"Русские богатыри - защитники отечества"
проект по чтению (4 класс) на тему

Тун-куй-сю Нелли Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Данные об учителе: Тун-куй-сю Нелли Владимировна, учитель  начальных  классов  1  категории,  МКОУ СОШ № 6 г. Бирюсинска

Предмет: внеурочная  деятельность, проекты          

Класс: 4                  

УМК:  «Школа 2100»

Тема занятия: «Русские богатыри – защитники отечества».    

Тип занятия: проектно-исследовательская  деятельность.

Цели занятия: 1) Узнавая как можно больше о русских богатырях, научиться создавать творческий проект.

2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: наглядные  пособия, оценочные  листы, интерактивная  доска, презентация, былины, книги о русских богатырях, портреты      

богатырей.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется занятие:

Учащиеся владеют:

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя,  умение  работать  в  группе;

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Ориентировоч-ный этап.  Актуализация  знаний

Поисково-исследователь-ский этап

Физ. минутка

Постановка целей  и  задач  урока. Организация  работы  в  группах.

Составить  план  работы  урока

Проверка  знаний  учащихся.

Организация  поиска правильных  определений.  

Создание  проблемной  ситуации

Решение нестандартных задач

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

  Слайд 1

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Слайд 2

- Совсем недавно наша страна отмечала День защитника отечества, этот праздник ежегодно отмечается в России 23 февраля как всенародный. Он берет свое начало в период существования Советского Союза, тогда праздник отмечался в честь Советской Армии и Военно-Морского Флота. 23 февраля 2018 года в Российской Федерации отмечается знаменательная дата – 100 лет со дня создания Красной — Советской — Российской армии.

- Для чего нашей стране нужна армия?

- Издавна на Руси были защитники. Отгадайте, кто защищал нашу страну раньше?

 Герой русских былин и сказок.

 Защитник родины, воин, 

отличающийся необычайной силой, 

мужеством, удалью. 

Слайд 3

- Что вы знаете о богатырях?

- Дима приготовил ответ на этот вопрос.

- Кто-нибудь знает как возникло слово богатырь?

Слайд 4

- Слово само "Богатырь" происходит от древне -тюркского "багатур", то есть «храбрый воин».

- Где можно найти информацию о богатырях?

- Что такое былина?

Слайд 5

Былины — русские народные песни-сказания о богатырях.
Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная гордость.

Долгое время былины передавались в устной форме, пока ими не заинтересовались учёные.

Былина произошла от слова «быль», Слагались былины сказителями - хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

- Каких богатырей вы знаете?

- Расскажите о них (проблема). Что вы помните?

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

-Определите тему?

Слайд 6

- Рассмотрите иллюстрацию (картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»). Кто на ней изображен?

Слайд 7

 Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Эта картина до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

-А вы знаете, что на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке.

- Какой вопрос у вас возникает к художнику?

-Когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

- Как вы думаете, мы должны знать наше прошлое и историю нашей страны?

Слайд 8

Актуальность и практическая значимость проектамы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Слайд 9

Гипотеза (предположение):

что богатыри – это  защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.

Богатырь – это пример великого духа русского человека.

- Какую цель поставим перед собой?

 Слайд 10

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри

-Какие задачи поставим перед собой?

Слайд 11

Задачи:

- изучить и рассмотреть различные источники информации на тему «Русские богатыри»;

- изучить историю богатырей;

- подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях с помощью защиты стендового доклада.

Предлагает спланировать деятельность по решению задач проекта (ответы детей):

Слайд 12

- изучить информацию о богатырях пользуясь предложенной литературой,

- найти портрет богатыря,

- подготовить доклад о богатырях,

- оформить информацию на ватмане,

- выступить с рассказом о богатыре.

Доклад должен содержать следующую информацию:

Слайд 13

  1. Портрет
  2. Настоящее имя богатыря
  3. Биография
  4. Назвать былины про богатыря

Слайд 14

Отвечают  на  вопросы  учителя.

 

Чтобы защищать нашу Родину от врагов.

Богатыри.

Ответы детей.

Богатыри — персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги.  Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

В былинах.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Почему художник изобразил их вместе?

-

- Почему он изобразил их вместе?

Ответы детей.

Ответы детей.

- Ответы детей.

Регулятивные  УУД:

распределение  ролей  в  группе,  обозначение  обязанностей.  Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Первый тип целеполагания — постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Коммуникативные  УУД:

Организация и планирование учебного сотрудничества- с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Личностные  УУД: осознание  гражданской  идентичности,  осознание  этнической  принадлежности.

Предметные  УУД: определять  тему  и  цель  урока  с  помощью  учителя

Познавательные  УУД:

Знакомятся  с  историей создания картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Практический этап

Учить  работать  в  соответствии  с  заданным  алгоритмом.

решение нестандартных задач

групповая

Знакомит с  материалом для работы над проектом.  Предлагает распределить обязанности: кто за что отвечает.  Напоминает о соблюдении правил    при  работе  в группе. Помогает приготовить  плакат и оценить  работу  группы.

Слайд 15

Защита проекта.

- Предлагаю нашим мальчикам представить себя богатырями.

Слайд 16

- Что одето на наших богатырях?

-Зачем им эта одежда?

- Откуда произошло название «кольчуга»?

Выбирают  необходимые  материалы. Готовят  плакат по плану. Оценивают  работу   группы. Распределяют  обязанности. Вспоминают  правила   при  работе  в группе.

Исполняют песню «Богатырская сила».

Отвечают на вопросы.

Познавательные  УУД: знакомятся  с  биографией богатырей.

Регулятивные:  оценивают  работу  группы.

Коммуникативные: умение  договориться   о выполнении  порядка  работы  и о  выполнении  определенных  обязанностях.

Рефлексивно-оценочный этап

Проверка знаний,  полученных  на  уроке

Фронтальный  опрос

фронтальная

Рефлексия:

Что нового для себя узнали на уроке?

Назовите  имена русских богатырей.

Почему  мы  говорили именно о этих богатырях , а не о каких-то других?

Как  вы  думаете,  смогли  ли  мы  выполнить  те  цели  урока,  которые  ставили  перед  собой  на  выполнение  проекта?

Выставление  общей  оценки  группе.

-На самом деле на Руси было много богатырей.

Слайд 17-19

Домашнее  задание: приготовить  доклад о любом русском богатыре.

Слайд 20

- С помощью смайлика покажите свое настроение.

Обобщают  знания,  полученные  на  уроке,  выставляют  общую  оценку  группе.

Рисуют на листочке смайлики.

Регулятивные  УУД:  оценивание  результата  работы  на  уроке.

Познавательные  УУД:  обощение  и  систематизация  знаний,  полученных  в  процессе  работы  над  темой  урока.

Личностные  УУД:  осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".

Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...

Утренник ко Дню защитника Отечества "Русский солдат умом и силой богат"

Материал утренника разработан для разнообразия досуга детей 7-10 лет в помощь учителю при проведении мероприятий ко Дню защитника Отечества...

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа"

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа" разработан для учащихся начальных классов. В мероприятии использованы стихи, песни и танцы, а также предусмотрен...

Внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества "Папа- защитник Родины и семьи"

Разработка литературно - музыкальной композиции на татарском языке...

"Богатыри - защитники земли русской"

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества....

Библиотечное занятие, посвящённое Дню защитника Отечества "На героя и слава бежит" (о былинных богатырях)

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования в целях воспитания уваже...

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию. Тема: Богатыри – защитники земли русской

Цель внеклассного мероприятия: формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Направлено на решение триединых зада...