.26 КБ
Файл Презентация к уроку2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 49

«Образ Бабы-Яги в

славянских мифах и сказках.»

Ильченко О.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ №49

.

ВВЕДЕНИЕ

Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.  Однако, Баба Яга – неоднозначный персонаж. Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина. 

Цель  работы – проанализировать образ Бабы Яги в славянских мифах и сказках и определить истоки и назначение этого образа.

Задачи:

  • Прочитать русские народные сказки, где среди персонажей присутствует Баба Яга; 
  • Изучить образ Бабы Яги; 
  • Систематизировать изученный материал; 
  • Проанализировать полученные результаты и сделать вывод. 

Гипотеза исследования. Я думаю, что подробное изучение сказок поможет раскрыть нам образ Бабы Яги в славянских мифах и сказках.

  1. Образ Бабы Яги

Образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь. Но по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами.

Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы Яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; подобно Бабе Яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи.  Передвигается Баба Яга обычно также подобно ведьме в ступе. Иногда она может перемещаться с места на место. Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), черных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.

Обратимся к самому выражению «Баба Яга». Оно состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам. Слово «Яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду. Как всякое божество Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Она никогда никого не съедает, т.е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений и Бабе-берегине.

  1. Происхождение образа Бабы-Яги

В древности умерших хоронили в домовинах-домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, БабаЯга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная природа Бабы Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.

Существует и иная трактовка. Согласно ей, Баба Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н. Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня»[12, с.53].

Согласно этой позиции, имя Бабы Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба Яга, стоящая на границе миров служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского происхождения Бабы Яги, видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе Яге. После узнавания героя по запаху и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая, таким образом, ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

  1. Основные типы Бабы Яги в волшебных сказках.
  • Яга – воительница. Она сражается с героями и побеждает много из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне. Её «рать – сила несметная». Она, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусметри: «…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзу, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба Яга»).
  • Яга – дарительница.  Гостя она выпрашивает и дарит ему предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»)
  • Яга–похитительница  - наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить. Этот образ, возможно, связан с двумя обрядами - «перепекания ребёнка» (совершался над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком) и колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу.  Мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам.
  • Яга-советчица. Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать.
  • Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём.
  • Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и прочее) за похождениями героя.
  • Яга-прародительница. Мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»)

  1. Приметы Бабы Яги.

Самая яркая примета Бабы-Яги - ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или «навь». Навь, по славянским поверьям, душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мира, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.

Ступа в славянской мифологии - это транспорт мертвых, неживых персонажей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль своего рода стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает.

Метла — предмет, непосредственно связанный с женским началом, а также с магией очистительной силы в представлении древних. Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести метлой. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.

  1. Мифологический смысл образа Бабы Яги

Мифология – это совокупность древнейших верований какого-нибудь народа, отраженная в мифах. Миф – это древнее народное сказание, легенда.

Если бы Баба Яга была просто придумана, для того чтобы пугать ею маленьких детей, то, наверное, ее образ не обязательно было так четко структурировать и всесторонне характеризовать: где живет, как живет, какая она, как вести себя при встрече с ней. Такая подробность обычно сопровождает обрядовые ритуалы.

Ритуал – это гораздо больше, чем просто церемония или праздник, это совокупность действий, в силу и магию которых безгранично верили и выполняли значительно и с почтением.

Мифологическое могущество Яги поистине беспредельно. Бабе Яге подвластно время: ее слуги – это белый, красный и черный всадники, то есть утро, день и ночь. Она живет в лесу на границе мира мертвых, она летает в ступе и на помеле, а это значит, что в ее власти и воздушная стихия. Огонь тоже в ее власти – и тот, что в печи, и тот, что горит в глазницах страшных черепов на ее частоколе. Таким образом, перед нами мифологический образ великой богини, повелевающей Жизнью и Смертью, Временем и Судьбой. 

  1. Историческая основа образа Бабы Яги

Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.

Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации – посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?

Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте – там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности – это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого – от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.

Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым) отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» - оно означает «решающая».

Итак, сказки о Бабе Яге – хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно. 

  1. Жилище Бабы Яги

Согласно славянской мифологии Баба Яга живёт на границе двух миров – ЯВЬ и Навь. Она является получеловеком, полумертвецом.

Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы в неё попасть – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых.

Не менее важна избушка на курьих ножках. В народной фантазии она была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица — священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Поэтому сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках, то есть оказывается на грани жизни и смерти.

В сказках Баба-Яга может жить в различных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река — это граница между «белым светом» и загробным миром. Баба Яга - будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост — по верованиям древних индоевропейцев разделяет реальный и волшебный миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье и не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно волшебным сказкам, Баба Яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы Яги. В большинстве сюжетов она представлено в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п.  Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

В результате исследования я поняла, что образ Бабы  Яги в славянских сказках довольно противоречив. Баба-Яга не всегда злая ведьма: она может быть разной – доброй и злой, часто она помогает герою, спасает его, может быть веселой и смешной, а иногда даже красавицей.

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности. Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.

Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.

Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.

Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.

Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Самое интересное, что зачастую в сказке Бабе Яге отводится всего один – два эпизода, но без нее сказка не состоится – герой пути не найдет, волшебного помощника не получит, царевну не спасет. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ей отведено, Баба Яга является чуть ли не центральным персонажем волшебной сказки.

И еще один вывод сделала я. Славянские сказки очень интересны!

Список использованной литературы

  1. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
  2. Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
  3. Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
  4. В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
  5. Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002
  6. Науменко Г. Фольклорный праздник. М.: Линка-Пресс, 2000.
  7. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит.,– 1992. – 245 с.
  8. Любимые сказки. Сборник русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 512 с.
  9. Бабушкины сказки. Сборник русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 608 с.
  10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.
  11. Толковый словарь живого великорусского языка. В. Даль – М.: Мир книги, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Бабы-Яги в славянских мифах и сказках . Ильченко О.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ №49

Слайд 2

Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней.

Слайд 3

Жилище Бабы Яги Согласно славянской мифологии Баба Яга живёт на границе двух миров – ЯВЬ и Навь. Она является получеловеком, полумертвецом . Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы в неё попасть – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых. Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Согласно волшебным сказкам, Баба Яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Слайд 4

Образ Бабы Яги Образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь . Но по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами.

Слайд 5

Ягой-бабой ( егибовой , егибицей ) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы Яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; подобно Бабе Яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи. Передвигается Баба Яга обычно также подобно ведьме в ступе. Иногда она может перемещаться с места на место. Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), черных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.

Слайд 6

Обратимся к самому выражению «Баба Яга». Оно состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам . Слово «Яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду. Как всякое божество Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Она никогда никого не съедает, т.е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений и Бабе- берегине .

Слайд 7

Основные типы Бабы Яги в волшебных сказках Яга – воительница. Она сражается с героями и побеждает много из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне. Её «рать – сила несметная». Она, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусметри : «…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзу, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба Яга»). 2. Яга – дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит ему предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» (« Финист – ясный сокол»)

Слайд 8

3. Яга–похитительница - наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить. Этот образ , возможно, связан с двумя обрядами - « перепекания ребёнка» (совершался над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком) и колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам.

Слайд 9

4. Яга-советчица. Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать. 5. Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём . 6 . Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и прочее) за похождениями героя. 7. Яга-прародительница. Мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек- ягишн , хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»)

Слайд 10

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы Яги. В большинстве сюжетов она представлено в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Выполняя проект, ребята смогут проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности....

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Цель работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах  русских народных сказок. Выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба ЯгаЗадачи работы:¢  Познакомиться с ...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Презентация "Образ Бабы Яги в русских народных сказках".

             Баба- Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». ...

Научный проект на тему:"Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

На примере сказок проследили развитие образа Бабы Яги, определили ее роль в жизни сказочного героя....