Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию. Тема: Богатыри – защитники земли русской
план-конспект занятия (2 класс)

Цель внеклассного мероприятия: формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Направлено на решение триединых задач:

  • Образовательные: познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
  • Развивающие:развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
  • Воспитательные:воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию

             Тема:  Богатыри – защитники земли русской.  (слайд 1)


Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
  • Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
  • Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.

Оборудование: комрьютер, мультимедиа, презентация «Богатыри – защитники земли русской", пазлы, мультфильм о богатырях.

Методы и приёмы:

  • рассматривание;
  • показ; 
  • наводящие вопросы  детям;
  • физминутка «Зоркий дозор»
  • русская народная игра «Где работа – там еда»;
  • викторина;
  • просмотр м/ф «Илья Муромец и Соловей разбойник»

                                                                   Ход занятия

Звучит вступление к песни «Богатырская наша сила».

Учитель  Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

Учитель  А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети. Мы узнали о богатырях из былин.

Учитель  Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?

Дети. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.

Учитель  Правильно. Былина – героическая песня о богатырях.  (слайд 2)

Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. А кто такой сказитель? Человек, который рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?

Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.    (слайд 3)

Учитель  Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Учитель  Сказитель так и говорил (звучат гусли):

Расскажу я вам про дела старые, 
Да про старые, про бывалые, 
Да про битвы, да про сражения, 
Да про подвиги богатырские!

В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

Так кто же такие богатыри?

Дети. Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

Учитель  Вы правы, богатыри - это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью. Известно семь главных русских богатырей. Давайте познакомимся с ними.

Учитель  1.Святогор. Богатырь-Гора.  Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу богатырю  Илье Муромцу.      (слайд 4)

Учитель  2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он могучий богатырь крестьянин-пахарь, пашет землю, в которую вкладывает огромную силу.                                                                                                                (слайд 5)

Учитель  3.Илья Муромец. Богатырь и человек.  Главный защитник русской земли. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов, Киев, несет богатырскую заставу с богатырями.                                                                                                                

                                                                                                                                 (слайд 6)

Учитель  4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце. Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник «вдов и сирот». Добрыня также  мастер петь и играть на гуслях. Он княжич, богач, получивший образование, стрелец и борец отличный, на речах разумен, но он человек тихий и смирный.                                                                                    (слайд 7)

Учитель  5.Алёша Попович. Богатырь – Робин.  Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем он как бы младшенький из богатырей. Отличается смелостью, в бою он вёрток, хитёр, дерзок.                                                                                  (слайд 8) 

Учитель  6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone  Сражается со змеем зла. Он - непосед, возможно  изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой».                                                                                                                  (слайд 9) 

Учитель  7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий. Чурила -   молодой богатырь, дерзкий  и богатый, слава о нем шла впереди него, служил князю Владимиру.

                                                                                                                                           (слайд 10)

А сейчас давайте составим пословицы из разрезных карточек о богатырской силе. Каждая группа получает по 2 конверта, открывайте первый, составляйте пословицу, затем второй – составляйте пословицу. А чтобы наши гости не скучали им тоже предложим такое задание.

 ( учащиеся по очереди зачитывают составленные пословицы). 

Учитель  А с кем сражались богатыри? (ответы детей)

Правильно как с врагами земли русской, так и с темными силами.                       (слайд 11)

А сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.

Физкультминутка «Зоркий дозор»

Дружно встали – раз, два, три-
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!                                                                                            
(слайд 12)

Учитель   Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Скажите, пожалуйста, какая картина В.М. Васнецова появилась у нас на экране?

Дети. Картина «Богатыри».

 Учитель   Давайте рассмотрим ее и поговорим о ней. Кто изображен на картине?

Дети. Три богатыря.

Учитель      Кто находится в центре картины?

Дети. Илья Муромец.

Учитель   Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети. Он самый старший, могучий, мудрый.

Учитель  Справа от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич, а слева Алеша Попович.  Богатыри смотрят вдаль: не видать ли где врагов? Они защищают Землю Русскую, ее границы. Как одеты богатыри?

Дети. На тело надета кольчуга.

