"Русские богатыри - защитники отечества"
проект по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Данные об учителе: Тун-куй-сю Нелли Владимировна, учитель начальных классов 1 категории, МКОУ СОШ № 6 г. Бирюсинска
Предмет: внеурочная деятельность, проекты
Класс: 4
УМК: «Школа 2100»
Тема занятия: «Русские богатыри – защитники отечества».
Тип занятия: проектно-исследовательская деятельность.
Цели занятия: 1) Узнавая как можно больше о русских богатырях, научиться создавать творческий проект.
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: наглядные пособия, оценочные листы, интерактивная доска, презентация, былины, книги о русских богатырях, портреты
богатырей.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется занятие:
Учащиеся владеют:
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя, умение работать в группе;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап Ориентировоч-ный этап. Актуализация знаний Поисково-исследователь-ский этап Физ. минутка | Постановка целей и задач урока. Организация работы в группах. Составить план работы урока Проверка знаний учащихся. Организация поиска правильных определений. | Создание проблемной ситуации Решение нестандартных задач | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Слайд 1 Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Слайд 2 - Совсем недавно наша страна отмечала День защитника отечества, этот праздник ежегодно отмечается в России 23 февраля как всенародный. Он берет свое начало в период существования Советского Союза, тогда праздник отмечался в честь Советской Армии и Военно-Морского Флота. 23 февраля 2018 года в Российской Федерации отмечается знаменательная дата – 100 лет со дня создания Красной — Советской — Российской армии. - Для чего нашей стране нужна армия? - Издавна на Руси были защитники. Отгадайте, кто защищал нашу страну раньше? Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. Слайд 3 - Что вы знаете о богатырях? - Дима приготовил ответ на этот вопрос. - Кто-нибудь знает как возникло слово богатырь? Слайд 4 - Слово само "Богатырь" происходит от древне -тюркского "багатур", то есть «храбрый воин». - Где можно найти информацию о богатырях? - Что такое былина? Слайд 5 Былины — русские народные песни-сказания о богатырях. Долгое время былины передавались в устной форме, пока ими не заинтересовались учёные. Былина произошла от слова «быль», Слагались былины сказителями - хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. - Каких богатырей вы знаете? - Расскажите о них (проблема). Что вы помните? - Кто догадался, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? -Определите тему? Слайд 6 - Рассмотрите иллюстрацию (картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»). Кто на ней изображен? Слайд 7 Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Эта картина до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве. -А вы знаете, что на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. - Какой вопрос у вас возникает к художнику? -Когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. - Как вы думаете, мы должны знать наше прошлое и историю нашей страны? Слайд 8 Актуальность и практическая значимость проекта: мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Слайд 9 Гипотеза (предположение): что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Богатырь – это пример великого духа русского человека. - Какую цель поставим перед собой? Слайд 10 Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри -Какие задачи поставим перед собой? Слайд 11 Задачи: - изучить и рассмотреть различные источники информации на тему «Русские богатыри»; - изучить историю богатырей; - подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях с помощью защиты стендового доклада. Предлагает спланировать деятельность по решению задач проекта (ответы детей): Слайд 12 - изучить информацию о богатырях пользуясь предложенной литературой, - найти портрет богатыря, - подготовить доклад о богатырях, - оформить информацию на ватмане, - выступить с рассказом о богатыре. Доклад должен содержать следующую информацию: Слайд 13
Слайд 14 | Отвечают на вопросы учителя.
Чтобы защищать нашу Родину от врагов. Богатыри. Ответы детей. Богатыри — персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. В былинах. Ответы детей. Ответы детей. - Почему художник изобразил их вместе? - - Почему он изобразил их вместе? Ответы детей. Ответы детей. - Ответы детей. | Регулятивные УУД: распределение ролей в группе, обозначение обязанностей. Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Первый тип целеполагания — постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Коммуникативные УУД: Организация и планирование учебного сотрудничества- с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Личностные УУД: осознание гражданской идентичности, осознание этнической принадлежности. Предметные УУД: определять тему и цель урока с помощью учителя Познавательные УУД: Знакомятся с историей создания картины В.М. Васнецова «Богатыри». |
Практический этап | Учить работать в соответствии с заданным алгоритмом. | решение нестандартных задач | групповая | Знакомит с материалом для работы над проектом. Предлагает распределить обязанности: кто за что отвечает. Напоминает о соблюдении правил при работе в группе. Помогает приготовить плакат и оценить работу группы. Слайд 15 Защита проекта. - Предлагаю нашим мальчикам представить себя богатырями. Слайд 16 - Что одето на наших богатырях? -Зачем им эта одежда? - Откуда произошло название «кольчуга»? | Выбирают необходимые материалы. Готовят плакат по плану. Оценивают работу группы. Распределяют обязанности. Вспоминают правила при работе в группе. Исполняют песню «Богатырская сила». Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: знакомятся с биографией богатырей. Регулятивные: оценивают работу группы. Коммуникативные: умение договориться о выполнении порядка работы и о выполнении определенных обязанностях. |
Рефлексивно-оценочный этап | Проверка знаний, полученных на уроке | Фронтальный опрос | фронтальная | Рефлексия: Что нового для себя узнали на уроке? Назовите имена русских богатырей. Почему мы говорили именно о этих богатырях , а не о каких-то других? Как вы думаете, смогли ли мы выполнить те цели урока, которые ставили перед собой на выполнение проекта? Выставление общей оценки группе. -На самом деле на Руси было много богатырей. Слайд 17-19 Домашнее задание: приготовить доклад о любом русском богатыре. Слайд 20 - С помощью смайлика покажите свое настроение. | Обобщают знания, полученные на уроке, выставляют общую оценку группе. Рисуют на листочке смайлики. | Регулятивные УУД: оценивание результата работы на уроке. Познавательные УУД: обощение и систематизация знаний, полученных в процессе работы над темой урока. Личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".
Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-468405-1407648095.jpg)
Утренник ко Дню защитника Отечества "Русский солдат умом и силой богат"
Материал утренника разработан для разнообразия досуга детей 7-10 лет в помощь учителю при проведении мероприятий ко Дню защитника Отечества...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-573237-1427652308.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа"
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа" разработан для учащихся начальных классов. В мероприятии использованы стихи, песни и танцы, а также предусмотрен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/17/picture-649471-1700243396.jpg)
Внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества "Папа- защитник Родины и семьи"
Разработка литературно - музыкальной композиции на татарском языке...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-281606-1376742904.jpg)
"Богатыри - защитники земли русской"
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-370543-1387457945.jpg)
Библиотечное занятие, посвящённое Дню защитника Отечества "На героя и слава бежит" (о былинных богатырях)
Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования в целях воспитания уваже...
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию. Тема: Богатыри – защитники земли русской
Цель внеклассного мероприятия: формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Направлено на решение триединых зада...