Учитель  Что такое кольчуга и зачем она нужна?

Дети. Это рубашка из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья или меча, от стрел.

Учитель Что надето на головы богатырей?

Дети. Шлем. Он оберегал голову богатыря от ударов.

Учитель    Какие еще доспехи имеются у богатырей?

Дети. У Ильи Муромца копье и булава или палица, у Добрыни Никитича меч, а у Алеши Поповича лук со стрелами.                                                                     (слайд 13)

(Просмотр доспехов)

Учитель   Ребята, давайте еще раз посмотрим на доспехи богатырей.           (слайд 14)

Так выглядел богатырь в доспехах.                                                                          (слайд 15)

Учитель  Ребята, богатыри не только воевали, но и умели играть на музыкальных инструментах. На чем умел играть Алеша Попович?

Дети. Алеша Попович играл на гуслях.

Учитель  Богатыри не только воевали, но и умели отдыхать. Сейчас и мы с вами отдохнем.

У кого тут хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
«Где работа – там еда».                                                                                            
(слайд 16)

Игра «Где работа – там еда». ( включить песню «Богатырская наша сила»)

Для игры надо: 20 горошин, 2 ложки, 4 блюдца. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца (ведра) в другое. (участвуют только мальчики)

Дети садятся

Учитель  Вот какие молодцы! Показали свою силу богатырскую.

Учитель     А теперь предлагаю умом поразмяться и поиграть в игру «Историческое лото»                                                                                                                           (слайд 17)

Игра «Историческое лото»

Детям раздаются карточки - картинки. Дается описание, дети поднимают соответствующую картинку и называют.

1. Ее надевали, идя в бой. Это одежда из металлических колец, не мешала в бою, а надежно защищала владельца от ударов (кольчуга)

2. Он нужен для того, чтобы оберегать голову владельца от ран. (шлем)

3. Воин закрывается им наподобие стены. Бывает различной формы, из железа или дерева, на руке крепится шнурами. (щит)

4. Состоит из клинка и рукоятки. Был военным и государственным Символом Руси. (меч)

5.Ростом богатырь выше темного леса, головой облака подпирает,              скачет по горам – горы под ним шатаются,

 в реку заедет – вся вода из реки выплеснется. (Святогор  богатырь) 

 

6.В славном городе Ростове у  попа был сын. Грамоте он не учился, за книги не садился, а учился  с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы был не большой, а хитростью Тугарина Змеевича победил. (Алеша Попович)

 

7.Почти 30 лет на печи пролежал один из русских богатырей.

Заставили его калеки перехожие выпить воды студеной колодезной, да и поднялся он нести службу богатырскую  (Илья Муромец).

8.Кто из богатырей был пахарем? (Микула Селянинович)  

 

9.Кого из богатырей называли «тихим»? (Добрыня Никитич) 

Учитель   Молодцы. Вы отлично справились с заданием! А сейчас предлагаю вам собрать картинку из разрезных деталей (пазлы о богатырях)                 (слайд 18)

Учитель  Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет (правило) богатыри оставили нам.

1.Любить Родину, защищать и беречь ее. 
2.Защищать слабых, стариков и детей. 
3.Быть сильными, храбрыми, мужественными. 


Учитель       А преданья старины 
                       Забывать мы не должны. 
                       Чтобы дети знать могли 
                       О делах родной земли. 
                       Слава русской старине!

                        Слава русской стороне!                                                      (слайд 19)

А на последок посмотрим мультфильм «Илья Муромец»                   (слайд 20)

Учитель ( Подведение итогов мероприятия.)

-ребята, что нового узнали на нашем занятии?

_ Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

_Да, мы с вами познакомились сегодня с героями, защищавшие Русскую землю, вели речь о русских богатырях, о художнике живописце- это Виктор Михайлович Васнецов, который посвятил свое творчество славным воинам, героям русских былин, богатыри, которые заступались за обиженных, боролись со злом, чтобы победило добро.

-Спасибо ребята вам за урок, вы все были активны, хорошо работали на нашем занятии.

- И большое спасибо нашим уважаемым гостям, которые присутствовали на нашем небольшом мероприятии.